Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)


1. ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ Д.А. МЕДВЕДЕВ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОЛИЦИИ

_________________________
http://www.zakonoproekt2010.ru/official/1

     ... Сегодня нам  нужно определиться со степенью готовности законопроекта для того, чтобы  он начал обсуждаться в обществе и впоследствии я мог его внести в Государственную Думу с учётом тех предложений, которые будут сделаны нашими гражданами, мнения экспертного сообщества и, конечно, нашего с вами обсуждения.
    Хотел бы ещё  раз подчеркнуть то, что и так очевидно. Милиция - чрезвычайно важный институт для нашего общества, и чёткие законодательные рамки её деятельности нужны не только для защиты прав и интересов наших граждан, но и для создания нормальных условий работы самой милиции. Конкретизировав её права и обязанности, а также избавив её от несвойственных функций, мы тем самым можем сконцентрировать усилия милиции на выполнении её основной задачи - обеспечении правопорядка. В этом контексте законопроект должен качественно отличаться от действующей редакции закона о милиции.
    Первое, на что я уже обращал внимание, заключается  в том, что должны быть подробным  образом определены нормы, которые  обеспечивают общественный контроль за деятельностью Министерства внутренних дел и его должностных лиц. Такие нормы в том законопроекте, который сегодня у нас имеется, есть.
    Второе. В целях  уточнения обязанностей милиции  в законе должен содержаться их чёткий и подробный перечень. В него нужно  включить и те обязанности, которые сотрудники Министерства внутренних дел осуществляют в соответствии с другими правовыми актами. Иными словами, в этом законе должен быть всеобъемлющий перечень таких обязанностей, а изменения в этот перечень (и это, на мой взгляд, ключевая вещь!) должны осуществляться только через процедуру изменения самого закона.
    Не должно быть таких обязанностей милиции, которые  не указаны в законе, но вытекают из других законов или из подзаконных  актов. Такой подход гарантирует  не только правовой порядок, но и удобство для обычных граждан, которые должны чётко представлять себе полномочия милиции: что милиция может делать, а чего она делать не должна. Для этого достаточно будет заглянуть в один закон, а не перелопачивать целый нормативный массив.
    Третья задача - это максимальная конкретизация прав милиции. Надо избавиться от таких формулировок, которые не имеют чёткого содержания, которые размыты. Они создают в законодательстве пробелы, которыми впоследствии пользуются для достижения личных целей, то есть применяют закон произвольно, без должной процедуры или в нарушение существующих других правил, что, соответственно, влечёт ограничения прав и свобод граждан.
    Кроме того, на законодательном  уровне необходимо утвердить порядок  применения милицией различных мер принуждения. Это то, что вызывает очень острую реакцию в обществе, и то, что должно быть очень чётко регламентировано, очень чётко. В проекте достаточно подробно на сегодняшний день регламентированы полномочия милиции при задержании, проникновении в помещение, на территории, детализированы полномочия, касающиеся применения оружия, специальных средств и физической силы. Это крайне важные положения, и они впервые регламентируются законом. Мы договорились, что такие нормы будут изложены в отдельных главах законопроекта.
    Четвёртое -  то, о чём в последнее время  мы много говорим и то, на что  повышенное внимание обращает само Министерство. Особое место в законопроекте  уделено вопросам проверки сотрудников  милиции на профессиональную пригодность, включая возможности тестирования. К личным качествам сотрудников милиции должны предъявляться самые жёсткие требования. Это на сегодняшний день понятно всем.
    Принципиально важно, чтобы лица, которые имеют  наркотическую или алкогольную  зависимость, психически неуравновешенные люди не имели никаких шансов попасть на работу в органы внутренних дел. На каждого сотрудника также возлагается обязанность декларировать сведения о своих доходах и доходах, соответственно, супруга, детей, сведения об имуществе, которое принадлежит ему на праве собственности.
    Надо подумать и над системой экзаменов для  сотрудников милиции на знание нормативных  актов, естественно, на доскональное знание Конституции. Это тоже одна из тем, которая  потребует отдельной регламентации  в законопроекте.
    Пятое. Уточняя  обязанности милиции, нужно освободить её от несвойственных функций. Этот вопрос не простой, потому что он упирается  в деньги, но очевидно, что с целым  рядом нынешних обязанностей милиции  вполне могут справиться другие государственные  структуры.
    Мы обсуждали  эти вопросы, и сегодня ещё  раз к ним вернёмся. По всей вероятности, по мере возможности мы такие несвойственные функции должны будем передавать другим органам исполнительной власти. Это не значит, что это произойдёт одномоментно, на это может потребоваться какое-то время, соответственно, это время можно использовать и для накопления финансовых ресурсов, и для создания организационных предпосылок, но делать это нужно.
    Наконец, ещё  один крайне важный момент. ... Обсуждение законопроекта будет проходить в течение достаточного срока, я бы предложил, скажем, до середины сентября, на специально созданной для этого сетевой площадке zakonoproekt2010.ru. Естественно, что его можно обсуждать и в других средах, но это будет специальная, отдельно созданная для этого сетевая площадка.
    Хотел бы подчеркнуть, что это очень ответственный, важный этап. Мы впервые выносим  на столь широкое обсуждение проект закона, который затрагивает интересы любого гражданина, потому что с милицией сталкиваются все. У нас есть другие важные структуры, силовые структуры, но именно милиция находится на переднем крае работы, работы с нашими гражданами. Если эксперимент по обсуждению закона получится успешным, надеюсь, что так и будет, то мы сможем использовать его и для обсуждения других значимых для общества и граждан законов.
    У нас иногда проекты законов публикуются, в  основном на сайтах ведомств, и после  этого организуется их обсуждение в профессиональных сообществах, но это несколько иное. Специально организованного обсуждения с рекомендациями, правилами у нас не было никогда. В советский период такие попытки предпринимались, но они в значительной мере носили заорганизованный характер.
    Сейчас всё  готово для того, чтобы запустить  этот процесс. Системной работой  с откликами, предложениями, которые  будут поступать, будет заниматься организационный комитет по подготовке проекта закона и экспертный совет  МВД по вопросам нормотворчества. Естественно, что и другие экспертные сообщества могут принять в этом участие, другие органы государственного управления, Администрация Президента, в общем, все, кто пожелает.
    Рассчитываю на конструктивную дискуссию, и дискуссия  эта должна быть не общей, а абсолютно конкретной, посвящённой отдельным разделам, главам, параграфам и соответствующим статьям закона с предложениями по совершенствованию самого законопроекта, с предложениями по формулировкам, которые в этом законопроекте будут содержаться. Мы их самым внимательным образом изучим. Это не значит, что все формулировки будут поддержаны, концепция закона должна сохраниться, но важные уточняющие положения обязательно должны быть приняты во внимание.
    По завершении такого обсуждения будут проанализированы комментарии, которые поступят на сайт, и доклад об этом также будет опубликован, и сам доклад может также быть предметом для дальнейшего обсуждения, потому как это отражает мнение общества, состояние того, что называется социумом, заинтересованность людей в работе милиции. Наконец, какие-то предложения, например, к которым мы сейчас организационно или финансово не готовы, но которые нам покажутся разумными, мы можем просто использовать в дальнейшем, в будущем, и это абсолютно нормально.
    Наконец, самое  последнее. Вещь скорее внешняя, но, на мой взгляд, важная. Ещё со времён Октябрьской революции органы правопорядка в нашей стране стали именоваться милицией. Тем самым подчёркивался их народный или, как принято было говорить, рабоче-крестьянский характер, имея в виду, что это, по сути, дружинники в погонах. Но нам нужны профессиональные люди, нам нужны сотрудники, которые работают эффективно, честно, слаженно. Поэтому, на мой взгляд, пришла пора вернуть милиции её прежнее наименование и именовать в дальнейшем наши органы правопорядка полицией.