АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)
Прозрачность деятельности милиции, всей правоохранительной системы поставят их под действенный контроль российского общества. Институты гражданского общества - СМИ, общественные организации, Общественные палаты, политические партии и граждане благодаря прозрачности получат возможность осуществлять свой контроль в различных формах и способах. Начать можно со следующих мер.
1. На сайтах Общественной палаты и уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации следует публиковать все жалобы граждан в органы внутренних дел и прокуратуру по ненадлежащему исполнению сотрудниками милиции своих обязанностей. Обязать милицию прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах.
Российские граждане должны видеть, кто пострадал, а кто виноват и как ответил за нарушение закона. Действуя в условиях прозрачности, сотрудники милиции, равно как и прокуратуры, будут неизбежно решать главную задачу - охранять и защищать конституционные права и свободы человека и гражданина.
2. На сайтах Общественных палат и уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации следует организовать рубрику обращений и жалоб сотрудников милиции на произвол начальников в системе МВД.
Данные жалобы откроют нарушения в деятельности должностных лиц в системе МВД, покажут, на сколько, добросовестно и профессионально они исполняют свои служебные обязанности. Все это позволит повысить ответственность и правовую культуру должностных лиц системы МВД, обеспечить их компетентность.
3. На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации, следует публиковать данные общественного контроля над деятельностью дежурных частей ОВД и порядка содержания граждан в ИВС.
Унижения и издевательства над людьми будут открыты для реагирования общественного контроля, Уполномоченного по правам человека и прокуратуры. Это будет способствовать повышению ответственности сотрудников милиции при исполнении своих служебных обязанностей.
4. На сайтах Общественных палат, уполномоченного по правам человека России и субъектов Федерации, следует публиковать жалобы граждан на произвол сотрудников ГИБДД, связанного с вымогательством взяток, не всесторонним, неполным, необъективным и не своевременным выяснением обстоятельств ДТП. Обязать руководство ГИБДД, прокуратуру отвечать на данные жалобы на этих же сайтах.
Для повышения дорожной безопасности необходимо создать во всех субъектах Российской Федерации инновационную многопараметрическую информационно-аналитическую систему, способную прогнозировать состояние безопасности дорожного движения (МИАС).
Система позволит анализировать комплексную информацию по основным характеристикам (условиям, причинам, факторам, участникам и т. д.) дорожно-транспортных происшествий, выявлять наиболее проблемные направления аварийности на автомототранспорте, отслеживать динамику показателей административной практики, количества транспортных средств и других показателей в сфере обеспечения безопасности дорожного движения во всех субъектах Российской Федерации. Данную систему необходимо интегрировать и развивать на основе Единой информационно-телекоммуникационной системы МВД России (ЕИТКС МВД России).
В решении задач повышения дорожной безопасности следует также шире использовать современные технические средства и информационные технологии. На улицах всех российских городов и поселков следует установить и обеспечить эффективную работу техники по видеонаблюдению. В общественных местах следует оборудовать установки экстренной связи гражданин - милиция .
Следует подчеркнуть, что прозрачность должна касаться всех ветвей и структур государственной и местной власти. Смысл свободного доступа к полной, достоверной, своевременной и регулярной информации о деятельности власти состоит в том, что госслужащий, депутат, судья, прокурор, милиционер, муниципальный служащий, иные представители власти должны быть на виду. Закрытость и секретность их деятельности приводит к нарушению закона, коррупции, безответственности, как следствие, некомпетентности.