Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2004, март Опыт зарубежных государств в проведении психологических операций в вооруженных конфликтах


3. Опыт зарубежных государств в проведении психологических операций в вооруженных конфликтах
     
     США и их союзники, используя основные методы и способы информационно-психологической войны, во всех вооруженных конфликтах последнего времени проводили психологические операции всех уровней с целью:
    обеспечения позитивного мирового общественного мнения правомерности применения вооруженных сил и прямого военного вмешательства во внутренние дела государства;
    оказания давления на военно-политическое руководство противника по принятию им решения для участия в вооруженном конфликте выгодного США и их союзникам.
    Так, в ходе подготовки к операции  по вторжению в Гренаду в 1983 году, добиваясь ее психологической  изоляции в политической области, США создали военно-политический союз восточно-карибских государств. В него вошли Антигуа и Барбуда, Доминика, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины. Данный союз выступил с резким осуждением политики правительства Гренады, создал коалиционную миротворческую группировку вооруженных сил общей численностью 300 человек, для символической поддержки интервенции США на Гренаде. Все это позволило средствам массовой информации западных стран трактовать действия альянса как результат общего недовольства карибских государств политикой военно-политического руководства Гренады.
    В ходе провозглашенной США и их союзниками политики борьбы с международным терроризмом им удалось добиться полной дипломатической изоляции Афганистана. Дипломатические отношения с талибами сохранились лишь у Пакистана, что было необходимо для оказания воздействия на их движение по дипломатическим каналам.
    Осуществление экономических санкций и эмбарго США в отношении Ливии, Судана, Ирака, Югославии и ряда других государств привело к ухудшению социально-экономического положения населения, провоцировало недовольство политикой руководства указанных стран и стимулировало возникновение оппозиционных движений, позволило привести к психологической изоляции этих государств в экономической области.
    Наиболее полным примером ведения психологической войны являются действия объединенной оперативной группы ПсО при проведении психологической операции во время военной акции против Югославии весной 1999 года.
    Принципиальные направления содержания информационно-психологического обеспечения и общие планы мероприятий психологической операции были согласованы и утверждены высшим руководством США и других ведущих стран НАТО еще на этапе принятия решения о нанесении первого воздушного удара.
    Основными целями информационно-психологического обеспечения на стратегическом уровне явились:
    формирование позитивного для США и стран НАТО внутреннего и международного общественного мнения;
    нейтрализация информационно-психологическими средствами России, Китая и других стран, занявших негативную позицию в отношении действий коалиционных сил НАТО на Балканах.
    На оперативно-тактическом уровне цели информационно-психологического обеспечения заключались в:
    дестабилизации внутриполитической обстановки в Югославии;
    дискредитации правительства С. Милошевича в глазах собственного народа и дезорганизации системы государственного управления;
    деморализации населения и личного состава югославских вооруженных сил, склонении военнослужащих к дезертирству и неповиновению;
    поощрении оппозиционных властям страны организаций, политических деятелей и средств массовой информации.
    Главную роль в реализации данных целей на стратегическом уровне сыграли силы и средства внешнеполитической пропаганды стран НАТОА на оперативно-тактическом - части и формирования психологических операций США при поддержке аналогичных органов и формирований армий союзников и, прежде всего Великобритании и ФРГ.
    Подготовка и проведение психологической операции осуществлялись в полном соответствии с руководящими и концептуальными документами НАТО и вооруженных сил США в области информационного противоборства, в частности "Единой доктриной борьбы с системами командования и управления", "Доктрины совместных психологических операции", полевого устава FM 100-6 "Информационные операции", вобравших в себя уроки и опыт войны в Персидском Заливе 1991 года и других вооруженных конфликтов.
    Характерными чертами данной операции против Югославии явилось активное участие в их проведении, помимо частей и подразделений Псо, служб вооруженных сил США по связям с общественностью и работе с гражданским населением, войск специального назначения, военной разведки и контрразведки, частей РЭБ, широкого использования всех имеющихся форм и методов информационно-психологического воздействия, включая психологическую изоляцию, дезинформацию, распространение слухов, психологический террор и другие.
    В целях наращивания информационно психологического давления на Югославию по решению военного командования союзников был сформирован специальный орган теле- и радиопропаганды "Радио и телевидение союзных сил". С апреля 1999 г. в ее рамках в эфир начали выходить телевизионная станция "Объединенный голос НАТО" и радиостанция "Иван". Для обеспечения регулярного теле- и радиовещания программ этих станций в район конфликта были передислоцированы на авиабазы Авиано (Италия) и Рамштейн (Германия) два самолета EC-130E/J. В Македонию для поддержки союзнической сухопутной группировки были переброшены регулярные и резервные подразделения 4-й ГрПсО, на базе которых была сформирована объединенная оперативная группа Псо, в составе 6-го регионального батальона ПсО, 3-го батальона подготовки и распространения материалов ПсО, роты "В" 9-го батальона тактических ПсО. Вблизи Скопье были  развернуты две легкие типографии и мобильные средневолновые радиостанции, туда же из Боснии была временно переведена часть усиленного резервистами 96-го батальона по работе с гражданским населением.
    К проведению операции активно привлекались подразделения психологических операций частей, входящих в состав американского воинского контингента Сил по стабилизации (СФОР) в Боснии и Герцеговине, а также аналогичные подразделения Великобритании и ФРГ, расположенные в Боснии и Герцеговине и Албании.
    Весь этот контингент осуществлял широкомасштабное и активное информационно-психологическое воздействие как с помощью печатной, так и с помощью технической пропаганды.
    Основными направлениями содержания материалов такого воздействия на население и военнослужащих Республики Югославия явились:
    разъяснение "гуманных" целей военной акции НАТО, предпринятой во имя спасения косовских албанцев от "геноцида" и их "безопасного возвращения на родину",
    убеждение в неизбежности и обязательности размещения в Косово международного военного контингента под эгидой НАТО;
    показ "монолитного единства" стран НАТО по косовской проблеме, их решимости добиться поставленных целей в конфликте;
    дискредитация президента С. Милошевича и его ближайшего окружения;
    разжигание противоречий среди военнослужащих и населением Югославии (например, между армией и полицией или между населением и руководством государства);
    демонстрация военной мощи блока НАТО.
    Основными материалами печатной пропаганды были листовки. Их содержание разрабатывалось специалистами 6-го регионального батальона, полиграфическое исполнение производилось 3-им батальоном подготовки и распространения материалов Псо. Листовки распространялись с помощью авиации и беспилотных летательных аппаратов с использованием специальных авиационных тар (вместимость - 20-40 тысяч листовок) и авиационных бомб (30-80 тысяч листовок).
    Всего было разбросано около 40 млн. экземпляров листовок. Однако их использование оказалось не очень эффективным вследствие неблагоприятных погодных условий и рельефа местности и недостаточного учета национально-психологических особенностей сербского населения.
    Теле- и радиопропаганда велись через телевизионную станцию "Объединенный голос НАТО" и радиостанцию "Иван", дополнительно к этой работе привлекались штатные СВ и КВ радиостанции роты теле- и радиовещания 3-го батальона подготовки и распространения материалов ПсО. Основным мотивом теле- и радиопередач являлся тезис о том, что союзники не воюют с сербским народом, а операция "Союзная сила" направлена против "преступного режима С. Милошевича, проводившего якобы политику геноцида в отношении косовских албанцев и повинного в развязывании братоубийственной войны на Балканах".
    Особая роль в обеспечении регулярного радио- и телевещания программ информационно-психологического воздействия отводилась двум самолетам ЕС-130Е/J 193-го авиакрыла специальных операций. Самолеты барражировали в сопровождении истребителей по периметру югославской границы на высоте 9-10 тысяч метров и вели трансляцию радио- и телепередач на сербохорватском и албанском языках ежедневно в течение 2,5 часов (с 11.00 до 13.30 по местному времени). Одновременно осуществлялось подавление радио- и телевещания Югославии. Выполнение этой  задачи облегчалось тем, что за первые недели бомбардировок на ее территории было разрушено или серьезно повреждено до 80% объектов радио- и телекоммуникаций. Для повышения эффективности работы самолетов ЕС-130 командование НАТО сбросило на населенные пункты Сербии и места дислокации частей югославской армии большое количество радиоприемников с фиксированными частотами, запасы которых были созданы на авиабазах США в ФРГ.
    Данные самолеты, оборудованные системой "Коммандо Соло" имеют следующие сильные стороны:
    возможность трансляции во всех используемых диапазонах частот  широковещательными станциями радио и телевидения;
    оперативность переброски самолетов в "кризисные" районы, позволяющая организовать информационно-психологическое воздействие на противника еще до развертывания основных сил, участвующих в психологической операции;
    способность осуществлять полное или частичное подавление систем радио- и телевещания противника в зоне конфликта;
    большая дальность вещания, особенно в УКВ диапазоне.
    Использование этого типа самолетов имеет и слабые стороны:
    необходимость готовности объекта воздействия к прослушиванию и просмотру радио- и телепередач, затрудняемых деятельностью карательных органов противника и отсутствием средств их приема;
    возможность подавления противником всех видов передач;
    зависимость качества трансляции от атмосферных явлений;
    уязвимость самолета от средств ПВО противника.
    Для повышения эффективности информационно-психологического воздействия на население и войска противника использовались следующие способы обеспечения доступа к транслируемой информации:
    предварительное распространение в районе вещания листовок с сообщениями о времени и частотах вещания;
    разбрасывание над территорией противника радиоприемников с фиксированными частотами;
    подавление радио- и телестанций противника более мощными сигналами сил РЭБ;
    работа на частотах и каналах станций противника в перерыве (окончании) их работы или после их уничтожения с использованием их позывных;
    работа на частотах, близких к тем, которые использует противник.
    Анализируя опыт боевого применения сил и средств в данной психологической операции, проводимой странами НАТО против Югославии, следует учесть отсутствие боевого соприкосновения сухопутных группировок противоборствующих сторон, что не позволило в полной мере использовать средства звуковещания. А именно использование этих средств американские специалисты считают приоритетными в ходе ведения боевых действий, так как, по их мнению, они обеспечивают оперативный и непосредственный контакт с противником. Звуковещательные средства эффективны при развитии боевого успеха, в ходе наступления, в условиях позиционных боевых действий, при закреплении боевого успеха и при проведении операций против повстанцев.
     При развитии боевого успеха применение звуковещательных средств будет сводиться к воздействию на окруженные группировки противника с целью склонения их к сдаче в плен.
    При отступлении (отходе) данные средства могут быть использованы для освобождения дорог от беженцев с целью ускорения движения военных колонн.
    В позиционных боевых действиях устное вещание будет направлено на стимулирование настроений разочарования, недовольства и отчаяния, а также побуждение военнослужащих противника к дезертирству.
    При закреплении результатов боевых действий в занятых (оккупированных) районах звуковещательные средства могут быть использованы для поддержания общественного порядка, управления дорожным движением и в ходе действий по разгону демонстрантов.
    При проведении операций против повстанцев эти средства, как правило, должны использоваться для передачи разнообразных программ и пропагандистских сообщений для местного населения и повстанцев.
    В ходе операции активно использовались и традиционные методы воздействия на общественное сознание:
    теле- и радиорепортажи непосредственно с места событий;
    описание актов геноцида против албанского населения Косово, страданиях женщин и детей;
    демонстрация силы и показ возможностей современных видов вооружения вооруженных сил США и других стран альянса, результатов ракетно-бомбовых ударов по Югославии;
    комментарии социологических опросов, связанных с событиями на Балканах.
     Одним из безотказных приемов воздействия на аудиторию стало использование так называемых объективных цифр и документальных данных. Так в одной из передач Си-эн-эн было заявлено о будто бы имевшем место факте использования 700 албанских детей для создания банка крови, предназначенного для сербских солдат. Такая дезинформация, естественно, произвела сильное впечатление на общественное мнение на Западе.
    Однако, несмотря на сильнейшее информационно-психологическое воздействие со стороны США и НАТО и неблагоприятный информационный фон, руководство Республики Югославии в целом достаточно умело действовало в сфере управления информацией, успешно противостоя информационно-психологическому давлению. В ходе конфликта не было зафиксировано случаев частичной или полной потери контроля над ситуацией со стороны югославских институтов власти из-за нарушения информационной структуры.
    США и их союзники, учитывая накопленный опыт, провели подобного рода операции против формирований талибов и боевиков "Аль-Каиды" в Афганистане и в войне против Ирака.
    
     Некоторые выводы и предложения:
    
      1. В современных условиях  внутренние и внешнеполитические успехи стран определяются не только их военной и экономической мощью, но и успехами в установлении фактического контроля над основными информационными и культурными процессами. Отставание в области  информационных технологий превращается в серьезную глобальную угрозу безопасности, поскольку создает реальные возможности эксплуатировать интеллектуальный потенциал других стран в своих целях, распространять и внедрять свои идейные ценности. Свою культуру и язык, тормозить духовно-культурное развитие остального мира, трансформировать и даже подрывать его духовно-нравственные устои. Вместо "горячих" войн для достижения своих политических целей все чаще стали использоваться методы информационно-психологического  воздействия, заменяемые термином психологическая война, которая ведется путем проведения специальных психологических операций.
    2. Руководство вооруженными силами зарубежных государств стремится создать такой состав сил для проведения специальных психологических операций, который в состоянии решить предполагаемый объем специальных задач, стоящих перед ними и должен обеспечить выполнение слагаемых планируемых психологических операций:
     своевременное и быстрое реагирование руководства страны на сложившуюся обстановку, определение цели психологической  операции, отдачи указаний на её выполнение;
    принятие командованием войск психологических операций рационального решения на проведение психологической операции;
    организация подготовки и взаимодействия сил и средств, участвующих в данной операции;
    скрытность подготовки к проведению операции, ограниченность круга лиц, посвященных в план её проведения;
    использование фактора внезапности действий проведения психологической операции для противника;
    решительность и осознанность действий во внезапно складывающейся обстановке;
    своевременность завершения психологической операции.
    3. Реальность достижения целей психологической операции напрямую зависит от своевременности и качества разработки, испытаний и поступления на вооружение в войска необходимых образцов технических средств массовой информации, отвечающих современным требованиям, быстрого оснащения ими подразделений войск психологических операций. Именно этого и добивается руководство рассмотренных зарубежных государств, поставляя на вооружение войск психологических операций новейшие образцы техники средств массовой информации.
    4. Учебные программы подготовки специалистов и подразделений психологических операций, учебные центры, другие объекты учебной материальной базы, армий рассмотренных государств, где отрабатываются элементы, этапы и проводятся психологические операции в целом, по взглядам специалистов отвечают требованиям, предъявляемым к уровню обучения, и позволяют реализовывать задачи подготовки, как специалиста в отдельности, так и подразделения психологических операций в целом.
    5. Части и подразделения психологических операций зарубежных государств принимают самое непосредственное участие во всех вооруженных конфликтах и своими высококвалифицированными действиями доказывают целесообразность их создания и развития.
    6. Отставание того или иного государства в создании и развитии сил психологических операций, материальной базы для их подготовки и их совершенствования на современном этапе военно-политических отношений грозит ему большими опасностями в случае развязывания межгосударственного вооруженного конфликта.