Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июль Международный опыт амнистии капиталов


Италия

     
     Безусловным лидером в результативности налоговых амнистий континентальной Европы признается Италия.
     Полная налоговая амнистия 1982 г. ( Scudo Fiscale ) привлекла 12 090 652 заявителя, что составило 5,15 % от всех плательщиков налогов по данным 1981 г., из них 8,5 % - с полным избежанием налогов и 13,7 % - налога на дополнительные доходы.
_________________________
См. Приложение 1.

    В 1984 г. проводилась налоговая амнистия капитала и имущества предпринимателей и индивидуальных предпринимателей,
    в 2001-2002 гг. - специальная программа по легализации сокрытого имущества - Decreto Legge 25 settembre 2001, n.350 . В результате в течение 60-ти дней было амнистировано 61 млрд евро. Налоговые сборы возросли на 6,5 % в течение 4-х месяцев после амнистии. Из них сборы прямых налогов (подоходный налог) возросли на 5,6 % и составили 45,4 млрд евро.
_________________________
См. Приложение 2.

    Доходы бюджета Италии составили 91,7 млрд евро за январь-апрель 2002 г. по сравнению с 68,1 млрд евро за тот же период 2001 г. Более того, специально установленный единовременный налог с амнистируемого имущества и капитала в размере 2,5 % от стоимости имущества принесли в бюджет дополнительно 1,4 млрд евро, что составило около 0,4 % от общих налоговых поступлений.
     Как следствие, доход от амнистии позволил премьер-министру Сильвио Берлускони финансировать последующее сокращение налогов.
_________________________
Освобождение от подоходного налога дохода менее 25 000 евро и последующие сокращения налогов для предпринимателей и физических лиц.

    Под легализацией понималась легализация как финансовых инструментов и капитала, так и движимого и недвижимого имущества, земельных наделов и произведений искусства. Заявителям предлагалось два способа: репатриация либо легализация. Репатриация могла быть применена в отношении капитала или финансовых инструментов, находящихся за границей, где условием являлся возврат средств под юрисдикцию Италии. Применение способа зависело от желания заявителя, но возможна была и комбинация обоих способов. Волеизъявление должно было быть отображено в полной декларации надлежащей формы с указанием метода: без перемещения средств под Итальянскую юрисдикцию либо с перемещением.
    Заявитель был обязан уплатить 2,5 % от задекларированной стоимости имущества (вне зависимости от метода) либо приобрести государственные итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12 % от стоимости имущества. Исполнительный орган был уполномочен выдавать сертификат конфиденциального взноса с целью легализации.
    Сертификат являлся гарантом конфиденциальности и содержал следующий текст:
освободить лицо от уплаты налоговых задолженностей и аудита средств до легализации;
ликвидировать учетные записи налоговых задолженностей, пени, штрафов в отношении капитала (имущества), представленного к легализации;
сохранять полную конфиденциальность всех транзакций по репатриации капитала (имущества) для налоговых служб, органов соцобеспечения и не вовлеченных финансовых структур;
_________________________
Однако финансовым институтам вменялась в обязанность информировать компетентные органы о попытках легализации капитала (имущества), приобретенных в результате коррупции, террористических акций и других уголовных преступлений.

облагать налогом полученный до репатриации доход от капитала (имущества), представленного к легализации через финансовый институт, производящий репатриацию, сохраняя конфиденциальность;
не заполнять налоговую декларацию до окончания легализации и репатриации капитала (имущества).
_________________________
Декларация подлежит заполнению на конец 2002 г. с указанием капитала (имущества).

    Данный сертификат, являясь гарантом конфиденциальности, закреплял право заявителя на обжалование возможных претензий и расследований в отношении заявленного имущества по фактам, имевшим место до легализации. В свою очередь, банки-медиаторы могли передавать информацию о количестве поступивших средств с сохранением конфиденциальности легализации.
    Важно отметить, что амнистия 2001 г. сопровождалась усилением мер пресечения за нарушение налогового законодательства. К примеру, если ранее штраф за сокрытие капитала (имущества) или ненадлежащее заполнение налоговой декларации составлял от 250 до 2 000 евро вне зависимости от суммы, то после амнистии штраф взимался в размере от 5 до 25 % от суммы недекларированных средств плюс конфискация имущества на соразмерную сумму. Более того, с целью стимулирования деловой активности были внесены поправки по начислению налогов на инвестиционный доход неитальянских резидентов-бенефициаров. Ранее доход, полученный с ценных бумаг и облигаций (эмитент - Италия), не облагался налогом в 12,5 % в Италии. Такой порядок распространялся только на страны, подписавшие двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения. После амнистии это положение распространилось на всех нерезидентов бенефициаров - вне зависимости от наличия двусторонних договоров об избежании двойного налогообложения. Письменное подтверждение от страны нерезидента о получении налога более не требовалось.
    Итальянский опыт является одним из ярких подтверждений эффективности налоговой амнистии как средства вывода теневой экономики и увеличения налоговой составляющей в бюджете страны.