Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, июнь О гражданской ответственности за причинение ядерного вреда и ее финансовом обеспечении

Законодательство в области использования атомной энергии

     
     До 1995 г. деятельность в области использования атомной энергии в России законодательно не регулировалась.
     Первым был принят Федеральный закон от 21 ноября 1995 г. 170-ФЗ Об использовании атомной энергии , который определил правовую основу и общие принципы регулирования отношений, возникающих при использовании атомной энергии в мирных и оборонных целях (за исключением деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения).
     Затем вступили в силу Федеральный закон от 9 января 1996 г. 3-ФЗ О радиационной безопасности населения , Федеральный закон от 3 апреля 1996 г. 29-ФЗ О финансировании особо радиационно опасных и ядерно опасных производств и объектов и Федеральный закон от 12 мая 2000 г. 68-ФЗ Об административной ответственности организаций за нарушение законодательства в области использования атомной энергии .
     Некоторые вопросы развития атомной энергетики и промышленности нашли свое отражение в законах Об охране природной окружающей среды , О пожарной безопасности , О промышленной безопасности опасных производственных объектов и других федеральных законах.
     Особое место в перечисленном ряду федеральных законов в скором времени надлежит занять Федеральному закону Об основах технического регулирования в Российской Федерации . Значимость этого федерального закона определяется тем, что он в корне меняет подходы к вопросам принятия, применения и исполнения обязательных требований и добровольных правил, общих принципов, характеристик продукции, процессов (методов) производства, эксплуатации и утилизации, работ и услуг, оценки соответствия продукции; ответственности участников указанных отношений. Федеральный закон по иному определяет и функции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственное регулирование качества национального рынка продукции и услуг, ограничив их надзором и контролем в области обеспечения безопасности (полностью передав регулирование потребительских свойств на рынке независимым негосударственным структурам). В этой связи должна измениться и политика организации надзорной деятельности. Напрямую нововведения коснутся и области использования атомной энергии, в том числе технической политики государственных органов, осуществляющих функции государственного регулирования безопасности в области использования атомной энергии.
     В развитие существующих федеральных законов или с целью компенсации отсутствия таковых принят также целый ряд указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, разработаны и внедряются в жизнь федеральные целевые программы.
    Однако в целом следует признать, что законодательство в области использования атомной энергии нуждается в совершенствовании.