Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2010, октябрь Справочно-аналитические материалы к проведению Круглого стола по проекту Федерального закона "О полиции" (6 сентября 2010 года)


ПРИЛОЖЕНИЕ

Дополнения и изменения по проекту федерального закона О полиции , полученные в результате мониторинга сайта www.zakonoproekt2010.ru, а также предложения ученых, юристов, сотрудников органов внутренних дел
Предложения по внесению дополнений и изменений в проект федерального закона О полиции
Обоснования
Необходимо определить единую централизованную систему, ее составные части, место и роль полиции. Прописать отдельные положения в первой главе закона О полиции - в частности определить, что полиция входит в состав органов внутренних дел.
  
Для организации деятельности структурного органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел (полиции) требуются одновременная разработка и принятие целого ряда нормативно-правовых актов. В первую очередь, Федерального закона РФ О государственной правоохранительной службе , Об органах внутренних дел , типовых положений об органах полиции, положения о прохождении службы в органах полиции, а  также иных законов, регламентирующих деятельность других структурных составляющих единой системы (следствия, дознания, миграционной службы и т.д.).
Проект закона О полиции вводит новое определение: федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел , составной частью которого является полиция. Без регулирования иным федеральным законом правового статуса такого органа, места в системе государственной власти, полномочий и т.д. невозможно в полном объеме реализовать положения рассматриваемого законопроекта.
Структурное построение полиции целесообразно построить по аналогии с существующим в милиции, а именно выделить в ее составе криминальную полицию, полицию общественной безопасности (выделив из ее структуры как самостоятельные подразделение ГИБДД), подразделения дознания, собственной безопасности и подразделения по обеспечению деятельности полиции. Кроме того, систему полиции необходимо построить по принципу подчиненности по вертикали - МВД - Г(УВД)- (ОВД).
Предлагаемый законопроект не предусматривает описание   состава и структуры полиции.
Согласно статье 25 законопроекта сотрудник полиции является гражданином Российской Федерации, который проходит федеральную государственную службу в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Согласно статье 2 Федерального закона РФ от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ О системе государственной службы Российской Федерации одним из видов государственной службы является правоохранительная служба.
В соответствии с указанным законом определение правоохранительной службы как вида федеральной государственной службы, применяется со дня вступления в силу федерального закона о правоохранительной службе.
В связи с этим, необходимо ускорить принятие федерального закона о правоохранительной службе.
  
Необходимо исключить из проекта оценочные категории, например, достаточные , недостаточные , неуместно и т.п.
Например, ч. 3 ст. 9 проекта В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину (основание) применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, кроме случаев, когда такое разъяснение невозможно либо неуместно. Пункт 2 ч. 1 ст. 15 проекта при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление, произошел несчастный случай, находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии, а также для задержания граждан, указанных в пункте 1 настоящей части, пресечения преступления и (или) оказания помощи пострадавшим.
В законопроекте присутствует большое количество отсылочных норм в статьях, регулирующих порядок прохождения службы в полиции, социальные гарантии сотрудникам полиции. Эти вопросы должны быть закреплены в одном нормативно акте.
  

          
Статья Федерального законопроекта
О полиции

Предложения/Предлагаемая редакция
Обоснования предложений
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Полиция и ее назначение
1. Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности.
Изложить в следующей редакции: Полиция является правоохранительным органом и составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (далее - федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел), и предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее - граждане, лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности .
  
Статья 2. Основные направления деятельности полиции
  
Название статьи изложить в следующей редакции: Задачи полиции .
Задачи, в отличие от направлений,  требуют более конкретного их исполнения и разрешения.
1. Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:
Исключить слово основным.
  
2) выявление, пресечение и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам
Производство дознания по уголовным делам необходимо выделить как отдельное направление деятельности полиции (отдельными пунктами).
В отличие от выявления, пресечения и раскрытия преступлений производство дознания регламентировано нормами уголовно - процессуального кодекса РФ.
11) оказание помощи гражданам, федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам (далее - государственные органы), органам местного самоуправления, общественным объединениям, а также организациям независимо от формы собственности (далее - организации), должностным лицам этих органов и организаций (далее - должностные лица) в защите их прав и законных интересов.
Дополнить пункт 1 подпунктами следующего содержания:
13) Обеспечение общественной безопасности ;
14) Обеспечение экономической безопасности, противодействие коррупции .
  
2. Иные направления деятельности полиции определяются федеральными конституционными законами и федеральными законами.
Исключить.
Иные задачи на полицию могут быть возложены только путем внесения изменений в настоящий Закон.
Статья 4. Организация деятельности полиции
1. Руководство деятельностью полиции осуществляют руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, которые несут ответственность за надлежащее выполнение полицией возложенных на нее обязанностей.
2. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями (положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Состав территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также порядок их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации определяются Президентом Российской Федерации по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
5. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, учреждения, организации и подразделения, созданные для реализации возложенных на него задач.
Изложить статью в следующей редакции: 1. Состав полиции, перечень территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, порядок их создания, реорганизации и ликвидации определяется Президентом Российской Федерации по предложению руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере органов внутренних дел.
2. Структура полиции, входящей в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
3. Руководство деятельностью всей полиции осуществляет руководитель федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
4. Полномочия руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами, положением о федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел, утверждаемым Президентом Российской Федерации, и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
5. Руководство полицией, входящей в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляют руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
6. Полномочия руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по руководству деятельностью полиции определяются законодательством Российской Федерации, типовыми положениями (положениями) об этих органах и иными нормативными правовыми актами, издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел .
ГУ МВД России по ПФО, ГУВД по Нижегородской области

Глава 2. Принципы деятельности полиции
Статья 5. Соблюдение прав и свобод граждан
4. Полиция обеспечивает задержанным лицам возможность реализовать установленное федеральным законом право на юридическую помощь, сообщает по их просьбе (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке) о задержании родственникам, по месту работы или учебы, при необходимости принимает меры по оказанию задержанным лицам первой помощи, а также меры по устранению угроз чьей-либо жизни, здоровью или объектам собственности, возникших в результате задержания.
Необходимо указать конкретный срок, в течение которого необходимо сообщать родственникам о задержании гражданина.

  
Статья 6. Законность
4. Сотрудник полиции не может в оправдание незаконного действия или бездействия ссылаться на интересы службы, экономическую целесообразность, требования вышестоящих должностных лиц или какие-либо иные обстоятельства и мотивы.
Исключить.
Предложенная формулировка прямо ограничивает право сотрудника на защиту. Даже в случае совершения административного или дисциплинарного нарушения по одному из приведённых мотивов соблюдение полицейским данной нормы не даст возможности восстановить объективную картину произошедшего. Кроме того, это позволит уйти от ответственности руководителям и необоснованно переложить ответственность за те или иные действия на своих подчиненных.
Статья 7. Беспристрастность
  
Данную статью целесообразно назвать Объективность и независимость .
Название статьи Беспристрастность не является юридическим, не отвечает содержанию данных норм.
3. Сотрудник полиции должен проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.
Дополнить словами: если они не противоречат законодательству Российской Федерации .
  
Статья 8. Открытость и публичность
4. Руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, регулярно выступают с отчетами о деятельности полиции перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации и представительными органами муниципальных образований, а также перед гражданами.
Слово регулярно заменить на какой-либо определенный срок (например, ежеквартально).


В целях обеспечения плановости и периодичности.

5. Порядок выступления сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, с отчетами перед гражданами, проживающими в соответствующем муниципальном образовании, устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Дополнить словами следующего содержания: ...Органам местного самоуправления информировать население и обеспечить условия для проведения встреч сотрудников полиции, замещающих должность участкового уполномоченного полиции, с населением .
Сотрудники полиции, замещающие должность участковых уполномоченных полиции, не располагают необходимыми условиями для общения с гражданами (небольшие площади служебных помещений, отсутствие собственных СМИ).
Статья 9. Обеспечение общественного доверия и поддержки граждан
3. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, сотрудник полиции обязан разъяснить ему причину применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности, кроме случаев, когда такое разъяснение невозможно либо неуместно.
Необходимо конкретизировать случаи невозможности и неуместности .
  
4. Сотрудник полиции, обращаясь с требованием к гражданину или осуществляя действия, ограничивающие права и свободы гражданина, обязан предъявить служебное удостоверение, кроме случаев, когда такое предъявление невозможно либо неуместно.
Изложить в следующей редакции: Сотрудник полиции, обращаясь с требованием к гражданину или осуществляя действия, ограничивающие права и свободы гражданина, обязан представиться, назвав свою фамилию, должность и подразделение, где проходит службу, а при несении службы в гражданской одежде или по требованию гражданина - предъявить служебное удостоверение, кроме случаев, когда такое предъявление невозможно либо неуместно .
При несении службы в форменной одежде обязательное предъявление служебного удостоверения не является целесообразным.
  
Дополнить словами: За исключением случаев нахождения в форменной одежде и с нагрудным знаком .
  
5. Сотрудник полиции приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им нарушены.
Изложить в следующей редакции: Сотрудник полиции или его руководитель приносит извинения гражданину, чьи права и свободы были им незаконно нарушены .
Также следует закрепить форму, в которое оно должно быть принесено (например, в письменной).
Сотрудник полиции ограничивает граждан в правах и свободах в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (режимные и досмотровые мероприятия, запрет движения транспортных средств и проч.). В связи с этим полицейский не обязан во всех случаях приносить свои извинения гражданам.
7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел постоянно изучает и учитывает мнение граждан о деятельности полиции и проводит мониторинг взаимодействия полиции с институтами гражданского общества.
Исключить слова: постоянно изучает и.... .
Изучение общественного мнения о деятельности полиции самими сотрудниками не входит в перечень основных направлений работы полиции и не является их основной обязанностью. Следует учитывать результаты изучения общественного мнения о деятельности полиции, осуществляемые специальными организациями.
8. Мнение граждан о деятельности полиции является одним из основных критериев официальной оценки ее работы.
Изложить в следующей редакции: Мнение граждан о деятельности полиции может являться одним из основных критериев официальной оценки ее работы .
Имеются территории (например, Пермский край), где основная часть населения - лица, отбывшие наказание в местах лишения свободы, либо их близкие родственники с соответствующей субкультурой и уровнем правосознания. Поэтому, любые полицейские меры, направленные на наведение порядка, будут восприниматься заведомо негативно, с соответствующей оценкой работы полиции.

     
Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество полиции с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами
3. Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным органам, органам местного самоуправления, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, законности, правопорядка и общественной безопасности.
Исключить.
Обеспечение защиты прав и свобод граждан, законности, правопорядка и общественной безопасности является назначением полиции в соответствии со статьей 1 настоящего Закона.
4. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и должностные лица оказывают содействие полиции при осуществлении возложенных на нее обязанностей.
Заменить слова ...оказывают содействие... на слова ...обязаны оказывать содействие... .
  
5. Граждане в соответствии с законодательством Российской Федерации могут привлекаться к выполнению полиции возложенных на нее обязанностей на добровольных началах.
Изложить в следующей редакции: Гражданин Российской Федерации в целях раскрытия, пресечения и предупреждения преступлений и правонарушений обязан оказывать посильную помощь и содействие сотрудникам полиции в осуществлении их законной деятельности по раскрытию преступлений и поддержания правопорядка, в том числе в виде предоставления информации, необходимой в раскрытии и предупреждении преступлений, участвовать в оперативно-розыскных мероприятиях и следственных действиях сотрудников полиции .
Такое содействие возможно как безвозмездно, так и на основании заключенного контракта на возмездной основе.

     
Глава 3. Обязанности и права полиции
  
Дополнить главу положением о том, что сотрудник полиции, вне зависимости от рабочего времени, нахождения в отпуске, временном листе нетрудоспособности, при осуществлении деятельности по пресечению преступления или административного правонарушения, считается находящимся при исполнении служебных обязанностей и обладает теми же правами и гарантиями представителя власти и находится под защитой государства.
  
Статья 12. Обязанности полиции
1. На полицию возлагаются следующие обязанности:
3) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, подготавливающих преступления, проводить с ними индивидуальную работу в целях склонения к отказу от совершения преступления; осуществлять совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Изложить в следующей редакции: ...выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступления, проводить с ними индивидуальную профилактическую работу в целях склонения к отказу от совершения преступлений; осуществлять совместно с государственными органами, органами местного самоуправления, общественными объединениями, организациями и гражданами деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних .
Приготовление к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, согласно части второй статьи 30 УК РФ, является уголовно наказуемым деянием.
В соответствии с ч. 5 ст. 10 проекта Закона граждане на добровольных началах также могут привлекаться полицией к выполнению возложенных на нее обязанностей.
5) информировать соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления и организации о ставших известными полиции событиях, создающих угрозу безопасности личности, общества и государства и требующих безотлагательного реагирования этих органов и организаций; информировать соответствующих граждан об угрозе посягательства на их жизнь, здоровье или имущество; сообщать учреждениям здравоохранения о выявленных лицах, злоупотребляющих алкогольными напитками и спиртосодержащей продукцией, потребляющих без назначения врача наркотические или иные сильнодействующие вещества, для оказания этим лицам медицинской помощи;
После слов ...потребляющих... сильнодействующие вещества... добавить слова , страдающих опасными заболеваниями .

С целью исключения развития эпидемий.
6) обеспечивать общественный порядок на улицах, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах и других общественных местах;
Исключить из текста пункта слово стадионах .
Обязанность полиции оказывать содействие организаторам спортивных и иных мероприятий в обеспечении общественного порядка заложена в пункте 7 части 1 статьи 12 Проекта.
10) исполнять решения суда (судьи), письменные поручения прокурора, следователя, органа дознания, касающиеся производства следственных действий, проведения оперативно-разыскных мероприятий, привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову или от исполнения постановлений об аресте, а также указанные решения и поручения, касающиеся производства иных процессуальных действий, оказывать содействие в их реализации;
Исключить из текста пункта слова: ...суда (судьи) ...привода лиц, уклоняющихся от явки по вызову .
Эти обязанности возложены на судебных приставов в соответствии со статьей 11 ФЗ от 21.07.1997 г. 118 О судебных приставах , с изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 19.07.2009г. 194 О внесении изменений в Федеральный закон О судебных приставах .
15) участвовать в мероприятиях по противодействию терроризму и в обеспечении правового режима контртеррористической операции, а также в обеспечении защиты потенциальных объектов террористических посягательств и мест массового пребывания людей, в проведении экспертной оценки состояния антитеррористической защищенности и безопасности объектов;
Необходимо нормативно закрепить правомочия по проверке антитер-рористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
  
17) осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность, в том числе проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности;
Изложить в следующей редакции: Осуществлять экспертно-криминалистическую деятельность, в том числе проводить экспертизы по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, а также исследования по материалам оперативно-разыскной деятельности и доследственных проверок для органов внутренних дел .
  
18) осуществлять государственный контроль (надзор) за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (за исключением государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог); регулировать дорожное движение; осуществлять государственный учет показателей состояния безопасности дорожного движения; принимать экзамены на право управления автомототранспортными средствами, трамваями, троллейбусами и выдавать водительские удостоверения; регистрировать в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, автомототранспортные средства, прицепы к ним и выдавать в установленных случаях свидетельства о допуске их к перевозке опасных грузов; осуществлять государственный контроль (надзор) за деятельностью организаций, проводящих обязательный технический осмотр автомототранспортных средств и прицепов к ним; осуществлять на основаниях и в порядке, установленных Правительством Российской Федерации, сопровождение транспортных средств; согласовывать маршруты движения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов;
Исключить уточнение (за исключением государственного надзора при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте автомобильных дорог) .
Дополнить словами: ...заниматься пропагандистской деятельностью .
Отсутствие контроля на стадии проектирования и приемки в эксплуатацию, в дальнейшем, серьезно усложнит и многократно увеличит затраты на устранение допущенных недостатков при строительстве, ремонте и реконструкции автодорог.
24) охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации;
Исключить функцию по охране на договорной основе имущества граждан и организаций, оставив только охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией, в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Это позволит значительно сократить численность вневедомственной охраны. Охрану имущества граждан и организаций на договорной основе могут осуществлять ЧОПы.
27) содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста;
Исключить.
Указанные обязанности закрепить за Федеральной службой исполнения наказаний России.
28) осуществлять контроль за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с федеральным законом запретов и ограничений; участвовать в осуществлении контроля за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно;
Изложить в следующей редакции: Осуществлять профилактический контроль за поведением лиц, освобожденных из мест лишения свободы, осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы условно .
Контроль за соблюдением установленных судом, в соответствии с федеральным законом, запретов и ограничений находится в компетенции УФСИН России.
31) участвовать в обеспечении режимов чрезвычайного положения и военного положения в случае их введения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях;
Изложить в следующей редакции: Обеспечивать охрану общественного порядка и безопасность в случае введения режимов чрезвычайного положения и военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях .
  
32) оказывать содействие пограничным органам федеральной службы безопасности в проведении мероприятий по защите Государственной границы Российской Федерации, участвовать в контроле за соблюдением пограничного режима, обеспечивать по представлениям пограничных органов федеральной службы безопасности временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы Российской Федерации во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или при воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы Российской Федерации;
Исключить.
Оказание содействия пограничным органам по защите государственной границы является не свойственной функцией для органов внутренних дел.
34) участвовать в обеспечении авиационной безопасности в области гражданской авиации; выносить заключения о возможности (невозможности) допуска к работе в службе авиационной безопасности лиц для осуществления ими деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;
Исключить.

Несвойственная для органов внутренних дел функция.
35) осуществлять контроль за соблюдением гражданами и должностными лицами установленных правил регистрационного учета граждан Российской Федерации, а также контроль за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда на территорию Российской Федерации, пребывания на территории Российской Федерации, выезда за пределы территории Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации; координировать в этой сфере деятельность органов, осуществляющих функции по контролю и надзору в сфере миграции;
Исключить.

Дублируются функции ФМС России.

          
37) уведомлять налоговый орган, направивший в соответствии с пунктом 3 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации материалы для принятия решения о возбуждении уголовного дела, о результатах рассмотрения данных материалов не позднее дня, следующего за днем принятия соответствующего решения;
Исключить.
В соответствии с ФЗ от 29.12.2009г. 383, с 1.01.2011 года подследственность по налоговым преступлениям отнесена к компетенции следователей СК при прокуратуре РФ, которыми и должно приниматься решение о возбуждении либо отказе в возбуждении указанной категории уголовных дел.
Статья 13. Права полиции
1. Полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей имеет право:
3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, получать по таким делам от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову; приглашать в полицию граждан и должностных лиц в целях получения от них сведений, необходимых для рассмотрения материалов, находящихся в полиции, и принятия по ним решений;
Изложить в следующей редакции: Вызывать в полицию граждан и должностных лиц в связи с расследуемыми уголовными делами, находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, при проведении проверки по заявлениям граждан и организаций, получать по таким делам и материалам от граждан и должностных лиц, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения; подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову .
Проектом не регламентировано право полиции получать объяснения при проверке сообщения о преступлении, а закреплено право приглашать в полицию граждан и должностных лиц в целях получения от них сведений, необходимых для рассмотрения материалов, находящихся в полиции, и принятия по ним решений .
Использованный законодателем термин приглашение подразумевает необязательность его исполнения.
4) запрашивать и получать на безвозмездной основе от государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (копии документов), иную необходимую информацию, а также персональные данные лиц, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации и персональных данных; при осуществлении функций по выявлению, предупреждению и пресечению налоговых преступлений запрашивать и получать от кредитных организаций справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; запрашивать и получать от лечебно-профилактических и медицинских учреждений сведения о лицах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о лицах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности, в порядке, устанавливаемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;
Дополнить в пункте после слов ...предупреждению и пресечению налоговых... слова экономических преступлений, преступлений террористического и экстремистского характера
после слов ...а также о лицах имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности слова состоящих на учете, как психически больные, представляющих социальную опасность, хронических алкоголиков, больных наркоманией - далее по тексту .
Наблюдение за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией целесообразно отнести к компетенции органов здравоохранения, возложив на полицию работу по предупреждению совершения данной категорией граждан правонарушений.
5) беспрепятственно знакомиться в организациях с необходимыми материалами, документами, статистическими данными и иными сведениями, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации;
Изложить в следующей редакции: На основании письменного требования руководителя подразделения полиции беспрепятственно знакомиться с необходимыми для выявления признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления документами, материалами, статистическими данными и иными сведениями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, производить на безвозмездной основе их копии, обязывать должностных лиц организаций и предприятий всех форм собственности обеспечивать сохранность документов до принятия окончательного решения .
Осуществление задач полиции по выявлению признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления, вызывает нарекания со стороны предпринимателей, ведет к возникновению конфликтных и спорных ситуаций.
11) требовать от организаций при наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления проведения проверок и ревизий финансово-хозяйственной деятельности этих организаций либо проводить их самостоятельно в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
Исключить слова ...либо производить их самостоятельно... и изложить в следующей редакции: При наличии признаков подготавливаемого, совершаемого или совершенного преступления требовать от юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проведения ревизий, документальных, аудиторских и иных проверок осуществляемой ими деятельности в сроки и по основаниям, которые установлены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации и Федеральным законом Об оперативно-розыскной деятельности .
Формулировка не соответствует положениям статьи 144 УПК РФ ( документальные проверки, ревизии ), современным экономическим терминам.
В настоящее время самостоятельные проверки либо ревизии финансово-хозяйственной деятельности юридических лиц и предпринимателей органы внутренних дел не проводят. Специалисты-ревизоры системы МВД вправе проводить самостоятельно лишь исследование документов по материалам оперативно-розыскной деятельности. В процессе выявления признаков преступлений возникает необходимость в проведении ревизии и исследования документов не только организаций, но и иных юридических лиц, а также индивидуальных предпринимателей.
13) вносить в соответствии с федеральным законом соответствующим должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона;
   Изложить в следующей редакции: Вносить должностным лицам, в соответствующие общественные объединения и организации обязательные для исполнения представления о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению преступлений, административных правонарушений либо иных нарушений федерального закона .
  
14) применять на срок, не превышающий одного часа, ограничение свободы передвижения граждан на улицах и в других общественных местах для проверки документов, удостоверяющих личность, получения объяснений на месте, решения вопроса о возможности и необходимости применения к гражданам предусмотренных законодательством Российской Федерации мер принуждения, а также для реализации других прав, предоставленных полиции федеральным законом;
Заменить слова на срок, не превышающий одного часа словами на срок с одного до трех часов - далее по тексту.
  
16) доставлять граждан, находящихся в общественных местах в тяжелой степени опьянения и утративших способность самостоятельно передвигаться или ориентироваться в окружающей обстановке, в лечебно-профилактические и медицинские учреждения; доставлять по письменному заявлению граждан в лечебно-профилактические и медицинские учреждения либо в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел находящихся совместно с ними в жилище лиц в состоянии опьянения, если есть основания полагать, что поведение указанных лиц свидетельствует о том, что они могут причинить вред жизни и здоровью граждан, нанести ущерб объектам собственности; направлять и (или) доставлять на медицинское освидетельствование в соответствующие лечебно-профилактические и медицинские учреждения граждан для определения наличия в организме алкоголя или наркотических средств, если результат освидетельствования необходим для подтверждения или опровержения факта совершения административного правонарушения либо преступления, для объективного рассмотрения дела об административном правонарушении, для расследования по уголовному делу, а также проводить освидетельствование указанных лиц на состояние алкогольного опьянения в порядке, установленном Правительством РФ;
После слов ...а также проводить освидетельствование указанных лиц на состояние алкогольного опьянения... добавить слова и наркотического опьянения _ далее по тексту.
  
19) производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также их транспортных средств при наличии достаточных данных о том, что эти граждане имеют при себе оружие, боеприпасы, патроны, взрывчатые вещества, взрывные устройства, наркотические средства или психотропные вещества, изымать указанные предметы, средства и вещества при отсутствии законных оснований для их ношения или хранения; принимать участие в досмотре пассажиров, их ручной клади и багажа на воздушном, водном и железнодорожном транспорте либо производить такой досмотр самостоятельно в целях изъятия вещей и предметов, запрещенных для перевозки транспортными средствами;
Изложить в следующей редакции: Производить в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, их транспортных средств в целях обнаружения орудий либо предметов совершения административного правонарушения, а также обеспечения мер личной безопасности, а также при наличии достаточных данных о том, что.... - далее по тексту.
Данные изменения обусловлены отсутствием целей личного досмотра, изложенных в статье 27.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях ...досмотр ... осуществляется в случае необходимости в целях обнаружения орудий совершения либо предметов административного правонарушения .
На практике термин при наличии достаточных данных практически всегда является предметом споров, в результате которых, вещи и предметы являющиеся предметом преступления (доказательством вины), в дальнейшем могут быть признаны добытыми ненадлежащим образом.
20) изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, и в зависимости от решения вопроса об ответственности возвращать эти вещи владельцу, уничтожать их в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, либо передавать по назначению в установленном порядке;
Дополнить словами: , приобщать изъятые предметы в качестве вещественных доказательств и их хранение до принятия решения по делу .
Не урегулировано право полиции осуществлять изъятие документов, вещей, предметов с целью приобщения их к уголовному делу в качестве вещественных доказательств, а также осуществлять их хранение.
25) выдавать и продлевать разрешения (лицензии), действующие в сфере оборота оружия, отказывать в выдаче таких разрешений (лицензий) или аннулировать их при наличии оснований, предусмотренных федеральным законом; проводить проверки мест производства, хранения, продажи, коллекционирования и экспонирования оружия, основных частей огнестрельного оружия, мест производства патронов к оружию и составных частей патронов, а также проверки объектов, где они обращаются, мест утилизации боеприпасов; давать обязательные предписания гражданам и должностным лицам об устранении нарушений установленных правил, изымать указанные предметы, запрещать деятельность соответствующих объектов и применять иные меры, предусмотренные Федеральным законом от13декабря 1996года
150-ФЗ Об оружии ; участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса;
Исключить из текста слова: ...участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проведении проверок мест производства, хранения, использования и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий IV и V класса .
Контроль за оборотом взрывчатых материалов промышленного назначения и пиротехнических изделий не относится к основным направлениям деятельности полиции.
28) требовать от граждан, работающих на охраняемых объектах (территориях), и от других граждан соблюдения пропускного и внутриобъектового режимов; производить досмотр транспортных средств при въезде на охраняемые объекты (территории) и выезде с охраняемых объектов (территорий); проверять условия хранения имущества на охраняемых объектах (территориях); обеспечивать оперативное реагирование на сообщения о срабатывании охранно-пожарной и тревожной сигнализации при осуществлении охраны объектов с помощью технических средств охраны, подключенных к пультам централизованного наблюдения; при выявлении нарушений, создающих на охраняемых объектах (территориях) угрозу безопасности граждан, и условий, способствующих хищениям имущества, принимать меры по пресечению указанных нарушений и ликвидации указанных условий; беспрепятственно входить в помещения охраняемых объектов (на охраняемые территории), осматривать их при преследовании лиц, незаконно проникших на охраняемые объекты (территории), и при задержании лиц, подозреваемых в совершении преступлений или административных правонарушений; использовать для обнаружения и изъятия незаконно вносимого (выносимого), ввозимого (вывозимого) имущества и для фиксирования противоправных действий технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан, а также окружающей среде;
Изложить в следующей редакции: Проводить инспектирование условий хранения имущества на охраняемых объектах (территориях) .
  
29) давать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами и подразделений ведомственной охраны обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных недостатков в технической укрепленности объектов и по обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности;
Изложить в следующей редакции: Давать в ходе инспектирования подразделений охраны юридических лиц с особыми уставными задачами, подразделений ведомственной и иной охраны обязательные к исполнению предписания по устранению выявленных недостатков в инженерно-технической укрепленности и оснащенности объектов техническими средствами охранно-пожарной и тревожной сигнализации и по обеспечению сохранности государственной и муниципальной собственности, а в случае систематического неисполнения предписаний принимать меры в соответствии с действующим федеральным законодательством, вплоть до закрытия объекта .
Внесение указанного дополнения расширит полномочия полиции по обеспечению сохранности имущества государственной и муниципальной форм собственности, повысит эффективность работы по усилению антитеррористической защищенности объектов.
30) участвовать совместно со службой авиационной безопасности в предполетном и послеполетном досмотре членов экипажей, лиц из числа авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; принимать совместно со службой авиационной безопасности меры по пресечению массовых беспорядков, групповых нарушений общественного порядка, по разблокированию взлетно-посадочных полос и других объектов жизнеобеспечения гражданской авиации; осуществлять сопровождение воздушного судна во время полета при наличии информации о возможности нарушения на нем требований авиационной безопасности; по ходатайству должностных лиц проводить проверку лиц, поступающих на работу в службу авиационной безопасности, для установления возможности их допуска к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни и здоровья граждан, а также для окружающей среды;
Исключить.
Статья 2 Закона не предусматривает участие полиции в обеспечении авиационной безопасности.
31) участвовать в налоговых проверках по запросам налоговых органов Российской Федерации;
Изложить в следующей редакции: Участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в проверках по запросам правоохранительных и контролирующих органов Российской Федерации .
Необходимо предусмотреть возможность участия сотрудников полиции в проверках, проводимых другими контролирующими органами, например, службой финансово-бюджетного надзора при выявлении нецелевого расходования бюджетных средств.
32) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие налоговую тайну;
Изложить в следующей редакции: Получать в соответствии с законодательством Российской Федерации сведения, составляющие охраняемую законом тайну .
Полиция сталкивается с коммерческой, банковской и иной, охраняемой законом тайной, и имеет в установленном законом порядке право получать конфиденциальные сведения.
Глава 4. Применение полицией отдельных мер государственного принуждения
Статья 14. Задержание
2. Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть подвергнуты личному досмотру. Досмотру также могут быть подвергнуты находящиеся при них вещи, документы и транспортные средства, которые подлежат изъятию в случае, если установлено, что они могут быть использованы для посягательства на жизнь и здоровье людей, могут облегчить побег или явиться вещественными доказательствами по делу.
После принятия соответствующего решения по делу изъятое либо возвращается владельцу, либо уничтожается, либо передается по назначению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Изложить в следующей редакции: Лица, указанные в части 1 настоящей статьи, могут быть подвергнуты наружному досмотру, осуществляемому сотрудником полиции одного пола с досматриваемым лицом, путем обследования головного убора, одежды и обуви досматриваемого лица. При обнаружении предметов, которые могут быть использованы для нападения на сотрудника полиции или оказания ему сопротивления, в головном уборе, одежде или обуви, указанных в части 1 настоящей статьи лиц, производится их изъятия по правилам осуществления мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Досмотру также могут быть подвергнуты находящиеся при них вещи, документы и транспортные средства, которые подлежат изъятию в случае, если установлено, что они могут быть использованы для посягательства на жизнь и здоровье людей, могут облегчить побег или явиться вещественными доказательствами по делу. После принятия соответствующего решения по делу, изъятое либо возвращается владельцу, либо уничтожается, либо передается по назначению в порядке, установленном Правительством РФ .
Согласно части третей статьи 55 Конституции Российской Федерации ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, в том числе права на личную неприкосновенность, возможно только на основании федерального закона. Основания применения наружного досмотра должно быть указано в Федеральном законе О полиции .
В настоящее время производство наружного досмотра регламентировано Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности, утвержденным приказом МВД России от 29 января 2008 года 80.
4. Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента водворения его в специально отведенное помещение.
Изложить в следующей редакции: Лицо, подвергнутое задержанию, вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента возбуждения дела об административном правонарушении .
Данная норма противоречит ст.25.5 КоАП РФ.

Статья 15. Вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки
1. Полиция имеет право входить беспрепятственно либо проникать в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на принадлежащие им земельные участки, на территории, земельные участки и в помещения, занимаемые организациями, с повреждением, если в этом есть необходимость, запирающих устройств, элементов и конструкций, препятствующих входу, проникать в находящиеся там контейнеры, емкости и иные объекты, в транспортные средства (за исключением территорий, объектов и транспортных средств дипломатических представительств и консульских учреждений иностранных государств) и осматривать их:
2) при наличии достаточных оснований полагать, что там совершается преступление, произошел несчастный случай, находится лицо, пребывающее в беспомощном состоянии, а также для задержания граждан, указанных в пункте 1 настоящей части, пресечения преступления и (или) оказания помощи пострадавшим;
После слова совершается добавить слова   или совершено .
Существующая редакция нормы существенно ограничивает возможности полиции по своевременному реагированию на сообщения о преступлениях и раскрытию преступлений по горячим следам в случае, если поступила достоверная информации об уже совершенном преступлении.

          
Статья 17. Формирование и ведение банков данных о гражданах
3. Учету в банках данных подлежат сведения: ....
Дополнить пункт подпунктами следующего содержания:
18) о лицах, состоящих на профилактических учетах;
19) о гражданах Российской Федерации, иностранных гражданах и лицах без гражданства, состоящих на учете в подразделениях миграционной службы .
  
Глава 5. Применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Статья 18. Право сотрудника полиции применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие
3. Сотрудник полиции не реже одного раза год обязан проходить специальную подготовку, а также проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.
Заменить слова ...не реже одного раза год... на слова ..не реже одного раза в три года... - далее по тексту.
Закрепление годичного срока прохождения специальной подготовки не реален, так как практически все сотрудники полиции (милиции) наделены правами по применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. Такой срок должен быть три года.
Статья 19. Порядок и условия применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия
2. Сотрудник полиции имеет право не предупреждать о намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, когда действия лиц, в отношении которых предполагается их применить, создают непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции, либо когда они могут повлечь наступление иных тяжких последствий, либо когда такое предупреждение является неуместным или невозможным.
Необходимо конкретизировать понятие термина действия, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции .
В целях исключения ошибок при применении оружия без предупреждения.
4. Сотрудник полиции обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.
После слов: ... первую помощь.. добавить слова , а в случае необходимости... - далее по тексту.
  
5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия полиция уведомляет родственника гражданина или иное его близкое лицо в возможно короткий срок.
Изложить в следующей редакции:                  О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, повлекших необходимость принятия мер по предоставлению ему медицинской помощи, полиция уведомляет родственника гражданина или иное его близкое лицо в возможно короткий срок .
  
6. Обо всех случаях причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения сотрудником полиции физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор.
После слов ...физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия... добавить слова в течении 24 часов - далее по тексту.
  
7. Сотрудник полиции должен по возможности сохранить без изменения место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.
Изложить в следующей редакции: Сотрудник полиции должен принять меры к сохранности места происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть .
  
8. Сотрудник полиции обязан сообщить о случаях применения физической силы, в результате которых причинен физический или материальный ущерб гражданину либо материальный ущерб организации, а также обо всех случаях применения специальных средств или огнестрельного оружия непосредственному начальнику и в течение 24 часов с момента применения представить соответствующий рапорт.
После слов ...сотрудник полиции обязан... добавить слова в возможно короткий срок - далее по тексту.
  
Статья 21. Применение специальных средств
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в случаях:
3) пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления;
Пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции: Пресечения оказываемого сотруднику полиции сопротивления или отказа выполнить законное требование сотрудника полиции .
  
2. В качестве специальных средств сотрудник полиции имеет право применять:
В часть статьи добавить пункт 14 следующего содержания: В качестве специальных средств сотрудник полиции имеет право применять любые подручные средства .
  
  
Дополнить статью частью 4 следующего содержания: В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник полиции при отсутствии специальных средств вправе использовать любые подручные средства .
  
Статья 22. Запреты на применение специальных средств и ограничения их применения
2. Применение сотрудником полиции специальных средств должно осуществляться с учетом следующих ограничений:
1) запрещается наносить человеку удары палкой резиновой по голове, шее и ключичной области, животу, половым органам, в область проекции сердца, а также многократно наносить удары в одно и то же место;
В пункте 1 части 2 после слова запрещается добавить слова преднамеренно (умышленно)... - далее по тексту.
При пресечении случаев вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан сотрудникам полиции невозможно надлежащим образом исполнить данную норму закона.
Учитывая, что данная норма является императивной, сотрудник, допустивший нарушение, автоматически подпадает под действие части 3 ст. 286 УК РФ.

          
Статья 23. Применение огнестрельного оружия
1. Сотрудник полиции имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие:
1) для защиты другого лица либо себя от нападения, создающего непосредственную угрозу причинения тяжкого вреда здоровью или смерти;
Пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции: Для защиты граждан от нападения, опасного для жизни или здоровья, для отражения нападения на сотрудника, когда его жизнь или здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием .
При принятии решения о применении огнестрельного оружия сотрудник полиции не может точно определить есть ли угроза причинения тяжкого вреда здоровью, средней тяжести или смерти. В случае допущения ошибки, сотрудником полиции по применению огнестрельного оружия в части угрозы причинения вреда здоровью он может быть сам привлечен к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий.
  
Дополнить часть 1 статьи пунктом 8 следующего содержания: Для задержания физического лица, объявленного в местный, федеральный или международный розыск за совершение особо тяжкого или тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности и пытающегося скрыться от сотрудников полиции при задержании .
  
3. Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие без производства выстрела на поражение человека:
Изложить в следующей редакции: Сотрудник полиции имеет право применять огнестрельное оружие без намерения поражения человека .
Предложенный в проекте закона вариант противоречит пониманию понятия применения оружия - производство прицельного выстрела из огнестрельного оружия.
3) для разрушения взрывоопасного предмета;
Исключить.
Во избежание несчастных случаев (гибели/ранения людей, повреждения/ разрушения строений, жилищ граждан), уничтожением взрывоопасных предметов должны заниматься профессиональные саперы.
7. Сотрудник полиции при отсутствии огнестрельного оружия, состоящего на вооружении полиции, вправе применять иное оружие, находящееся у него на законных основаниях, с учетом порядка, ограничений и запретов, установленных настоящим Федеральным законом, и по основаниям, предусмотренным настоящей статьей.
Изложить в следующей редакции: В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости сотрудник полиции, при отсутствии спецсредств или огнестрельного оружия, вправе использовать оружие 3-их лиц, а также любые подручные средства .
При проведении спецопераций (в т.ч. в Северо-Кавказском регионе) в случае выхода из строя табельного оружия сотрудник полиции лишается возможности на законных основаниях защитить жизнь и здоровье граждан.
Статья 24. Гарантии личной безопасности вооруженного сотрудника полиции
  
Дополнить статью  более детальным определением гарантий личной безопасности сотрудника, не имеющего при себе специальных средств, средств защиты и огнестрельного оружия.
  
  
2. Сотрудник полиции с приведенным в готовность огнестрельным оружием имеет право произвести выстрел на поражение нападающего на него или задерживаемого им лица, если это лицо пытается сократить указанное сотрудником полиции расстояние, либо достать что-нибудь из одежды без команды сотрудника полиции, либо посягнуть на оружие сотрудника полиции, либо совершить другие действия, которые могут быть расценены сотрудником полиции как угроза насилия или завладения его оружием.
Необходимо конкретизировать понятие термина действия, создающие непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или сотрудника полиции .
В целях исключения ошибок при применении оружия без предупреждения.
  
Добавить статью нормой, закрепляющей максимальное расстояние, на которое гражданин и иные лица могут приблизиться к сотруднику полиции (например, 5 метров), находящемуся в форменной одежде или уведомившему о своем статусе в установленном порядке.
Сокращение данной дистанции без разрешения или законного требования сотрудника полиции должно расцениваться как нападение на него с возникновением права на адекватное применение физической силы, специальных средств и оружия, в целях личной защищенности и служить гарантией безопасности сотрудника полиции.

     
Глава 6. Правовое положение (статус) сотрудника полиции
Статья 25. Сотрудник полиции
1. Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который проходит федеральную государственную службу в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции.
Изложить в следующей редакции: Сотрудником полиции является гражданин Российской Федерации, который проходит федеральную государственную службу в системе федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел  на должностях федеральной государственной правоохранительной службы и которому в установленном порядке присвоено специальное звание полиции .
При этом необходимо разработать Реестр должностей федеральной государственной правоохранительной службы либо  должностей полиции.
В целях определения точного статуса сотрудника полиции, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2003г. N 58 О системе государственной службы Российской Федерации .
Статья 27. Основные обязанности сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции обязан:
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, установленные федеральными законами;
Пункт 11 части 1 изложить в следующей редакции: Соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, предусмотренные Кодексом профессиональной этики сотрудников полиции .
  
Статья 28. Основные права сотрудника полиции
1. Сотрудник полиции имеет право:
1) на обеспечение надлежащих организационно-технических условий, необходимых для выполнения служебных обязанностей;
В пункте 1 части 1 после слов организационно-технических добавить слова ...и санитарно - гигиенических ... - далее по тексту.
  

     
Статья 30. Запреты, связанные со службой в полиции
1. Сотруднику полиции в связи с прохождением службы в полиции запрещается:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
Исключить.
Дублирует статью 17 ФЗ от 27 июля 2004 г. N 79 О государственной гражданской службе РФ . Замещение указанных должностей возможно для государственных гражданских служащих, но недопустимо для сотрудника полиции, которому в соответствии со статьей 28 законопроекта разрешено только совместительство в системе федерального органа исполнительной власти, а также занятие  педагогической, научной и творческой деятельностью.
5) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
Изложить в следующей редакции: Приобретать и продавать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, с целью получения доходов с операции покупки-продажи .
По аналогии необходимо запретить сотрудникам полиции открывать счета в банках в целях недопущения получения доходов от банковских процентов.
4. Гражданин Российской Федерации после увольнения со службы в полиции не вправе:
1) без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в течение двух лет замещать должности и выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если в период службы в полиции он замещал должности государственной службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, и если отдельные функции по государственному управлению этими организациями входили в его служебные обязанности;
Исключить слова: без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов... .
Данная редакция носит коррупционный характер, так как будет давать возможность руководителям злоупотреблять своим правом по отнесению граждан РФ, после увольнения со службы в полиции, к числу тех, в отношении которых имеются запреты на замещение соответствующих должностей. Например, участковый уполномоченный полиции (милиции), в определенной мере, осуществляет контроль за деятельностью учреждений и организаций, которые находятся на обслуживающей им территории.

     
Глава 7. Прохождение службы в полиции
Статья 37. Поступление на службу в полицию
1. На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции.
Изложить в следующей редакции: На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации, прошедшие службу в Вооруженных Силах Российской Федерации (за исключением женщин и лиц, поступивших в образовательные учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел) и не старше 35 лет независимо от ... - далее по тексту.
Исключит возможность увольнения сотрудника в связи с призывом на военную службу и даст возможность принимать на службу подготовленных к строевой и военной подготовке, имеющих опыт несения службы.
Статья 38. Испытание при поступлении на службу в полицию
1. Для гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, в целях проверки уровня его подготовки и соответствия должности, на замещение которой он претендует, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения службы в полиции, устанавливается испытание на срок от трех месяцев до одного года. В период испытания указанный гражданин Российской Федерации является стажером по должности.
Установить испытательный срок от трех до шести месяцев .
Полугодового срока достаточно, чтобы работодатель смог определиться с уровнем подготовленности кандидата и его востребованностью.
2. Испытание не устанавливается:
3) для граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию на конкурсной основе.
Изложить в следующей редакции: Для граждан Российской Федерации, поступающих на службу в полицию на конкурсной основе, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел .
  

     
Статья 40. Особенности режима служебного времени сотрудников полиции
3. Выполнение сотрудником полиции служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни компенсируется предоставлением ему отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной продолжительности еженедельного служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику полиции предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску.
По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, но не более чем за 120 часов в год.
Абзац 2 части 3 изложить в следующей редакции: По просьбе сотрудника полиции вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация, в соответствии с правилами, предусмотренными ст. ст. 152, 153, 154 Трудового кодекса Российской Федерации .

Целесообразно увеличить часовой предел привлечения сотрудников к сверхурочной работе или исключить ограничения в оплате сверхурочных работ с обеспечением точного учета продолжительности сверхурочной работы каждого сотрудника.
На практике переработка составляет значительно больше 120 часов в год.
Статья 41. Профессиональная подготовка сотрудников полиции
3. Курсанты, слушатели, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел проходят службу в полиции.
Изложить в следующей редакции:   Курсанты, слушатели, руководящий и профессорско-преподавательский состав образовательных учреждений высшего профессионального образования, в соответствии со штатным расписанием, постоянный состав центров профессиональной подготовки федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, подготовки проходят службу в полиции .
Необходимо четко определить статус административного, учебно-вспомогательного и научного персонала образовательных учреждений (кадры, службы тыла, редакционно-издательские подразделения и т.д.), так как к профессорско-преподавательскому составу не относятся ни курсовые офицеры, ни инспекторы-воспитатели отдела кадров.
5. Гражданин Российской Федерации или сотрудник полиции, поступающий в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, заключает контракт о прохождении службы в полиции на срок не менее пяти лет после окончания этого образовательного учреждения.
6. Гражданин Российской Федерации, отчисленный из образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел за недисциплинированность, неуспеваемость или нежелание учиться либо отказавшийся исполнять контракт о прохождении службы в полиции после окончания образовательного учреждения высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, а также гражданин Российской Федерации, окончивший такое образовательное учреждение и уволенный со службы в полиции до истечения срока службы, установленного контрактом о прохождении службы в полиции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 11, 13 - 17, 19 и 23 части 1 статьи 42 настоящего Федерального закона, возмещает средства федерального бюджета, затраченные на его обучение. Размер возмещаемых средств и порядок его исчисления определяются Правительством Российской Федерации.
Исключить.





Исключить.

Данные положения не соответствуют понятию профессиональная подготовка , и должны быть изложены в отдельных статьях законопроекта, касающихся порядка прохождения службы в полиции.
  
Дополнить статью частью 7 следующего содержания: При назначении сотрудника полиции на вышестоящую должность, в обязательном порядке, учитывается его профессиональная, огневая и физическая подготовленность. Приоритетное право назначения на руководящие должности сохраняется за сотрудниками, ранее не привлекавшимися к ответственности за совершение должностных проступков и имеющими профильное высшее образование .
  

     
Статья 42. Увольнение со службы в полиции
1. Сотрудник полиции может быть уволен со службы в полиции:
6) в связи с нарушением федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел либо входящими в его систему территориальным органом, учреждением или иной организацией условий контракта о прохождении службы в полиции;
Исключить.
Из нормы следует, что сотрудник может быть уволен со службы в полицию за нарушения, допущенные третьими лицами.
9) по состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в полиции и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе;
Изложить в следующей редакции: По состоянию здоровья - на основании заключения военно-врачебной комиссии об ограниченной годности к службе в полиции; на основании заключения военно-врачебной комиссии о годности к службе с незначительными ограничениями и о невозможности выполнять служебные обязанности в соответствии с замещаемой должностью при отсутствии возможности перемещения по службе .
  
19) в связи с лишением специального звания полиции;
Исключить.
Основаниями для лишения специального звания, в соответствии со ст. 33 Положения о службе в органах внутренних дел РФ , являются прекращение гражданства либо осуждение за совершенное преступление. Данные основания  указаны в пунктах 1.15, 1.23 статьи.
  
Дополнить часть 1 статьи пунктом 24 следующего содержания: За появление на службе (при исполнении служебных обязанностей) в состоянии алкогольного, наркотического, иного токсического опьянения; а также в связи с алкогольной, наркотической, иной токсической зависимостью, выявленной по результатам тестирование в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел .
  
  
Дополнить часть 1 статьи пунктом 25 следующего содержания: За отказ сотрудника от прохождения военно-врачебной комиссии в случае установления у него заболевания, препятствующего исполнять возложенные на него обязанности .
В практической работе кадровых подразделений периодически возникают трудности при увольнении сотрудников, имеющих заболевание, не позволяющее полноценно исполнять служебные обязанности. Однако, в связи с умышленным игнорированием последними требований о прохождения военно-врачебной комиссии для определения возможности дальнейшего прохождения службы, они продолжают нести службу, зачастую в ущерб качеству работы, либо  собственному здоровью.
  
Дополнить статью частью 4 следующего содержания: Указанный перечень оснований увольнения сотрудников полиции является исчерпывающим .
  
Глава 8. Социальная защита сотрудника полиции
Статья 44. Оплата труда сотрудника полиции
  
Законодательно закрепить зависимость должностного оклада сотрудника полиции (по типовым должностям) в процентном соотношении от должностного оклада руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
В целях повышения социальной защищенности сотрудников полиции законодательно установить размеры денежного довольствия, пенсионные и социальные гарантии, приравненные к другим категориям правоохранительных органов (прокуратура, федеральная служба безопасности), а также права и льготы детям сотрудников на получение образования (по аналогии с должностными окладами сотрудников прокуратуры - ст.44 Федерального закона от 17.01.1992 2201-1 О прокуратуре ).

     
Статья 47. Право сотрудника полиции и членов его семьи на медицинское обслуживание
1. Сотрудник полиции имеет право на бесплатное медицинское обслуживание, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения по рецептам врачей в медицинских учреждениях федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Предусмотреть иной порядок обязательного медицинского страхования сотрудников с выдачей соответствующего полиса. Предусмотреть возможность возмещения понесенных затрат, связанных с обследованием и лечением, не входящим в страховое покрытие полиса, стоматологическим лечением и протезированием.
  
Глава 9. Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности полиции
Статья 50. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции
1. Материально-техническое обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год.
Изложить в следующей редакции: Материально-техническое и медицинское обеспечение деятельности полиции осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на соответствующий год .
  
8. Органы местного самоуправления предоставляют сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, для работы на обслуживаемых административных участках помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также обеспечивают техническую эксплуатацию этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт).
Изложить в следующей редакции: Органы местного самоуправления предоставляют сотрудникам полиции, замещающим должность участкового уполномоченного полиции, для работы на обслуживаемых административных участках служебный автотранспорт, помещения, оборудованные мебелью, оргтехникой и средствами связи, а также обеспечивают техническую эксплуатацию этих помещений (водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт) и служебного автотранспорта .
  

     
Глава 11. Переходные и заключительные положения
Статья 56. Переходные положения
  
Дополнить статью частью 11 следующего содержания: Движимое и недвижимое имущество, а также земельные участки, находящиеся в собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности и закрепленные по состоянию 1 декабря 2011 года за органами полиции, подлежат передаче в федеральную собственность с оставлением в ведении органов полиции. До передачи в федеральную собственность объекты недвижимости подлежат капитальному ремонту в соответствии с нормативными сроками ремонта и исходя из фактического состояния объектов .
  
Статья 57. Вступление в силу настоящего Федерального закона
2. Действие положений статей 45 - 48 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Изложить в следующей редакции: Действие положений статей 44 - 48, пунктами 2-7 статьи 56 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся сотрудниками полиции.
Не учитываются статьи, определяющие такие социальные гарантии как оплата труда сотрудникам, сохранение выслуги лет, звания и возможность остаться на службе в полиции для сотрудников органов внутренних дел, имеющих специальные звания внутренней службы и юстиции.