Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)


3. ГОВОРИТЕ, ВАС СЛУШАЮТ
Замминистра внутренних дел Сергей Булавин представил
в "Российской газете" законопроект "О полиции"

     Опубликованный в "Российской газете" для всеобщего обсуждения проект закона "О полиции" вызвал бурные споры не только в профессиональной милицейской среде, но и во всем обществе.
    Какие изменения ждут от нового документа простые граждане и сами сотрудники милиции? Почувствуем ли мы себя более защищенными от преступности? Станет ли меньше милицейского произвола - об этом и многом другом рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел РФ генерал-майор милиции Сергей Булавин.
    Российская газета: Сергей Петрович, в чем принципиальная новация законопроекта "О полиции"? И чем, собственно, не устраивал прежний закон? Почему нельзя было ограничиться поправками, отражающими какие-то изменения в обществе?
    Сергей Булавин: В последние годы стало особенно очевидным несоответствие между предъявляемыми в современной России требованиями к деятельности милиции и сформированными десятилетия назад формами ее работы.
    Отсюда - и то внимание, которое уделяется в обществе, руководством страны новому закону "О полиции".
    Перед МВД была поставлена принципиально новая задача - законодательно закрепить новую социальную модель деятельности органов внутренних дел. От нас потребовали сконцентрировать свою работу на обеспечении правопорядка и защите прав и свобод граждан. А для этого необходимо было решить два блока проблем.
    Во-первых, избавить милицию от несвойственных ей функций. Во-вторых, четко определить исчерпывающий объем полномочий, перечень выполняемых функций, необходимых для организации эффективной и отвечающей ожиданиям населения деятельности работы органов внутренних дел. Стало понятно, что только ведомственными приказами и инструкциями эти задачи не решить - потребовался новый закон.
    РГ: Кто разрабатывал законопроект?
    Булавин: Создание проекта закона стало результатом работы юристов, общественников, представителей Государственной Думы и Совета Федерации, милиционеров-практиков. При этом в основу проекта был заложен принцип работы МВД России: "Не общество для милиции, а милиция для общества". Поэтому не случайно первая статья документа закрепляет правоохранительное значение полиции.
    РГ: Почему все-таки происходит замена названия "милиции" на "полицию"?
    Булавин: Такое переименование - тоже один из результатов работы над проектом закона. Пришло понимание, что социальная модель милиции базируется на выполнении органами правопорядка профессиональных полицейских функций. Кстати, к подобному результату пришли в ходе реформирования и наши коллеги в странах СНГ. Поэтому название нового закона "О полиции" полностью соответствует не только его содержанию, но и отражает суть деятельности наших сотрудников.
    РГ: Насколько новый закон станет, так сказать, более понятным и удобным в применении, в том числе - и для простых людей?
    Булавин: В соответствии с указаниями президента России законопроект максимально приближен к закону прямого действия. То есть в нем стало значительно меньше отсылочных и бланкетных норм. При этом компетенция полиции, предполагаемая в проекте, имеет четко установленные рамки. Эта мера полезна не только личному составу, но и гражданам, в отношении которых будут исключены возможные злоупотребления. Ведь злоупотребления обычно происходят из-за нечеткости правовых формулировок.
    РГ: В законопроекте говорится о социальной миссии в деятельности полиции. Что это такое?
    Булавин: Во-первых, общество предъявляет особые требования к практике использования мер государственного принуждения. В представленном нормативно-правовом акте эти меры сведены воедино и детально регламентированы. Также прописан порядок и условия задержания граждан, проникновения в жилье и иные помещения, на земельные участки и другие меры. Апелляция к необходимости защиты интересов одних граждан не может безосновательно входить в противоречие и нарушать личную безопасность других равных с ними граждан России.
    Во-вторых, закон закрепляет партнерскую модель взаимоотношений полиции и населения. То есть функции общественной безопасности и защиты возлагаются на органы правопорядка, а полицейские в своей работе руководствуются общественными интересами.
    В-третьих, законодательное закрепление получил такой правовой инструмент обеспечения прав граждан, как обязанность сотрудников милиции при приеме и регистрации заявлений и сообщений о преступлениях выдавать заявителю уведомление о принятом сообщении. А при обращении в форме электронного документа - направлять его на адрес электронной почты заявителя.
    РГ: И все-таки закон предусматривает какое-то отличие - внешнее, внутреннее - нового полицейского от нынешнего милиционера?
    Булавин: При подготовке нового проекта был учтен и этот очень важный момент. Представление об органах внутренних дел складывается в первую очередь на основе личного контакта с полицейским. Поэтому успех проводимой в настоящее время реформы МВД во многом зависит от того, каким будет российский полицейский. В связи с этим особое внимание уделено повышению профессиональных и личностных требований к кадровому составу российской полиции. В проекте не только закреплен набор этих требований, но и установлены механизмы обеспечения законности, беспристрастности, открытости и публичности в работе. Также значительно усилена антикоррупционная составляющая закона.