Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, ноябрь К проекту ФЗ 251103-4 "О ратификации Соглашения между Правительством РФ и Подготовительной комиссией Организации по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний о проведении мероприятий в отношении объектов Международной..."


 1. Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний

     Договор о Всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (далее  также -ДВЗЯИ) был логически подготовлен заключенными ранее Договором о запрещении ядерных испытаний в трех средах - в атмосфере, в космическом пространстве и под водой (1963 год), Договором между СССР и США об ограничении подземных испытаний ядерного оружия (1974 год) и Договором между СССР и США об ограничении мирных ядерных взрывов (1976 год). Именно при подготовке указанных договоров были рассмотрены и выработаны основные методы контроля, предложенные для поддержания ДВЗЯИ. Однако, в отличие от прежних договоров, ДВЗЯИ носит универсальный характер и запрещает как испытательные взрывы ядерного оружия, так и любые другие ядерные взрывы (в том числе мирные) в любом месте и распространяется на ядерную деятельность всех без исключения государств-участников (ядерных и неядерных). Есть и ещё одно существенное отличие: в перечисленных договорах использовались только национальные системы контроля, тогда как для ДВЗЯИ создается международная глобальная система мониторинга. Именно в этом заключается особое историческое значение Договора.
    Разработка ДВЗЯИ является итогом коллективных усилий государств-участников переговоров, которые проводились на Конференции по разоружению в Женеве с января 1994 года по август 1996 года. Переговоры были напряжёнными, с острыми дискуссиями практически по всему кругу рассматриваемых проблем (выбор механизма контроля, сфера действия договора, положение о всеобщем ядерном разоружении и т. д.). 10 сентября 1996 года Договор был одобрен на 50-й сессии Генеральной ассамблеи ООН и с 24 сентября открыт для подписания.  
     Договор состоит из преамбулы, 17 статей, двух Приложений и Протокола. Протокол к Договору регламентирует средства контроля за выполнением Договора.
    Договор имеет для государств-участников бессрочный характер с правом выхода из него в случае угрозы их высшим национальным интересам.
    Настоящий Договор открыт для подписания всеми государствами до его вступления в силу. Любое государство, которое не подписывает ДВЗЯИ до его вступления в силу, может в дальнейшем присоединиться к нему в любое время.  
     ДВЗЯИ вступает в силу через 180 дней после даты сдачи на хранение грамот о ратификации всеми 44 государствами, перечисленными в Приложении 2 к Договору. В списке названы государства, которые согласно данным Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), обладают ядерными исследовательскими и энергетическими реакторами, включая все ядерные державы и три государства, обладающие потенциалом проведения ядерных взрывов (Израиль, Индия, Пакистан).   
     Для обеспечения выполнения положений ДВЗЯИ, осуществления постоянного контроля за его выполнением и обеспечения сотрудничества государств-участников Договором предусмотрено создание Организации государств-участников ДВЗЯИ. Членами Организации являются все государства-участники. Местонахождением Организации является Вена (Австрийская Республика). В качестве органов Организации учреждены: Конференция государств-участников, Исполнительный совет и Технический секретариат.
     В состав Конференции входит по одному представителю от каждого государства-участника Договора. Конференция созывается ежегодно. Созыв специальной сессии происходит либо по решению Конференции либо по запросу Исполнительного совета либо по запросу любого государства-участника, который поддерживает большинство государств-участников.
     Конференция является главным органом Организации. В ее функции входят: рассмотрение любых вопросов в рамках Договора; надзор за осуществлением Договора и принятие мер для содействия реализации его объекта и цели; избрание членов Исполнительного совета; назначение Генерального директора Технического секретариата; учреждение вспомогательных органов, которые она считает необходимыми; обновление списка государств-участников Договора и др.
    Исполнительный совет состоит из 51 члена. Каждое государство-участник имеет право входить в состав Исполнительного совета. Члены Исполнительного совета избираются Конференцией. Каждый географический регион выдвигает государства-участники из данного региона. Исполнительный совет является исполнительным органом Организации. В его функции входят: содействие осуществлению и соблюдению Договора; сотрудничество с Национальным органом каждого государства-участника; представление Конференции проектов ежегодных программ и годового бюджета Организации; изучение предложений о внесении изменений в Протокол; заключение от имени Организации соглашений и др.
    Технический секретариат состоит из Генерального директора (главного административного должностного лица) и технического персонала. Технический секретариат отвечает за надзор над эксплуатацией Международной системы мониторинга и за ее координацию, осуществляет получение, обработку, анализ данных Международной системы мониторинга, получает и обрабатывает запросы относительно инспекций на месте, разрабатывает соглашения по контролю, оказывает административную и техническую поддержку Конференции, Исполнительному совету и другим органам и др. В состав Технического секретариата в качестве его неотъемлемой части входит Международный центр данных.
    До вступления в силу Договора функции Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний выполняет Подготовительная комиссия Организации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, которая имеет статус международной организации и право проведения переговоров и заключения соглашений для осуществления её функций. 19 ноября 1996 года в Нью-Йорке состоялась встреча государств, подписавших договор, на которой был принят документ об учреждении Подготовительной комиссии Организации по ДВЗЯИ. В соответствии с ним основными задачами комиссии являются создание и временная эксплуатация механизма контроля. Фактически свою работу Подготовительная комиссия и её Временный технический секретариат начали с марта 1997 года.