АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)
Цель реформы МВД России - это добиться, чтобы милиция стояла на страже закона, а не нарушала его, то есть была эффективной. Реформа российской милиции неотделима от реформы судебной системы, органов прокуратуры, в целом органов государственной власти, поэтому она требует комплексного подхода. При этом модернизация самой милиции не должна сводиться к отдельным преобразованиям, например, таким как сокращение численности, или организационно-правовым и управленческим решениям.
Для формирования эффективной милиции реформа МВД должна иметь системный характер. В этой связи ей надо решить ряд задач.
Во-первых, российская милиция начнет работать эффективно тогда, когда общество начнет ей доверять. А для этого деятельность милиции следует сделать открытой для контроля общества. Поэтому милиция до тех пор будет оставаться неэффективной, пока не уйдет в прошлое закрытая от общества, бесконтрольная и, как следствие, безответственная система государственно-властных отношений. В этой связи сущность реформы МВД состоит в том, чтобы законодательно обеспечить прозрачность деятельности милиции, а также судов, всей правоохранительной системы.
Под прозрачностью следует понимать свободный доступ граждан к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации об исполнении обязанностей милиции, за исключением информации, относящейся к оперативно-розыскной деятельности и государственной тайне. В настоящее время прозрачность деятельности органов внутренних дел, равно как и всех органов государственной власти, законодательно не закреплена, поэтому правящей элите необходимо незамедлительно внести соответствующие поправки.
Во-вторых, модернизация российской милиции должна обеспечить качественную социальную защиту ее сотрудников: они должны получать достойную заработную плату, иметь гарантированное бесплатное жилье и медицинское обслуживание, солидную пенсию.
В-третьих, реформа милиции заключается в создании механизма ответственности сотрудников милиции. Одним из инструментов механизма ответственности наряду с инструментом прозрачности является размещение полной и достоверной информации о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководящих сотрудников милиции и членов их семей на официальных сайтах органов внутренних дел. В настоящее время из-за неполной информации об отчете сотрудников МВД этот инструмент работает формально.
Действенным инструментом механизма ответственности может быть полиграф. Процедура проверки на детекторе лжи должна стать обязательной для любого милиционера, начиная от проверки абитуриентов и курсантов вузов МВД, рядовых, и заканчивая старших офицеров. В настоящее время процедура обследования сотрудников милиции на полиграфе проводится выборочно и не имеет правового закрепления. В этой связи проверка на детекторе лжи - полиграфе на предмет нарушения закона и коррупцию, должна быть обязательной для всего состава сотрудников МВД, проводиться регулярно, записывать на видео и храниться в архиве постоянно.
Эффективным инструментом механизма ответственности является конфискация имущества и лишение льгот. Однако из-за отсутствия в российском законодательстве международных норм института конфискации, борьба с коррупцией в милиции, равно как и во всех государственных органах, осуществляется неэффективно. В этой связи необходимо интегрировать нормы международного права института конфискации в российское законодательство.
Ряд мер по осуществлению реформы МВД в части укрепления ответственности уже закреплен целой серией указов Президента России и законопроектов, рассматриваемых сейчас Государственной Думой. В том числе инициированы поправки в Уголовный кодекс, согласно которым статус сотрудника МВД при совершении им преступления будет считаться отягчающим обстоятельством. До 1 декабря, согласно поручению президента, правительство должно подготовить новую редакцию Закона О милиции .
В эту редакцию целесообразно добавить, что после того как приговор суда вступит в силу, осужденного сотрудника милиции следует лишать чинов, званий и наград, служебной квартиры и т. д. Это заставит сотрудника МВД думать о своей семье, где она окажется, как будет жить, когда он будет лишен свободы. Следует также законодательно установить исключение возможности условного осуждения сотрудников милиции и правоохранительных органов в целом.
В-четвертых, реформа милиции состоит в высокотехнологической, информационно-аналитической, инфраструктурной и институциональной модернизации.
В-пятых, реформа милиции предусматривает кадровые преобразования. Их смысл состоит в продуманном и последовательном омоложении кадрового ядра органов внутренних дел на всех уровнях, создании эффективных механизмов выдвижения и продвижения талантливой и высокопрофессиональной молодежи, воспитанной в лучших традициях служения Отечеству, профессионального долга и офицерской чести. И здесь большая роль принадлежит ведомственному образованию, которое в процессе обучения и воспитания будет формировать востребованных страной и службой сотрудников МВД России нового типа.
В-шестых, реформа милиции подразумевает модернизацию ведомственной системы образования. При этом важно сохранять существующие традиции и богатый исторический опыт МВД России.
В-седьмых, реформа милиции состоит в вовлечении общества в процесс преобразований правоохранительной системы, повышении правовой и политической культуры. В органах внутренних дел должно быть установлено правило слушать и слышать общество, адекватно отвечать на его проблемы и критику. В этих целях ОВД следует проводить целенаправленную политику открытого диалога с обществом, в частности, через Общественные советы, Общественной палаты, СМИ, бизнес-сообщества, правозащитные организации, религиозные конфессии, научную и творческую интеллигенцию.