Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июль Международный опыт амнистии капиталов


США

     
     По данным Федерального Налогового Управления США, около 40 штатов провели 62 налоговые амнистии в период с 1982 по 1997 год. Общие сборы от данных акций составляли от 0,008 % (Луизиана) до 2,6 % (Нью Джерси) от суммы общих налоговых сборов. Длительность амнистии составляла от 3 дней (Северная Каролина, 1989 г.) до 6 месяцев (Оклахома, 1984 г.).
    Большинство штатов проводило полную налоговую амнистию. Исключением являются штаты Аризона (1982 г.), Калифорния (1984 г.), Айдахо (1983 г.), Оклахома (1984 г.) и Техас (1984 г.), где амнистии подлежал только подоходный налог.
    Одним из наиболее высоких показателей по сборам от амнистии может быть отмечен округ Колумбия. Налоговая амнистия, проводившаяся с июля по сентябрь 1987 г., принесла в бюджет 100 млн долл., что составило около 0,3 % от ВВП 1987 г. Тогда были амнистированы штрафы и пени, а налоговые задолженности подлежали выплате в полном объеме, что дало высокий показатель сборов. Были также внесены изменения в налоговое законодательство: сокращение подоходного налога, ликвидация двойного налогообложения дивидендов и увеличение нормы вычетов по подоходному налогу. Следующим шагом амнистии было последующее ужесточение мер пресечения за нарушения налогового законодательства.
     В штате Колорадо налоговая амнистия, проводившаяся с июня по июль 1985 г., являлась частью программы реформирования налоговой системы Colorado Fair Share , основной задачей которой было установить случаи уклонения от уплаты налогов и, как следствие, увеличить число налогоплательщиков. Реализация программы принесла 6,5 млн долл., что на 1,5 млн долл. превысило ожидаемый показатель. Амнистии подлежали:
подоходный налог;
_________________________
Сборы от подоходного налога составили 90 % от всей суммы поступивших в бюджет денег.
корпоративный подоходный налог;
налог с продаж;
налог на топливо, сигареты и алкогольную продукцию.
    Для мотивации заявителей налоговых задолженностей были задействованы средства массовой информации, рекламные компании проводились под девизом Don't Say We Didn't Warn you , что предполагало предупреждение о дальнейшем ужесточении пресечения нарушений налогового законодательства. Расходы на рекламную компанию составили 145 тыс. долл., не включая затрат на обучение специального персонала от департамента по доходам для толкования налогового законодательства и процедуры амнистии на местах.
     В штате Массачусетс (октябрь 1983 г. - январь 1984 г.) сбор от амнистии составил 85 млн долл. или 1,5 % от ежегодных поступлений.
     Резюмируя американский опыт налоговых амнистий, следует отметить следующее. В штатах с высоким показателем сборов акцент на одноразовости акции имел весьма позитивный эффект на количество заявителей. Более того, последующее ужесточение мер пресечения за нарушение налогового законодательства (к примеру, в одном из штатов было введено 51 новых видов штрафных санкций) и дальнейшая компьютеризация операции департамента государственных доходов привели к увеличению отсылаемых налоговых уведомлений от 1 500 до 90 000 в Колорадо, и, как следствие, увеличению количества налогоплательщиков.
     Однако в штатах с наименьшим количеством сборов от амнистии наблюдаются следующие тенденции. В большинстве случаев ранее проводившиеся не единовременные налоговые амнистии в некоторых штатах привели к пассивности заявителей вследствие ожидания последующих амнистий.