Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2005, октябрь Международные соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений


3. Типовое соглашение между Правительством Российской Федерации и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений
    
     Двусторонние инвестиционные соглашения, как правило, заключаются государствами на основе утвержденных ими типовых соглашений, которые содержат определенный стандартный перечень гарантий защиты иностранных инвесторов, в том числе гарантий, связанных с разрешением споров между частным инвестором иностранного государства и государством, принимающим иностранные инвестиции, - так называемых "диагональных" инвестиционных споров.
    Типовые модельные соглашения позволяют обеспечить единообразие их содержания. Существуют подобные типовые соглашения у ФРГ, США, Великобритании. Швейцарии, Нидерландов и ряда других стран.
    Россия при заключении подобных договоров руководствовалась типовым соглашением согласно правительственному постановлению 1992 года (с изменениями и дополнениями от 1995 года). 9 июня 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации 456 были принят новый типовой проект соглашения между Правительством РФ и правительствами иностранных государств о поощрении и взаимной защите капиталовложений.
     В целом, повторяя положения аналогичного типового соглашения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июня 1992 г. 395, нынешняя редакция соглашения содержит ряд новых положений, касающихся механизма разрешения "диагональных" инвестиционных споров.
    Прежде всего, в числе арбитражных институтов, на рассмотрение которых может быть передан такой инвестиционный спор, впервые назван Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (International Center for Settlement of Investment Disputes, далее - ИКСИД), учрежденный в соответствии с Конвенцией об урегулировании инвестиционных споров между государствами и физическими или юридическими лицами других государств, открытой для подписания в Вашингтоне 18 марта 1965 г.
     В прежней редакции типового соглашения в качестве институционального арбитражного института для разрешения споров между Россией и частными инвесторами иностранных государств был указан Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты, который, относясь к числу наиболее авторитетных в мире институтов международного коммерческого арбитража, тем не менее не является арбитражным центром, специализирующимся на разрешении инвестиционных споров. В новом типовом соглашении возможность обращения сторон в Арбитражный институт Стокгольмской торговой палаты не предусмотрена.
    Представляется, что указание в типовом соглашении арбитражного института, созданного специально для урегулирования "диагональных" инвестиционных споров, является для иностранного инвестора более предпочтительным.
    Помимо арбитража ИКСИД новое типовое соглашение называет две другие инстанции, возможность обращения в которые была предусмотрена в прежней редакции соглашения и которые являются традиционными для двусторонних инвестиционных соглашений России с иностранными государствами - это арбитражный суд "ad hoc" (арбитраж, формируемый на временной основе для разрешения конкретного спора) в соответствии с Арбитражным регламентом Комиссии ООН по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) и компетентный суд или арбитраж государства, на территории которого осуществлены капиталовложения.
    Нынешняя редакция типового соглашения о поощрении и защите капиталовложений содержит еще одно принципиально новое положение: выбор инстанции для рассмотрения инвестиционного спора предоставляется инвестору (п. 2 ст. 8). Включение в двусторонние соглашения положения об определении арбитражного института по выбору инвестора обеспечивает иностранным инвесторам реальную возможность добиться передачи возникшего спора в ИКСИД и создает предпосылки для появления в практике ИКСИД конкретных арбитражных прецедентов по делам с участием Российской Федерации.
    Наконец, новая редакция типового соглашения предусматривает, что арбитражное решение, принятое одной из перечисленных инстанций, является окончательным и обязательным для обеих сторон в споре и что каждая договаривающаяся сторона обязуется обеспечить выполнение такого решения в соответствии со своим законодательством.
    Соглашение в прежней редакции ограничивалось лишь перечислением инстанций, которые могут рассматривать инвестиционный спор. Отсутствие указания на окончательный и обязательный характер решения делало положения типового соглашения о порядке разрешения инвестиционных споров и соответствующие статьи двусторонних соглашений, заключенных в соответствии с ним, в значительной степени декларативными.
    Подписанные двусторонние соглашения остаются в силе в течение 15 лет. После окончания этого срока его действие автоматически продлевается на очередные пятилетние сроки.
     Переговоры с иностранными государствами о заключении таких межправительственных соглашений поручено вести Министерству экономического развития и торговли совместно с Министерством иностранных дел, Министерством финансов и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.
    Следует заметить, что несмотря на имеющийся стандартный документ в типовое соглашение могут вноситься изменения и дополнения, естественно с взаимного письменного согласия сторон.
    В связи с тем, что юридически соглашения строятся на принципе формальной взаимности и являются результатом переговоров между сторонами, соглашения, заключенные с различными государствами даже на базе типового соглашения, часто существенно разнятся.