Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)


2. МИНИСТР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РАШИД НУРГАЛИЕВ
О ПРОЕКТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА О ПОЛИЦИИ

_________________________
http://www.zakonoproekt2010.ru/official/2

     В Проекте закрепляется правоохранительное предназначение полиции в обществе. Уже в статье 1 Проекта указано, что полиция призвана защищать права и свободы человека и гражданина, противодействовать преступности, охранять общественный порядок, собственность и обеспечивать общественную безопасность.
    В этой связи выделены 11 основных направлений деятельности. Они перечислены в статье 2 Проекта и включают в себя такие участки работы, как:
         - предупреждение преступлений и административных правонарушений;
         - выявление, пресечение и раскрытие преступлений;
         - розыск лиц и похищенного имущества;
         - охрана общественного порядка;
         - обеспечение безопасности дорожного движения и другие.
    В Проекте получила развитие идея гуманизации форм и методов работы полиции.
    Предупреждение, профилактика преступлений рассматриваются в качестве главного направления деятельности (эта позиция закреплена в статьях 2 и 12), применение силы сотрудниками допускается лишь в случаях, когда ненасильственные методы не обеспечивают выполнение возложенных на них обязанностей (статьи 6 и 19).
    При этом в законопроекте прописаны порядок и условия применения наиболее социально острых мер государственного принуждения, таких как задержание граждан (статья 14), вхождение (проникновение) в жильё и иные помещения, на земельные участки (статья 15), оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и объектов (статья 16) и некоторые другие.
    Специальная - пятая - глава подробно регламентирует применение физической силы, специальных средств и оружия.
    Проект закрепляет и раскрывает новую, партнёрскую, а не доминантную, модель взаимоотношений полиции и общества.
    Это позволит, по нашему мнению, каждому сотруднику при осуществлении своих обязанностей ощущать себя частью общества, а обществу, в свою очередь, лучше понимать, что оно делегировало полиции функции защиты себя от бесправья, включая не очень приятную и специфичную миссию принуждения во имя закона.
    Основные параметры этой модели определены в главе 2 законопроекта, посвящённой принципам деятельности полиции. К наиболее важным отнесены семь. Это: соблюдение прав и свобод граждан (статья 5); законность (статья 6); беспристрастность (статья 7); открытость и публичность (статья 8); обеспечение общественного доверия и поддержки (статья 9); взаимодействие и сотрудничество (статья 10); использование достижений науки и техники, современных информационных технологий (статья 11).
    В рамках отдельных статей раскрывается содержание каждого из них.
    Основу нового порядка взаимоотношений полиции и общества составят открытость и прозрачность деятельности. Граждане и организации имеют право в порядке, установленном законодательством, получать от полиции информацию, непосредственно затрагивающую их права.
    Предлагается обязать руководителей территориальных органов МВД России выступать с отчётами о результатах работы перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Федерации и представительными органами муниципальных образований.
    Такие же отчёты вменены в обязанность и участковых уполномоченных полиции (части 4 и 5 статьи 8).
    Устанавливается обязанность полиции информировать о своей деятельности средства массовой информации: по запросам редакций предоставлять необходимые сведения, проводить пресс-конференции, рассылать справочные и статистические материалы, а также осуществлять взаимодействие в иных     формах (части 6 и 7 статьи 8).
    При оценке эффективности работы полиции определяющая роль отводится мнению граждан. В связи с этим на МВД России возлагается обязанность постоянно изучать общественное мнение и осуществлять мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества (части 7 и 8 статьи 9).
    При МВД России и его территориальных органах предусматривается создание общественных советов, в состав которых должны войти представители трудовых коллективов, общественных объединений, деятели культуры, науки и искусства, а также представители религиозных конфессий (части 9-11 статьи 9).
    Законопроект расширяет границы общественного контроля за работой полиции. Этим вопросам посвящена специальная статья (статья 52).
    Проект нового закона ориентирован на повышение предъявляемых требований к работе полиции, к законности и эффективности её деятельности. Этой задаче служат нормы, устанавливающие механизм обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе (статьи 6-8); закрепляющие набор требований, предъявляемых к сотруднику полиции и его поведению (статьи 27-31); содержащие значительно обновлённый перечень оснований увольнения со службы: 23 основания против 14 в действующем законе (статья 42).
    Основания для увольнения дополнены такими, как неоднократное нарушение служебной дисциплины, прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, представление подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на службу в полицию, отчисление из образовательного заведения, лишение специального звания полиции, прекращение гражданства и некоторые другие.
    В целях обеспечения боеготовности полиции предлагается законодательно закрепить (статья 40) возможность изменения режима служебного времени сотрудника полиции без его согласия на срок до шести месяцев, возложения на него дополнительных обязанностей, командирования его в другую местность, временного перевода в другое подразделение без изменения характера службы, а также установления иных особых условий и дополнительных ограничений. Это относится к условиям чрезвычайного положения, вооружённого конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
    Хотел бы также обратить внимание на статью 27 проекта, а именно её пункт 1 части 1. Речь идёт о том, что в целях стимулирования правовой грамотности сотрудников, преодоления правового нигилизма вводится регулярная проверка знания ими Конституции Российской Федерации, федеральных законов и других нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность полиции.
    Проект законодательно закрепляет федеральное бюджетное финансирование полиции. Все затраты на содержание полиции являются расходным обязательством Российской Федерации.
    Вместе с тем сохраняется возможность финансовой поддержки со стороны субъектов Федерации. Так, в статье 49 законопроекта установлено, что органы государственной власти субъектов Федерации вправе осуществлять расходы на реализацию полномочий полиции по предметам совместного ведения (Российской Федерации и субъектов Российской Федерации) по вопросам обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности.
    Единое финансирование позволит уйти от двойного подчинения и организационно встроить полицию в единую централизованную систему органов внутренних дел Российской Федерации.
    Новый закон станет более удобным в пользовании за счёт его комплексности.
    Нынешнее милицейское законодательство включает в себя сотни законов и подзаконных актов. Такое положение создаёт сейчас очевидные проблемы как для самих сотрудников, так и для граждан.
    В этой связи предпринята попытка дать исчерпывающий перечень обязанностей и более полный набор прав полиции. Стало меньше отсылочных, бланкетных норм. Это видно при анализе статей 12 и 13 законопроекта. По сравнению с действующим Законом он потяжелел почти в 2 раза и содержит 57 статей на 135 машинописных листах. Предыдущий закон содержал 43 статьи на 64 машинописных листах.
    Проект не содержит социальный пакет. Он оставляет, безусловно подвергая соответствующей корректировке, тот набор социальных гарантий, который содержится в действующем законе. Данная задача, требующая дополнительной финансовой проработки, будет решена специальным законом о денежном довольствии и социальной защите сотрудников органов внутренних дел.
    Известная усечённость присуща и главе 7 законопроекта, посвящённой особенностям службы в полиции.
    Более детально вопросы прохождения будут урегулированы в новом законе о службе в органах внутренних дел, который должен прийти на смену Положения 1992 года. Работа по его подготовке уже ведётся.
    Структурно проект состоит из 11 глав.
    Спецификой по сравнению с действующим законом и другими статусными законами является выделение трёх принципиально новых глав:
         - главы 2 Принципы деятельности полиции ;
         - главы 6 Правовое положение (статус) сотрудника полиции ;
         - главы 4 Применение полицией отдельных мер государственного принуждения .
    При этом сохраняется отечественная традиция правового регулирования деятельности данных вопросов. В то же время реализован и положительный опыт зарубежных стран в области строительства полицейских институтов, а также адаптированы нормы ряда международных документов, касающихся правоохранительной деятельности.