Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений


4. О российско-болгарском инвестиционном сотрудничестве


     В последнее время динамически развиваются российско-болгарские отношения в области инвестиционного сотрудничества. При этом в силу объективных причин его наиболее перспективным направлением является расширение присутствия российского капитала в болгарской экономике.
     Российские инвестиции в болгарскую экономику составляют около 500 млн. долл. США. В основном перспективы расширения присутствия российского капитала на территории Республики Болгария связаны с участием наших организаций в приватизации и реализации крупных инвестиционных проектов, прежде всего, в энергетической сфере.
    К инвестиционным проектам в газовой области, потенциально интересным для российских организаций, относятся: бытовая газификация регионов Болгарии, строительство новых газотурбинных электростанций и парогазовых надстроек на ТЭЦ, снабжающих теплом крупные болгарские города.
     Определенный интерес представляют объекты химической промышленности, занимающиеся производством удобрений. В настоящее время продукция болгарских предприятий из этой отрасли является неконкурентоспособной.
    Болгарские инвестиции в России составляют около 70 млн. долл. и представляют собой оборудование, технологии и материалы в совместных предприятиях, главным образом в табачной,  пищевой, фармацевтической отраслях промышленности. Болгарское долевое участие в данных проектах предусматривает использование оригинальных технологий, оборудования из Болгарии, подключение местных специалистов для осуществления контроля производства и обучения российского персонала.
    Двустороннее сотрудничество в области инвестиционного сотрудничества регулируется Договором между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений от 8 июня 1993 года и Протоколом к нему от 2 марта 2003 года. Данные документы были ратифицированы Народным Собранием Республики Болгария (Договор - в 1994 году, Протокол -  в 2003 году).
     Федеральный закон О ратификации Договора между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений принят Государственной Думой 17 мая 1996 года, одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года и был отклонен Президентом Российской Федерации 19 июня 1996 года.
     Президент Российской Федерации отметил, что ратификация Договора с заявлением, предложенным Государственной Думой, создаст проблемы с вступлением его в силу, так как фактически это заявление является оговоркой, изменяющей юридическое действие соответствующих положений не только в применении к России, но и к Болгарии. Заявление существенно изменяет содержание сформулированного в Договоре термина инвестор , против чего на переговорах по подписанию Договора возражала болгарская сторона.
    Квалификация в качестве инвесторов только тех лиц, которые правомочны согласно законодательству своей Договаривающейся Стороны осуществлять капиталовложения на территории другой Договаривающейся Стороны , ограничивает определяемый Договором круг инвесторов. Реализация этой оговорки на практике возлагала бы, по мнению Президента РФ, на лиц, которые будут претендовать на преимущества в соответствии с Договором, обязанность доказывания того, что они обладают правом на осуществление инвестиций за рубежом в соответствии с законодательством своего государства.
     Президент Российской Федерации отмечал, что Договор уже ратифицирован Болгарией. Оговорка к нему потребует принятия ее болгарской стороной, которая может расценить эту оговорку как новое предложение о возобновлении переговоров между правительствами двух стран относительно условий Договора. В результате она может быть не принята и Договор вообще не вступит в силу.
    Необходимо также, указывалось в письме Президента Российской Федерации, иметь в виду, что в последнее время Россией заключен целый ряд соглашений о поощрении и взаимной защите капиталовложений, содержащих аналогичную формулировку. Таким образом, оговорка создавала бы впечатление, что отношение к болгарским инвесторам иное, чем к инвесторам других государств. Это не согласуется со статьей 3 Договора, предоставляющей инвесторам другой Договаривающейся Стороны режим деятельности в связи с капиталовложениями не менее благоприятный, чем предоставляемый собственным инвесторам или инвесторам любого третьего государства (в зависимости от того, какой из них является более благоприятным).
    Практика оговорок к двусторонним международным договорам весьма ограничена, отмечал Президент Российской Федерации. Неосмотрительное формулирование Российской Федерацией оговорок к двусторонним договорам может привести к тому, что другие страны будут поступать в отношении российской стороны аналогичным образом, а это не отвечает интересам России.
    В связи с изложенным Президент РФ просит Государственную Думу рассмотреть вопрос о принятии Федерального закона в редакции, предложенной при внесении Договора на ратификацию.
     Одновременно с Договором на ратификацию в Государственную Думу внесен Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии к Договору между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Болгарии о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
    Протокол направлен на уточнение и дополнение отдельных положений Договора в части защиты интересов российских и болгарских инвесторов в целях активизации инвестиционного сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Болгария.
    Так, в целях уточнения пункта 1 статьи 1 Договора  установлено, что капиталовложения осуществляются в соответствии с законодательством принимающей Договаривающейся Стороны.
    Статья 1 Договора дополнена пунктом 5, в котором уточняется, что термин законодательство Договаривающейся Стороны означает законы и нормативные правовые акты Российской Федерации и законы и нормативные правовые акты Республики Болгария.
    Протоколом вносятся также дополнения в положение об изъятиях из режима наибольшего благоприятствования (пункт 4 статьи 3 Договора), оставляющие за Россией право не распространять на болгарских инвесторов преимущества, которые она предоставляет или предоставит в будущем в силу соглашений с государствами, ранее входившими в состав Союза Советских Социалистических Республик.
     Протокол адаптирует Договор к особенностям предстоящего присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации (ВТО), а Республики Болгария - к Европейскому союзу.  Так, в Протоколе зафиксировано, что после присоединения России к ВТО режим, предоставляемый иностранным инвесторам и их капиталовложениям на основе Договора от 8 июня 1993 г., будет не более благоприятным, чем режим, предоставляемый в рамках ГАТС/ВТО. Также Протокол отражает необходимость выполнения будущих обязательств Договаривающихся Сторон в случае присоединения Болгарии к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве от 24 июня 1994 г., учреждающему партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны.
_________________________
ГАТС - Генеральное соглашение о торговле услугами. Является составной частью пакета соглашений, лежащих в основе ВТО.

    В Протоколе уточняются механизмы компенсации национализированных капиталовложений (пункт 2 Статьи 4 Договора). В частности, указывается, что суммы компенсации национализированных капиталовложений, осуществленных в национальной валюте Договаривающейся Стороны, выплачиваются в национальной валюте Договаривающейся Стороны, конвертируемой по выбору инвестора в любую иностранную валюту по рыночному курсу на дату конвертации. С момента национализации до момента выплаты на сумму компенсации начисляются проценты.
    Протокол является неотъемлемой частью Договора, вступает в силу одновременно с ним и заключается на срок его действия.