Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2005, февраль К проекту федерального закона О противодействии терроризму ( 115259-4)


II. Отношение москвичей к проблемам борьбы с терроризмом
(по результатам социологического исследования).
_________________________
Исследование проведено научным коллективом: член-корр.РАН Иванов В.Н. (руководитель), к.ф-м.н. Козина А.В., к.ф.н. Кублицкая Е.А., к.ф.н. Чернакова Н.Е., к.ф.н. Яковлев С.Д.



     Волна террора, прокатившаяся по территории России в последние годы, принимает глобальный характер, переходя из стадии отдельных террористических актов в стадию развернутой террористической войны. Страна находится в постоянном режиме нападения и агрессии и, особенно, этим угрозам подвержены центры цивилизационного мира,  мегаполисы и стратегические сооружения. Вполне закономерно, что Москва, как столица российского государства является одним из таких объектов нападения. Беспредельные по своей жестокости и цинизму операции боевиков вызвали закономерную, хотя и несколько запоздалую адекватную реакцию со стороны федеральной власти.
    В своем обращении к нации после трагедии в Беслане, на встречах с иностранными журналистами в своей резиденции в Ново-Огорево и в выступлении 13 сентября 2004г. на расширенном заседании Правительства Президент России В.В. Путин выступил по основным вопросам государственного управления и укрепления систем национальной безопасности страны. Критично отмечая, что созданная система государственного управления оказалась неспособной решить проблему эффективной борьбы с терроризмом, Президент представил комплексную программу реализации основных стратегических задач, направленных на обеспечение национального единства страны, укрепление государственных структур и доверия к власти, создание эффективной системы внутренней  безопасности.  Основной лейтмотив выступлений Президента состоит в том, что борьба с терроризмом  должна стать в полном смысле общенациональным делом, и поэтому важно, чтобы в этом процессе принимали активное участие не только властные структуры государства, но и все общество со всем  имеющимся у него арсеналом общественных институтов управления и неформальных организаций. В.Путин  неоднократно ставил задачу повышения роли гражданского общества и гражданской инициативы при обсуждении и проведении в жизнь  ключевых государственных решений и законопроектов, касающихся перспектив развития всей страны, и в частности, укрепления безопасности державы.
    Актуальность проблемы национальной безопасности в условиях нарастающего терроризма не вызывает сомнений. В Москве, в октябре 2004 года сотрудниками Института социально-политических исследований РАН был проведен социологический опрос, включающий вышеуказанные темы.
    Эмпирическая база исследованных - 570 респондентов.
    Метод сбора первичной информации - телефонный опрос.
_________________________
Методом случайной выборочной совокупности получены следующие основные социальные характеристики опрошенных респондентов: 40% мужчин и 60% женщин, в возрастных категориях до 300 лет - 23%, 30 - 50 лет - 35%, старше 50 лет - 41%. С неполным средним и средним образованием представлены 21% респондентов; имеющих среднее специальное образование- 19%, неоконченное высшее и высшее - 61%. Доля опрошенных в следующих сферах деятельности такова: пенсионеры составляют 24%, служащие и ИТР 21%, интеллигенция, не занятая  на производстве - 21%, студенты и учащиеся - 15%; предприниматели - 9%, домохозяйки и рабочие - 4%. Представленные эмпирические данные показывают, что возможен социологический анализ внутри группы по половозрастным признакам и образовательным показателям

    Эмпирическим объектом исследования стали представления, мнения и оценки населения г. Москвы.
    С учетом последних решений Президента России и мер, предлагаемых мэром Москвы Ю. Лужковым в целях оптимизации национальной политики в городе, в качестве предмета социологического анализа рассматривался круг вопросов, касающихся изучения распространенных устойчивых взглядов и оценок различных групп населения факторов политических угроз, общественной и национальной безопасности, гражданственности и т.д.
    Исходя из задач исследования, была определена операционально-логическая схема анализа. Прежде всего, полученная эмпирическая информация была обработана по программе GPSS/PS и представлена табуляграммах с применением традиционных статистических методов: простые процентные распределения по строке, двойные корреляции основных социальных признаков и наборов показателей оценок, мнений, позиций в предметной области.
    Схема логического анализа строилась путем изучения суждений, взглядов, оценок населения мегаполиса по четырем направлениям исследуемой проблемы:
I. направление: Оценка деятельности государственных структур и силовых ведомств по обеспечению безопасности государства и общества;
II. направление: Определение уровня доверия и поддержки населением мер, предложенных президентом по защите Отечества от терроризма;
III. направление: Уровень гражданской ответственности и общественной активности населения (самооценка респондентов);
IV. направление:  Оценка степени межнациональной напряженности в мегаполисе в условиях миграционного кризиса и нарастающего террора.
    
     I Направление: Оценка москвичами деятельности государственных структур и силовых ведомств по обеспечению национальной безопасности государства и общества.
    Анализ социологических данных, полученных в результате опроса населения города выявил наличие в массовом сознании устойчивых представлений, указывающих на высокую  степень ненадежности , слабости всех структур власти, призванных противостоять террористическим атакам. Так, на один из самых болезненных вопросов: Почему, с вашей точки зрения, мы в большинстве случаев не можем предотвратить террористические акты, дать преступникам достойный отпор? более половины опрошенных москвичей (53%) указали на коррумпированность среди работников силовых структур и 39% отметили их слабость. Вторая причина, по мнению респондентов, кроется в неспособности власти эффективно действовать в кризисных ситуациях (30% опрошенных). Третье, четвертое и пятое место по значимости занимают соответственно позиции:
_________________________
подобное исследование проводилось в режиме мониторинга 4-5 и 11-12 сентября в Северной Осетии (Владикавказ, Беслан, Моздок, сельские районы) Северо-Осетинским Центром социальных исследований ИСПИ РАН. Доля респондентов, считающих что главной причиной по которой стал возможен террористический акт в Беслане, является коррупция среди работников милиции и административных органов, составляет до 33% в г.Беслане, а в целом по Северной Осетии - 50%.
- недостаточная сплоченность нации - 19%;
- поддержка боевиков частью чеченского и ингушского народов -15%;
- отсутствие обустроенных границ - 12%.
    Половина опрошенных респондентов считает, что препятствием для мобилизации россиян перед опасностью терроризма, в первую очередь, выступает падение доверия общества к власти и силовым структурам, а так же отсутствие четкой и последовательной национальной политики (48% опрошенных). Во вторую очередь, безразличие части российского общества к судьбе своей страны (22% от опрошенных) и непонимание частью россиян опасности для страны продолжения чеченской войны (20%).
    Таким образом, выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества:
-   государственный аппарат, система силовых структур коррумпирована и неспособна эффективно действовать в кризисных ситуациях, в частности, в предотвращении террора ;
- недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия части граждан российского общества к судьбе своей страны, снижению активной гражданской позиции и развитию сепаратистских настроений .
    Необходимо отметить, что наиболее критично к функционированию гражданского общества относятся молодежные группы (учащихся и студентов). Именно они, в большей степени определяют недостаточную сплоченность  российской  нации по сравнению со старшей возрастной группой (соответственно 23% и 16%).
     Что стоит за нарастающей волной терактов в России? Каковы причины возникновения конфликтов? Мнения москвичей не дают однозначных оценок по этому вопросу. Естественно, что основная масса опрошенных - 46% считает основной причиной терроризма в России - стремление боевиков решить территориальные вопросы, добиться отделения Чечни от России. Однако, значительная часть респондентов понимает, что решение этого вопроса не лежит с очевидностью на поверхности и существует ряд не менее весомых причин экономического, национального, религиозного характера. Так, до трети опрошенных москвичей утверждают, что террористические акты вызваны желанием чеченских боевиков любыми способами демонстрировать свои силы и возможности для получения финансовой поддержки у спонсоров. Четверть респондентов видят эти причины в разжигании и провоцировании глобального конфликта между православными и  мусульманами России, а пятая часть опрошенных - в стремлении дестабилизировать ситуацию на юге России и вызвать новую вспышку осетино-ингушского конфликта.
     Нарастающие  угрозы религиозных и этнонациональных конфликтов достаточно  объективны. Попытки экстремистских сил разжечь  межрелигиозную рознь и использовать религию для оправдания терроризма и политического радикализма зачастую приносят успех. Социальные институты традиционных религиозных конфессий православия и ислама в России активно выступают против терроризма. На завершившемся 8 октября 2004 года Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (РПЦ) было принято итоговое заявление о противодействии экстремизму и терроризму. А Патриарх РПЦ Алексий II в докладе на пленарном заседании призвал общество и государство выработать идеологию, которая помогла бы дать адекватный ответ человеконенавистническому мировоззрению терроризма . На пресс-конференции, посвященной начал Рамадана, глава Совета муфтиев России (СМР) муфтий Равиль Гайнутдин заявил, что он полностью единодушен с Патриархом Алексием II, который в своем первом заявлении по поводу теракта в Беслане назвал террористов сатанистами.
_________________________
Независимая  газета религии., 19, 20 октября 2004, с.

    Существует, по мнению москвичей, и психологическая причина продолжения террористических провокаций: Стремлением боевиков запугать народ России своей жестокостью - такую позицию отметили 34% респондентов. Наиболее психологически неустойчивы оказались респонденты моложе 30 лет с неполным средним и средним образованием. А группа с неполным и средним образованием (45%) в рейтинге причин терактов психологический фактор поставила на первое место.
    Как фиксируют социологические данные, с этой задачей ( посеять страх, усилить чувство незащищенности ) чеченские бандиты справляются. До 56% опрошенных москвичей или их близкие испытывают после последних терактов страхи, неприятные ощущения и опасения, находясь в многолюдных местах. Чувствуют себя психологически стабильно только 28% респондентов.
    Почему из крупных городов именно Москва, чаще всего выбирается боевиками для проведения террористических операций? Около 60% опрошенных согласны со следующим тезисом: в Москве, как в огромном мегаполисе, проще затеряться, спрятать оружие, организовать  пункты сбора и подготовки террористов .  Большой удельный вес занимает и объяснение: в Москве есть чеченские преступные группировки, работает много чеченских бизнесменов, разного рода исламских фондов, многие из которых могут оказать помощь террористам - 44% опрошенных респондентов. Третье и четвертое мета в рейтинге получили объяснения типа: теракты в Москве, как правило, становятся известны всему миру (36%); террористы считают, очевидно, что удары по Москве, как столице России, наиболее болезненно воспринимаются в стране (35%).
     У 43% опрошенных москвичей не вызывает сомнений, что террористические планы против России разрабатываются за рубежом, треть респондентов считает, что организуются террористические операции непосредственно в Чечне и на Северном Кавказе, четверть опрошенных указывают на Москву и 6% - на другие регионы России.
    При оценке эффективности национальной безопасности, население г. Москвы указывает на высокую степень угрозы внешней интервенции.
    
     II направление:  Определение уровня доверия и поддержки населением Москвы антитеррористической программы Президента России.
    На  фоне высокой степени недоверия граждан к государственным органам власти в отношении способности ее ведомств эффективно действовать в кризисной  обстановке для урегулирования политических и этноконфессиональных конфликтов, падает и уровень положительных оценок деятельности В.В. Путина. Например, на конкретно поставленный вопрос: Как Вы оцениваете действия президента РФ В.В. Путина в отношении произошедшего теракта в Беслане?
     Более 40% опрошенных москвичей не смогли оценить его действия. А в группе молодежи таковых зафиксировано 56%. Таким образом, следует отметить снижение уровня положительных оценок действиям Президента за счет роста затруднившихся ответить на этот вопрос. Если в Москве только 37% респондентов в той или иной степени положительно характеризуют действия В.Путина, то жители Северной Осетии - Алании и города Беслана более позитивно оценивают его деятельность в отношении произошедшего теракта в Беслане (68% и 61% соответственно)..

Таблица 1

Оценка действий Президента РФ В.В.Путина в отношении произошедшего теракта (в % от числа опрошенных в регионах) - 2004г.

Москва
Беслан
Северная Осетия
безусловно, положительно
10
19
23
скорее положительно
27
42
45
скорее отрицательно
17
15
12
безусловно, отрицательно
4
10
10
затрудняюсь ответить
43
13
11

     Число отрицательных ответов в регионах почти совпадает: 21% респондентов в Москве, 22% респондентов в Беслане, 25% - Северной Осетии (См. таблицу 1). Как отмечают исследователи Северной Осетии: У Путина в Осетии всегда был очень высокий рейтинг. Его электоральный рейтинг не падает и составляет 63%. Здесь единственная надежда на Путина, что он наведет порядок. Путин - патриот, а в Осетии патриотов уважали всегда .
_________________________
Для сравнительного анализа были использованы эмпирические данные социологических опросов в г. Беслане и С. Осетии, проведенных Северо-Осетинским центром ИСПИ РАН (директор д.с.н. Дзуцев Х.В.)

    Возвращаясь к опросу москвичей, сразу укажем, что к предложенным Президентом  стратегическим направлениям борьбы с терроризмом: укрепление вертикали государственной власти; активизация функций гражданского общества и усиление гражданского контроля за работой всех государственных властных структур - население отнеслось с большим пониманием и поддержкой. Из позиций, характеризующие меры, направленные на укрепление вертикали власти, москвичи выбрали четыре, как наиболее значимые (См. таблицу 2).

Таблица 2.

Реальные меры по борьбе с терроризмом (в % от числа опрошенных) - 2004

Все опрошенные
пол
возраст
образование
  
  
муж
жен
До 30 лет
30-50
Старше 50 лет
Н/п ср. и среднее
Ср. спец.
Н/п. высшее и высшее
 
1.     Укрепление вертикали власти, ужесточение законов
31
31
31
23
30
36
25
33
32
 
2.     Усиление контрольных функций государства (паспортного режима, финансового контроля над торговлей и хранением оружия, перемещением транспортных средств и т.д.)
47
36
53
46
41
53
44
51
46
 
3.     Создание эффективной национальной политики, в т.ч. изменение экономической политики на С. Кавказе
42
47
40
38
45
43
35
42
45
 
4.     Проведение антикоррупционных компаний по всей стране
41
44
39
43
37
44
45
36
41
 
5.     Жестокое уголовное преследование  лиц, потворствующих боевикам
21
18
22
16
20
24
25
21
19
 
6.     Быстрая и эффективная операция по разгрому боевиков в горных районах Чечни
14
19
11
16
14
14
18
11
14
 
7.     Создание единой телефонной горячей линии для обращения москвичей по вопросам терроризма
10
6
12
9
9
12
11
10
10
 

     
     
      Как показано в таблице, половозрастные и образовательные показатели респондентов незначительно влияют на распределение мест по значимости предлагаемых мер. В то же время, очевидно, что наиболее яркий социальный портрет борца за справедливость , ратующего за ужесточение контрольных функций государства можно срисовать с женщины старше 50 лет со средним специальным и высшим образованием.
     Второй социальный портрет с менее выраженными командными установками, ставящий на первое место, прежде всего, создание эффективной национальной политики, принадлежит мужчине 30-50 лет со средним специальным и высшим образованием.
     Можно заключить, что меры, предложенные В.Путиным, занявшие  в рейтинге первые четыре места (от 31% до 47% опрошенных) имеют серьезную поддержку москвичей.
    Однако, следует ли из вышеизложенного, что москвичи с большим оптимизмом смотрят в будущее? Респондентам был предложен ряд экспертных вопросов.
    1 вопрос: Как вы считаете, в ближайшем будущем террористические акты в Москве будут происходить чаще или реже? и
     2 вопрос: Если Ш. Басаев, А. Масхадов будут пойманы, убиты, прекратится ли терроризм в России?
    Если по первому вопросу зафиксировано 17% оптимистов , уверенных, что в ближайшем будущем в Москве теракты будут реже, то по второму вопросу оптимистический прогноз сделали 6% опрошенных москвичей ( да, терроризм прекратится ).
    Вывод: несмотря на высокое доверие, оказанное москвичами деятельности Президента в борьбе с террором, развязанным по всей России, веры в светлое будущее практически нет . Без активных действий государственных структур власти, ведущих к реальному результату предотвращения терактов и уничтожению боевиков, не появится в массовом сознании устойчивых  положительных социальных установок на общественную и национальную безопасность в российском государстве.
    
     III Направление. Уровень гражданской ответственности и общественной активности населения города (самооценка респондентов).
    Активное функционирование гражданского общества его взаимодействие со структурами исполнительной государственной власти сможет помочь, по мнению известных политиков, в эффективном разрешении проблем национальной безопасности.
    Что думают по этому вопросу рядовые москвичи?
     Участие горожан, каких формах общественной деятельности может способствовать предотвращению террористических актов?
    Проще всего, считают москвичи, необходимо:
a. быть просто бдительными в метро, в автобусах, на массовых мероприятиях и сообщать милиции о подозрительных людях, фактах (52% от числа опрошенных);
b. многие объекты Москвы надо более тщательно охранять от террористов. Москвичи активно включились в обсуждение необходимости охраны объектов от разного рода  экстремальных ситуаций. После ранжирования, ответы респондентов распределились следующим образом:
1. место -  медицинские, учебные и воспитательные учреждения - 48% от всех опрошенных,
2. место - метро и другой общественный транспорт - 37%,
3. место - стратегические объекты (очистные сооружения, водохранилища и водопроводы, склады оружия, правительственные здания) - 31%,
4. место - места проведения культурно массовых и спортивных мероприятий - 29%,
5. место - аэропорты, вокзалы - 21%,
6.  место - жилые дома - 14%,
7.  место - магазины, торговые точки - 11%,
8. место  - строительные объекты, высотные и масштабные здания - 7%,
9.  место - центральная часть г.Москвы - 4%,
10.  место - дороги, разъезды, мосты и т.д. -4%.
    Несмотря на то, что указанные объекты, считают москвичи, должны охранять государственные силовые ведомства, в то же время, они не исключают возможности вовлечения граждан в такие формы общественной деятельности как:
- участие в работе общественных пунктов правопорядка, с целью контроля над теми, кто снимает квартиры в районе, их гостями, над подвалами и чердаками жилых домов (33% от всех опрошенных);
- участие в народных дружинах (9%);
- организация дежурства родителей при детских садах и школах (8%);
    Полученные эмпирические результаты показали, что только задачи общественных пунктов правопорядка могут реально решаться с помощью рядовых москвичей.
    Такого мнения придерживается треть опрошенных респондентов. Четверть опрошенных москвичей (20%)вообще считает бессмысленной затею формирования органов общественного правопорядка:
     Если уж государственные власти ничего не могут добиться в предотвращении насилия над мирными жителями, то разве мы сами, что-то сможем сделать? - подобного рода высказывания приходилось слышать интервьюерам достаточно часто во время телефонных опросов москвичей.
    Это еще раз доказывает, что основным источником роста гражданского индифферентизма, апатии  и нигилизма является вне всякого сомнения, серьезное недоверие к силовым структурам и правоохранительным органам г.Москвы, которые по оценкам москвичей коррумпированы и не способны к каким-либо эффективным действиям.
    Активная жизненная позиция личности проявляется не только в различных формах социальной активности, но и в умении  поступаться своими интересами и потребностями во благо обеспечения безопасности гражданского общества.
    Высокий уровень гражданской ответственности москвичей выявлен при ответах на вопрос: Чем вы согласны поступиться, чтобы терроризм в России прекратился? прежде всего, большинство опрошенных готовы терпеть неудобства, связанные с более жесткими проверками документов, багажа в аэропортах, на железнодорожном транспорте (64%); 34% респондентов согласны на ужесточение либерализма российского законодательства,  вплоть до введения смертной казни.
    Тем не менее, основная часть респондентов не считает, что потеря части демократических свобод и прав личности может серьезно помочь в решении этой проблемы. Только 13% опрошенных москвичей согласны поступиться частью своих прав и свобод.
    Зачастую, сепаратистские тенденции части общества, приобретают в массовом сознании форму устойчивых социальных позиций, например, в условиях нарастающего террора. 17% опрошенных москвичей считают, что для прекращения терроризма в России можно поступится потерей части территории России или частью суверенитета России путем согласия введения на территорию Северного Кавказа миротворческих сил НАТО и ООН. При анализе социальных групп населения определено, что подобные взгляды и позиции присущи, прежде всего, мужчинам в возрасте 30-50 лет с высшим образованием (См. табл. 3)  

Таблица 3

Уровень развития сепаратистских тенденций в массовом сознании москвичей (в % от числа опрошенных и опрошенных в группах).

Все опрошенные
пол
возраст
образование
  
  
муж
жен
До 30 лет
30-50
Старше 50 лет
Н/п ср. и среднее
Ср. спец.
Н/п. высшее и высшее
 
Для прекращения терроризма в России согласен поступиться частью территории России или частью суверенитета России
17
21
14
13
21
15
13
15
20
 



     IV Направление.  Оценка степени межнациональной напряженности в мегаполисе в условиях миграционного кризиса и нарастающего террора.
     Мониторинг состояния и характера межнациональных отношений в Москве и влияние на них миграционных процессов ведется Институтом социально-политических исследований РАН с начала 90-х годов ХХ века.
    Актуальность данной проблемы в условиях непрекращающихся атак террористического насилия на всех объектах массового скопления людей: транспорте, культурно-массовых объектах, аэропортах, жилых домках и пр., с точки зрения исследователей, не вызывает сомнений. Данные социологического опроса 2004 года показали, что за предыдущий год степень тревожности оценок состояния межнациональных отношений в массовом сознании москвичей возрастает (См. табл. 4).


Таблица 4

Динамика оценок состояния межнациональных отношений
В Москве за год (2003-2004гг.) (в % от числа опрошенных)


2003
2004

1 Межнациональные отношения стабильны

5
10

2 Имеется незначительная межнациональная неприязнь

54
47

3 Налицо сильная межнациональная неприязнь, возможны конфликты

33
43


     Прежде всего, следует отметить, что, начиная с 1998 года, проведенные социологические опросы фиксируют динамику роста доли респондентов, полагающих, что налицо сильная межнациональная неприязнь, возможны конфликты. В 1998 году эту позицию отметили 13% опрошенных москвичей: в 2001 - 25%, в 2003 - 33%, в 2004-43%. Первому скачку в 10% понадобилось 3 года, второму скачку в 10% - 2 года, а последнему скачку в 10% - 1 год! Как видно, из эмпирических данных, приведенных в таблице, рост группы, считающий неблагополучным состояние межнациональных отношений в городе, идет за счет респондентов, занимавших ранее умеренные позиции в этом вопросе. Наиболее сильно межнациональную нестабильность ощущают женщины старше  50 лет со средним специальным образованием (См. табл. 5).

Таблица 5.

Оценка межнациональных отношений в социальных группах (в % от числа ответивших в группах - Москва - октябрь 2004г.).

Все опрошенные
пол
возраст
образование
  
  
муж
жен
До 30 лет
30-50
Старше 50 лет
Н/п ср. и среднее
Ср. спец.
Н/п. высшее и высшее
 

1 Межнациональные отношения стабильны

10
11
9
5
25
0
3
8
15
 

2 Имеется незначительная межнациональная неприязнь

47
54
45
58
36
44
56
31
46
 

3 Налицо сильная межнациональная неприязнь, возможны конфликты

43
36
46
37
39
56
41
62
39
 

     
     Вполне естественно сравнить уровень межнациональной напряженности в двух субъектах Российской Федерации, серьезно пострадавшие от террористических актов в последнее время (См. табл. 6).
_________________________
 Источники социологических опросов в г. Беслане и Северной Осетии в целом указаны выше.
 

Таблица 6.

Оценка состояния межнациональных отношений в регионах России (в % от числа ответивших) - сентябрь - октябрь 2004г.


Беслан
Северная Осетия - Алания
Москва

1 Межнациональные отношения стабильны

32
11
10

2 Имеется незначительная межнациональная неприязнь

38
38
47

3 Налицо сильная межнациональная неприязнь, возможны конфликты

23
42
43



     Мониторинговое исследование, проведенное в Северной Осетии после трагедии в Беслане 4-5 сентября и 11-12 сентября 2004г. не выявило усиления межнациональной напряженности, однако, в республике сильную межнациональную напряженность с возможными конфликтами фиксирует 42% опрошенных (в Москва также эту позицию отметило 43%). Однако, заметим, что в мегаполисе на 12% респондентов больше отмечают позицию имеется незначительная межнациональная неприязнь , а следовательно уровень национальной напряженности в Москве выше и составляет 90%, в Северной Осетии - 80%, в Беслане - 61%.  
     Между национально-этническими общностями  в мегаполисе существуют естественные (биологические), исторические и культурно-психологические различия, которые сами по себе не носят конфликтного потенциала, но влияют на формирование характера межэтнических установок и модели поведения представителей одной этнической общности по отношению к другим этносам. За последнее десятилетие кавказские национальности приобрели в глазах москвичей ярко выраженную криминальную репутацию, (как показали предыдущие телефонные опросы, проводившиеся в городе). Отождествление этих этнических группировок с криминалитетом привело к созданию известного этностериотипа: кавказец, значит мафиози . Значительная часть опрошенных москвичей, напуганных террористическими актами, открыто выступают за выдворение лиц кавказской национальности из города.
    Данные опросов показывают, что тревожность оценок характера межнациональных отношений в массовом сознании провоцируется мощными неконтролируемыми миграционными потоками обрушившихся на Москву в последние годы, которые в условиях ухудшения жизненной ситуации в городе, приводят к формированию негативных этностериотипов, росту национальной напряженности и ксенофобских настроений.
    Для урегулирования межнациональных отношений Правительство Москвы приняло целевую программу толерантности, которая по замыслу авторов, должна сделать столицу России сообществом граждан, живущих по принципам культуры мира, ненасилия, терпимости и взаимопонимания.
_________________________
Образование и этнокультурное сотрудничество. Материалы заседания Правительства Москвы. 14 апреля 1998г., М., 1998г.  

     Первым шагом на пути стабилизации национальной политики в Москве являются совершенствование схем регистрации мигрантов. Публичные выступления мэра Ю. Лужкова, в которых он неоднократно упрекал Российское Правительство в том, что оно не дает возможности городским властям ужесточить правила регистрации приезжих, пока не имеют должного отклика.
     Тем не менее, рядовые москвичи поддерживают эти начинания премьера Правительства Москвы. На вопрос Согласны ли Вы с мнением мэра Москвы Ю.М. Лужкова, что городские власти должны ужесточить правила регистрации приезжих?  - 60% опрошенных москвичей полностью согласны с этой мерой. Кроме того, четверть респондентов согласны, что необходимо  ввести ограничения на въезд в Москву в кризисных ситуациях, около трети опрошенных предлагают запретить работать нелегалам с Северного Кавказа. С учетом вышеизложенного, не удивительно, что, срабатывают негативные стереотипы, так как 13% опрошенных москвичей считают,  что из Москвы надо выселить всех чеченцев (См. табл. 7).

Таблица 7

Меры по ужесточению правил регистрации приезжих в г.Москву (в % от числа всех опрошенных и в % от числа опрошенных в группах) - октябрь 2004г.

Все опрошенные
пол
возраст
  
  
муж
жен
До 30 лет
30-50
Старше 50 лет

1. Согласен с позицией Ю.М. Лужкова

60
56
62
63
55
62

2. Надо запретить работать в Москве нелегальным мигрантам с Северного Кавказа

29
29
28
28
23
34

3. Надо ввести ограничения на въезд в Москву в кризисных ситуациях

25
28
23
18
25
30

4. Надо выселить из Москвы всех чеченцев

13
13
13
11
14
14


     Следовательно, более 80% опрошенных москвичей согласны с ужесточением правил регистрации или даже принять более радикальные меры в этом направлении.
     
     Заключение.
    Анализ социологических данных, полученных в результате социологического опроса населения города позволил сделать следующие выводы:
1. Выявлены две четкие социальные позиции населения в отношении государства и гражданского общества:
- государственный аппарат, система силовых структур коррумпирована и неспособна эффективно действовать в кризисных ситуациях, в частности, в предотвращении террора ;
- недоверие общества к проводимой государством социально-экономической и национальной политике ведет к росту индифферентизма и безразличия части граждан российского общества к судьбе своей страны, снижению активной гражданской позиции и развитию сепаратистских настроений .
2. На фоне высокой степени недоверия граждан к государственным органам власти в отношении способности ее ведомств в кризисной обстановке урегулировать политические и этноконфессиональные конфликты, падает и уровень положительных оценок деятельности В.В. Путина. Только 37% опрошенных москвичей в той или иной степени характеризуют деятельность Президента после теракта в Беслане (республика Северная Осетия) как положительную. Однако, к предложенной им стратегической программе борьбы с терроризмом: укрепление вертикали государственной власти; активизация функций гражданского общества и усиление гражданского контроля за работой всех государственных властных структур - население отнеслось с большим пониманием и поддержкой.
3. Активная  жизненная позиция москвичей проявилась не только в готовности участвовать в различных формах социальных действий (участие в работе пунктов правопорядка, бдительность и т.п.), но и в готовности поступиться своими интересами и потребностями для обеспечения безопасности общества. 64% респондентов готовы терпеть неудобства с более жесткими проверками документов, багажа в аэропортах и транспорте, а 34% согласны на ужесточение российского законодательства, вплоть до введения смертной казни.
4. За прошедший год степень тревожности оценок  состояния межнациональных отношений в массовом сознании москвичей резко возросла. В 2004 году более 40% опрошенных считает, что в Москве налицо сильная межнациональная неприязнь, возможны конфликты . По сравнению с данными 2003 года эта позиция возросла на 10%. Зафиксировано, что уровень  межнациональной напряженности в той или иной степени в Москве достиг 90% и превышает этот уровень в Северо-Осетинской республике (80%). В состоянии межэтнического дискомфорта , прежде всего, чувствуют себя женщины старше 50 лет со средним специальным образованием.
5. Рост тревожности оценок характера межнациональных отношений в массовом сознании провоцируется мощными неконтролируемыми миграционными процессами, которые в условиях ухудшения жизненной ситуации москвичей в городе приводят к формированию негативных этностериотипов, росту ксенофобий и национальной предубежденности. В этих условиях и при активизации террористических операций в мегаполисе рядовые москвичи, полностью поддерживают первые шаги на пути стабилизации национальной политики мэра Ю.М. Лужкова. Это касается, предложенных премьером Правительства Москвы мер по ужесточению правил регистрации приезжих. Более 80% опрошенных москвичей согласны не только  с ужесточением правил регистрации, и но и даже принять более радикальные меры в этом направлении. Зафиксированные тенденции в изменении оценок и представлений массового сознания  требуют адекватной системы мер со стороны органов управления на разных уровнях.