Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АЗ, 2006, февраль К проекту ФЗ 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"

Введение

      
     История коррупции не уступает по древности истории самой человеческой цивилизации. Однако на протяжении веков она существовала локально. Во второй же половине XX века коррупция превратилась в явление мирового масштаба и перестала быть проблемой отдельных стран, приобретя особую актуальность в условиях глобализации. Поэтому с начала 90-х годов ХХ века мировое сообщество начинает активно применять против коррупции инструменты, носящие глобальный или региональный характер.
     Всемирный банк оценивает глобальный объем коррупции в 1 триллион долларов США. Эту цифру можно сопоставить с приблизительным размером глобальной экономики, который составляет около 30 триллионов долларов США (без учета незаконного присвоения государственных средств и хищения государственного имущества).
     Чтобы получить сравнительные данные о степени развития коррупции в разных странах, чаще всего используют социологические опросы и экспертные оценки.  В настоящее время наибольшим авторитетом пользуется индекс восприятия коррупции (Corruption Perceptions Index - CPI), который рассчитывается международной организацией Transparency International (TI) (в буквальном переводе - Международная прозрачность ). Это некоммерческая неправительственная организация по изучению коррупции и борьбе с ней.
     Индекс восприятия коррупции (ИВК) ранжирует страны по оценкам степени распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков. Это комплексный индекс, основанный на данных экспертных опросов и исследований в отношении коррупции, проводимых различными представительными организациями. Индекс отражает мнения предпринимателей и аналитиков из различных стран мира - в том числе экспертов, проживающих в стране, в отношении которой проводилось исследование. ИВК 2005 года включает 159 стран и основан на данных 16 различных опросов и исследований, проведенных 10 независимыми организациями. Согласно требованиям TI, для включения страны в Индекс требуется наличие не менее трех источников информации. В процессе обобщения данных отдельных исследований каждая страна получает оценку по 10-балльной шкале, где 10 баллов означают отсутствие коррупции (самую высокую прозрачность экономических и политических процессов), а 0 баллов - самую высокую степень коррупции (минимальную прозрачность ).
     Наименее коррумпированными странами (согласно исследованиям TI на 2005 год) являются Исландия (9,7), Финляндия (9,6), Новая Зеландия (9,6), Дания (9,5), Сингапур (9,4), Швеция (9,2), Швейцария (9,1), Норвегия (8,9), Австралия (8,8), Австрия (8,7), Нидерланды (8,6), Великобритания (8,6). Наиболее коррумпированы Чад (1,7), Бангладеш (1,7), Туркменистан (1,8), Мьянма (1,8), Гаити (1,8), Нигерия (1,9), Экваториальная Гвинея (1,9), Кот-д'Ивуар (1,9), Ангола (2,0).
    ИВК России за 2005 год составляет 2,4 балла.
    Согласно оценкам, использовавшимся для расчёта Индекса в 2004 и 2005 годах, уровень коррупции вырос в таких странах, как Коста-Рика, Габон, Непал, Папуа Новая Гвинея, Россия, Сейшельские Острова, Шри-Ланка, Суринам, Тринидад и Тобаго, и Уругвай. В то же время за последний год в некоторых странах (Эстония, Франция, Гонконг, Япония, Иордания, Казахстан, Нигерия, Катар, Тайвань, Турция) было зафиксировано существенное снижение уровня коррупции.
    Также Transparency International проводила исследования по выявлению наиболее коррумпированных институтов (Глобальный барометр коррупции). По данным на 2005 год получилась следующая последовательность (в порядке снижения масштабов коррупции): 1) политические партии, 2) парламент, 3) правоохранительные органы, 4) суд, 5) налоговые органы, 6) бизнес,  7) таможенные органы, 8) медицина, 9) СМИ, 10) система образования, 11) жилищно-коммунальное хозяйство, 12) регистрационные и лицензирующие органы, 13) армия, 14) некоммерческие организации; 15) церковь.
    Для противодействия коррупции Transparency International призывает к принятию комплекса мер:
    Со стороны государств с низкими доходами:
    направить более значительные ресурсы на противостояние коррупции и проявить большую политическую волю в проведении антикоррупционных мер;
    обеспечить больший доступ граждан к информации о бюджетах, доходах и расходах.
    Со стороны государств с высокими доходами:
    сочетать увеличение помощи, оказываемой государствам с низкими доходами, с поддержкой реформ, проводимых этими странами-получателями.
    Со стороны всех государств:
    способствовать тесной координации действий правительств, частного сектора и гражданского общества, направленных на повышение эффективности и устойчивости усилий в противостоянии коррупции и совершенствованию государственного управления;
    ратифицировать, применять и отслеживать соблюдение существующих антикоррупционных конвенций во всех странах в целях соблюдения единых международных норм.