Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июль Международный опыт амнистии капиталов


ФРГ

     
     Правительство ФРГ осуществило налоговую амнистию в период с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2004 г. Основная побудительная причина ее проведения - острый дефицит государственного бюджета. Цель амнистии - возвратить в Германию вывезенный из страны капитал.
    Нормативно-правовую базу налоговой амнистии составил Закон о поощрении налоговой честности (Gesetz zur Fцrderung der Steuerehrlichkeit).
    В соответствии с положениями этого закона после подачи заявления на амнистию заявитель должен уплатить налог в течение 10 дней. Уплата задолженности в рассрочку законом не предусматривается.
     Если заявление на амнистию подавалось в 2004 г., то налогоплательщик должен был уплатить государству единовременную сумму в размере 25 % от налогооблагаемой суммы. С 1-го января 2005 г. эта ставка увеличивалась до 35 %. Срок подачи подобных заявлений заканчивался 31 марта 2005 г.
     Единовременная выплата налога в размере 25 % или же 35 % означала также, что отпадала обязанность уплаты каких-либо других взносов, например, церковных сборов или же сборов солидарности.
     Частные лица, разместившие свои средства за границей, имели при этом право их там и оставить, т.к. налоговая амнистия не требовала перемещения денег на территорию Германии.
    Исходная налогооблагаемая сумма для исчисления налога изменялась в зависимости от вида налогов. Например, суммы, подлежащие уплате по подоходному (Einkommenssteuer) или же корпоративному (Kцrperschaftssteuer) налогу, снижались до 60 %, т.е. при налогообложении разрешалось не учитывать до 40 % дохода. В случае промыслового дохода (Gewerbesteuer) использовался тариф в 10 %, при налоге на наследство (Erbschaftssteuer) учитывалось 25 % от суммы наследства, в случае налога на добавочную стоимость (Umsatzsteuer) - 35 % от оборота.
    Амнистия распространялась на доходы, полученные с 1993 по 2002 гг.
    Законом было установлено, что если в течение времени проведения амнистии всплывают другие правонарушения, государственные органы, как правило, не имеют право использовать выявленную информацию в целях преследования по закону .
    Если заявитель действовал сообща с третьими лицами, то налоговая амнистия распространялась также и на них. Третьи лица в таком случае, однако, не могли самостоятельно подавать заявление на амнистию.
    В соответствии с законом заявления об амнистии не принимались в случае, если налоговое преступление уже было раскрыто или если по нему проводилось расследование, а также в случае, когда на предприятии работала ревизионная комиссия финансовых органов.
    Если доход облагался сразу несколькими видами налогов, то процентные ставки складывались, но исходная сумма не должна была достичь 100 %.
_________________________
Например, если частное лицо в период с 1993 г. по 2002 г. в общей сложности не заявило о прибыли в размере 50 000 евро, то исходная сумма в налоговой декларации будет составлять 30 000 евро. Если заявление об амнистии подается в 2004 г., то заявитель обязан уплатить в течение 10 дней единовременный налог в размере 25 % от 30 000 евро (или 7 500 евро).

    С 1 апреля 2005 г. было предусмотрено ужесточение ответственности за сокрытие доходов. Налоговым органам предписывалось ужесточить контроль гражданских доходов, было расширено сотрудничество с такими государственными учреждениями, как больничные кассы, учреждения по трудоустройству, социальные службы, жилищные службы. Этим учреждениям был облегчен доступ к информации о банковских счетах налогоплательщиков через налоговые органы. Заметим, что доступ к информации о счетах сохранился до сих пор. Например, служба по выплате пособия по безработице (агентура по труду, или Arbeitsamt) автоматически получает в определенных случаях сведения из налоговых органов о состоянии банковских счетов получателей.
    По оценкам министра финансов Германии Х. Айхеля, налоговая амнистия должна была принести дополнительно в федеральную казну примерно 5 млрд евро, однако были возвращены всего 1,2 млрд евро. По данным социологов, обещанным правительством освобождением от ответственности за сокрытие налогов воспользовались прежде всего жители старых земель. Так, за счет допоступлений доходы Гамбурга в марте 2005 г. возросли на 2,4 млн евро. Дополнительные финансовые вливания в бюджет Киля (Шлезвиг-Гольштейн) составили 7,6 млн евро. В то же время жители бывшей ГДР вообще не поверили правительству: если в западной земле Гессен в первом квартале были собраны 39,2 млн евро, то Минфину восточной Саксонии-Анхальт удалось вернуть в бюджет всего 96 тыс. евро.