Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, ноябрь К проекту ФЗ 251103-4 "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий в отношении объектов Международной..."

Введение


     Среди важнейших военно-политических проблем, на которых в течение многих десятилетий сфокусировано внимание политиков, дипломатов, учёных, военных и технических специалистов, а также широких кругов международной общественности, особое место занимает проблема запрещения ядерных испытаний.
     Эта проблема оказалась в центре внимания в первую очередь в связи с масштабными негативными экологическими последствиями проведения испытательных ядерных взрывов, нараставшими по мере увеличения числа и мощности последних.
    Официальные предложения о запрете на ядерные испытания были внесены в ООН в декабре 1954 года Индией, а затем в 1955 году СССР. Начиная с 1956 года все три ядерные державы - СССР, США и Великобритания - активизировали на трехстороннем уровне рассмотрение этого вопроса как самостоятельного шага по ограничению гонки ядерных вооружений. В 1958 году переговоры о запрещении ядерных испытаний вышли на качественно новый уровень. Благоприятный фон для их проведения был создан мораторием на ядерные испытания, установленным по инициативе Советского Союза.
    Уже в ходе первых переговоров выявились проблемы, которые в последующем превратились в камень преткновения на пути к соглашению о полном запрете на ядерные испытания. Одной из наиболее значительных была проблема контролируемости такого запрета и выбора политически приемлемых мер контроля. Другой проблемой была объективная на то время ограниченность технических возможностей контроля - как бы ни была совершенна система мониторинга, она не могла гарантировать обнаружение небольших ядерных взрывов. Третьей проблемой являлось отсутствие каких-либо надёжных способов проведения различия между испытательными взрывами ядерного оружия, о запрете которых ставился вопрос, и ядерными взрывами в мирных целях, идея использования которых начинала в то время получать достаточно широкую поддержку. За этими тремя весьма сложными проблемами подспудно скрывалась еще одна, пожалуй, наиболее важная, - неготовность ядерных держав остановить свои национальные программы совершенствования ядерного оружия.
    В таких условиях единственно продуктивным шагом могло быть сосредоточение усилий на более простых и достижимых целях. Что и было сделано в середине 1963 года, когда вслед за предварительными обсуждениями на высоком уровне в течение всего лишь 13 дней на проходивших в Москве переговорах был разработан и 5 августа 1963 года подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах - в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (Московский договор). Основной идеей договора был запрет на испытания в любой среде, если такой взрыв вызывает выпадение радиоактивных осадков за пределами территориальных границ государства, под юрисдикцией или контролем которого он проводится. Такая сфера охвата Московского договора радикально улучшала ситуацию по отношению к негативным экологическим последствиям ядерных взрывов.
     Первоначально ориентированный на три ядерные державы - СССР, США и Великобританию, - Московский договор довольно быстро стал одним из самых универсальных международных соглашений в области контроля над вооружениями. К нему присоединилось более 120 неядерных государств.
    Следующий шаг в продвижении по пути к полному запрету испытаний был реализован в рамках двусторонних ограничений на подземные ядерные взрывы, оформленных между СССР и США в Договоре об ограничении подземных испытаний ядерного оружия 1974 года и Договоре об ограничении мирных ядерных взрывов 1976 года. Наиболее важным в договорах 1974 и 1976 годов является наличие в них положений о контроле.  Однако эти договоры не дали практически значимого решения задачи разграничения взрывов оружейной и мирной направленности. Согласно принятым формулировкам, различие между ними сводилось лишь к месту их проведения - любой ядерный взрыв, проведённый на объявленных согласно Договору 1974 года ядерных полигонах, считался испытательным взрывом ядерного оружия. За пределами же полигонов можно было проводить только мирные ядерные взрывы. Такой чисто формальный, непроверяемый подход, разумеется, не решал проблему исключения скрытой оружейной направленности мирных ядерных взрывов.
    Еще одним важным фактором, повлиявшим на возвращение проблемы запрета на испытания в международную повестку дня, явилось истечение первоначального 25-летнего срока действия Договора о нераспространении ядерного оружия 1968 года (ДНЯО).
     В преамбуле Договора воспроизведено положение, подчеркивающее решимость его государств-участников добиваться всеобъемлющего запрета на ядерные испытания. Отсутствие прогресса в данном вопросе всегда являлось основанием для жесткой критики ядерных держав со стороны остальных участников ДНЯО, которая ощутимо усиливалась и на которую необходимо было реагировать в преддверии Конференции 1995 года по продлению и рассмотрению действия ДНЯО. По мере её приближения большое число неядерных государств-участников Договора тесно увязывало свою поддержку бессрочного продления ДНЯО с началом переговоров по разработке и заключению Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.