АЗ, 2006, февраль К проекту ФЗ 251008-4 "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции"
Коррупция характерна для всех стран во все времена. Два старейших свода законов, известные человечеству, Кодекс Хаммурапи (Вавилон, 2200 г. до н.э.) и Эдикт Нармаба (Египет, 1200 г. до н.э.) относят взяточничество к преступлениям и предписывают за него самые суровые меры наказания.
Мздоимство упоминается и в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.
К периоду правления Алексея Михайловича Романова относится практически единственный народный бунт антикоррупционной направленности. Он произошел в Москве в 1648 г.
Царствование Петра I отмечено как расцветом коррупции, так и жестокой борьбой царя с ней. В целом же на протяжении всего царствования дома Романовых коррупция оставалась немалой статьей дохода и мелких государственных служащих, и сановников.
Смена государственного строя и формы правления в октябре 1917 г. не отменила коррупцию как явление.
Декрет Совета Народных Комиссаров О взяточничестве от 8 мая 1918 г. стал первым в Советской России правовым актом, предусматривавшим уголовную ответственность за взяточничество (лишение свободы на срок не менее пяти лет, соединенное с принудительными работами на тот же срок). В этом декрете покушение на получение или дачу взятки приравнивалось к совершенному преступлению и применялся классовый подход: если взяткодатель принадлежал к имущему классу и стремился сохранить свои привилегии, то он приговаривался к наиболее тяжелым и неприятным принудительным работам , а все имущество подлежало конфискации.
История борьбы Советской власти с коррупцией характеризуется несколькими интересными и важными чертами.
Во-первых, власти не признавали слово коррупция , позволив ввести его в употребление лишь в конце 80-х годов. Вместо него использовались термины взяточничество , злоупотребление служебным положением , попустительство и т.п.
Во-вторых, в качестве причин коррупции назывались только недостатки в работе партийных, профсоюзных и государственных органов - в первую очередь в области воспитания трудящихся, что было, конечно, упрощением.
В-третьих, в ходе борьбы с коррупцией были практически неприкосновенны высшие советские и партийные работники.
В-четвертых, весь послевоенный период рост коррупции происходил на фоне ослабления государственной машины, сопровождаясь уменьшением централизованного контроля, распадом идеологических скреп, экономической стагнацией, а затем и падением уровня производства, распадом СССР. В посткоммунистической России централизованно организованная коррупция распалась на множество коррумпированных систем.
Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции.
В международном праве существует два подхода к определению понятия коррупция : четкая дефиниция или отсылка к перечню коррупционных правонарушений.
Первое определение данного понятия в рамках ООН дает четкую дефиницию и относится к 1979 г., когда Генеральной Ассамблеей был принят Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка: Хотя понятие коррупции должно определяться в соответствии с национальным правом, следует понимать, что оно охватывает совершение или несовершение какого-либо действия при исполнении обязанностей или по причине этих обязанностей в результате требуемых или принятых подарков, обещаний или стимулов или их незаконное получение всякий раз, когда имеет место такое действие или бездействие . В данном случае понятие коррупции сведено к подкупу, однако существуют её многочисленные формы, не попадающие под указанное определение.
На сегодняшний день большинство международных документов содержат не конкретную дефиницию понятия коррупция , а перечень коррупционных правонарушений, подлежащих криминализации. В понятие коррупции включают не только подкуп, но и растрату вверенного имущества, обман, вымогательство, злоупотребление должностным положением, небеспристрастное решение вопроса в случае конфликта интересов, получение незаконных выгод, фаворитизм, кумовство.
До настоящего времени в связи с отсутствием соответствующего закона законодательного определения коррупции в Российской Федерации не существует. К сфере противодействия коррупции в равной степени можно отнести и нормы об основах конституционного строя, и уголовное законодательство, и ряд институтов гражданского права, что свидетельствует о комплексном характере коррупционных явлений.
Коррупция - чрезвычайно сложное явление, порождаемое многочисленными экономическими, политическими, социально-культурными факторами, основными из которых являются:
- экономический упадок (тяжелые экономические обстоятельства формируют определенный тип экономического поведения, рассчитанного на ближайшую перспективу, большую, хотя и рискованную прибыль), сочетание низких заработных плат и широких полномочий должностных лиц;
- высокий уровень закрытости государственных ведомств;
- громоздкий государственный аппарат, который соответственно приводит к громоздкой и малоэффективной системе отчетности;
- несовершенство законодательства;
- слабая кадровая политика;
- слабость гражданского общества и, следовательно, отсутствие общественного контроля за деятельностью органов государственной власти;
- отрыв общества от власти.
Коррупция представляет серьёзную угрозу национальной безопасности стран и влечет за собой серьезные негативные экономические, социальные и политические последствия.
1. Экономические последствия. Коррупция - один из двигателей теневой экономики, что напрямую связано с сокращением налоговых поступлений. Как следствие, государство теряет финансовые рычаги управления экономикой. Нарушаются конкурентные механизмы рынка, поскольку часто в выигрыше оказывается не тот, кто конкурентоспособен, а тот, кто смог получить преимущества за взятки. Это влечет за собой снижение эффективности рынка и дискредитацию идей рыночной конкуренции. Неэффективно используются бюджетные средства, в частности - при распределении государственных заказов и кредитов. Коррупция ведет к ухудшению инвестиционного климата, что является препятствием для экономического развития.
2. Социальные последствия. В силу ослабления бюджета власть теряет способность эффективно решать социальные проблемы. На фоне этого увеличивается имущественное неравенство, происходит перераспределение средств в пользу узких групп людей зачастую за счет наиболее уязвимых слоев населения. Коррупция в правоохранительных органах приводит к росту и укреплению организованной преступности. Таким образом, увеличивается социальная напряженность.
3. Политические последствия. Происходит смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению благосостояния достаточно узкого круга людей. Уменьшается доверие к власти, растет ее отчуждение от общества, снижается политическая конкуренция. Падает престиж страны на международной арене, растет угроза ее экономической и политической изоляции.
Успешная борьба с коррупцией, как доказывают экономисты, дает немедленные выгоды, которые во много раз превышают связанные с нею расходы. Результаты исследований, проведенных Институтом Всемирного банка, фиксируют, что страны, борющиеся с коррупцией и обеспечивающие должный правопорядок, в долгосрочной перспективе могут увеличить национальный доход в четыре раза.