Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


5. Государственный Совет Республики Удмуртия

               План работы Государственного Совета Республики Удмуртия на 2010 год был утвержден постановлением Госсовета Республики 16 февраля 2010 года. В него было включено 38 законопроектов, в том числе: по линии постоянной комиссии по бюджету, налогам и финансам - 10 законопроектов, постоянной комиссии по экономической политике, промышленности и инвестициям -  4, постоянной комиссии по агропромышленному комплексу, земельным отношениям, природопользованию и охране окружающей среды - 2, постоянной комиссии по науке, образованию, культуре и молодёжной политике - 6, постоянной комиссии по здравоохранению, демографической и семейной политике - 2, постоянной комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению  - 8, постоянной комиссии по социальной политике - 2, постоянной комиссии по национальной политике, общественной безопасности, Регламенту и организации работы Государственного Совета - 4 законопроекта.
               16 февраля 2010 года состоялась XVII сессия Государственного Совета Республики Удмуртия, на которой, в частности, были рассмотрены следующие законопроекты:
                О внесении изменения в статью 2 Закона УР О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике (необходимость внесения изменения в статью 2 закона возникла в связи с созданием наряду с государственными и муниципальными бюджетными учреждениями автономных. Закон  предусматривает установление льготы по налогу на имущество для государственных и муниципальных автономных учреждений. Установление льготы по налогу на имущество для государственных и муниципальных автономных учреждений не повлечет уменьшение доходов бюджета Удмуртской Республики, так как практически все функционирующие в настоящее время государственные и муниципальные автономные учреждения созданы путем изменения типа существующих государственных и муниципальных бюджетных учреждений, а последние, в свою очередь, освобождены от уплаты налога на имущество).
                О внесении изменений в Закон УР "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год": вносимые изменения в бюджет Удмуртской Республики на 2010 год связаны c направлением бюджетных ассигнований в сумме 50 000 000 руб. на увеличение уставного капитала ОАО "Ижавиа" с целью поддержания самолетомоторного парка в технически исправном состоянии, выполнении текущего и капитального ремонта и продления ресурса воздушных судов. Бюджетные инвестиции на увеличение уставного капитала ОАО "Ижавиа" выделяются за счет перераспределения расходов бюджета Удмуртской Республики в соответствии с ведомственной структурой бюджета Удмуртской Республики на 2010 год.
                О внесении изменений в статью 16 Закона УР "Об оплате труда и мерах социальной поддержки работников государственных учреждений УР". Законопроект вносит  изменения в статью 16 закона в целях устранения неоднозначности толкования правовой нормы, регулирующей предоставление мер социальной поддержки в отношении педагогических работников государственных образовательных учреждений Удмуртской Республики, работающих и проживающих в сельской местности, рабочих посёлках, посёлках городского типа.
                 О внесении изменений в Закон УР "О мерах по противодействию коррупционным проявлениям в Удмуртской Республике". Внесение предлагаемых изменений вызвано принятием Федерального закона от 25 декабря 2008 года 273-ФЗ "О противодействии коррупции" и изменением порядка утверждения республиканских программ. Проектом закона предлагается:
          - уточнить используемую в указанном Законе Удмуртской Республики терминологию, а также уточнить задачи антикоррупционной политики, принципы противодействия коррупционным проявлениям, меры и основные направления противодействия коррупционным проявлениям;
         - уточнить порядок разработки и утверждения программы противодействия коррупции в Удмуртской Республике.
                На XVIII сессии Госсовета (состоялась 30 марта 2010 года) были рассмотрены такие законопроекты, как:
                О внесении изменений в отдельные законы УР по вопросу представления лицами, замещающими государственные должности Удмуртской Республики, и государственными гражданскими служащими УР сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи .Законопроектом устанавливается единообразный порядок представления лицами, замещающими государственные должности Удмуртской Республики, сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера членов своей семьи.
                О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О выборах депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов в Удмуртской Республике". Законопроектом предлагается в соответствии с федеральным законом изменить количество членов и порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований. Избирательная комиссия муниципального района, городского округа формируется в количестве восьми, десяти или двенадцати членов с правом решающего голоса. Избирательная комиссия поселения формируется в количестве шести, восьми или десяти членов с правом решающего голоса. Представительный орган муниципального района, городского округа назначает половину от общего числа членов избирательной комиссии муниципального образования на основе поступивших предложений Центральной избирательной комиссии Удмуртской Республики. Представительный орган поселения обязан назначить половину от общего числа членов избирательной комиссии поселения на основе поступивших предложений избирательной комиссии муниципального района, территориальной избирательной комиссии.
               Законопроектом также предусматривается, что при проведении выборов в представительный орган муниципального образования с численностью избирателей в муниципальном избирательном округе более ста тысяч муниципальные списки кандидатов, выдвигаемых избирательными объединениями, разбиваются на общемуниципальную часть и на территориальные группы
                О правилах использования лесов для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства . Законопроектом, в соответствии с требованиями федерального законодательства, устанавливаются правила для осуществления видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства на основании охотхозяйственных соглашений, заключенных в соответствии с федеральным законом об охоте и сохранении охотничьих ресурсов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
                О внесении изменений в Закон УР "О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики". Проект закона разработан в целях повышения эффективности управления и распоряжения собственностью Удмуртской Республики. Согласно вносимым изменениям, расширен круг полномочий Правительства Удмуртской Республики  в сфере управления собственностью и земельными ресурсами республики.
               Кроме того, проект закона содержит дополнения и уточнения полномочий Министерства имущественных отношений в сфере управления собственностью Удмуртской Республики и некоторые редакционные правки в Закон Удмуртской Республики "О полномочиях органов государственной власти Удмуртской Республики по владению, пользованию, распоряжению собственностью Удмуртской Республики" в целях приведения его в соответствие с законодательством Российской Федерации.
                О внесении изменений в Закон УР "О регулировании межбюджетных отношений в Удмуртской Республике". Проект закона разработан с целью реализации положений постановления Правительства Российской Федерации от "Об утверждении Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы на территории Удмуртской Республики. Предлагается утвердить новую статью 9.1. "Иные межбюджетные трансферты бюджетам муниципальных образований из бюджета Удмуртской Республики при реализации федеральных целевых программ". А также новое приложение 17, определяющее порядок распределения субсидий из бюджета Удмуртской Республики, в том числе за счёт средств, поступивших из федерального бюджета, между муниципальными образованиями в Удмуртской Республике, участвующими в реализации подпрограммы "Обеспечение жильём молодых семей" федеральной программы "Жилище" на 2002-1010 годы.
                О внесении изменений в Закон УР "О государственной промышленной политике УР". Внесение изменений в закон вызвано изменениями в федеральном законодательстве. Федеральным законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" внесены изменения в статью 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, утверждаются соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования. В действующей редакции закона "О государственной промышленной политике Удмуртской Республики" полномочия по утверждению республиканских  и ведомственных целевых программ развития отраслей промышленности закреплены за Государственным Советом Удмуртской Республики.
                Кроме того, изменились меры государственной промышленной политики - бюджетные кредиты заменены на субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам на создание запасов сырья и материалов (топлива), субсидии  на возмещение части  лизинговых платежей за производственное оборудование для  реализации  инвестиционных  проектов.
                О внесении изменения в статью 9 Закона УР "О наделении органов местного самоуправления в УР государственными полномочиями на государственную регистрацию актов гражданского состояния". Проект закона предусматривает исключение согласования представляемых органами местного самоуправления отчётов о расходовании субвенций с  территориальными органами Министерства финансов Удмуртской Республики, которые ликвидированы с 1 августа 2009 года.
               На XIX cсессии (27 апреля 2010 года) депутаты Госсовета Республики Удмуртия работали, в частности, над такими законопроектами, как:
                 О внесении изменений в Закон УР "О регулировании  отношений  в  области  сохранения,  использования, популяризации и государственной охраны объектов  культурного наследия (памятников истории и культуры) . Законопроект устраняет противоречия действующего Закона с федеральным законодательством в части определения порядка установки информационных надписей и обозначений, порядка проектирования и проведения работ по сохранению памятника или ансамбля и (или) их территорий, порядка выдачи задания и разрешения, согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
                О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года . Проект закона подготовлен в соответствии с Федеральным законом "О Всероссийской переписи населения" и предусматривает наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года в части обеспечения помещениями, средствами связи для работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении; обеспечения охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов; предоставления транспортных средств. Органы местного самоуправления наделяются отдельными государственными полномочиями на 2010 - 2011 годы.
               XX сессия Госсовета (состоялась 15 июня 2010 года) рассмотрела, в том числе, такие законопроекты, как:
                О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год". Законопроектом предлагается внести изменения в доходную и расходную части бюджета. Доходная часть увеличивается на 530 000,0 тыс. рублей, расходная - на 2 031 589,3 тыс. рублей. Соответственно дефицит бюджета увеличится на 1 501 589,3 тыс. рублей.
               В связи с поступлением дополнительных платежей от нефтедобывающих предприятий, а также по результатам перерасчетов по налогу на прибыль организаций за 2009 год, предлагается увеличить плановые назначения по доходам от налога на прибыль организаций на 500 000,0 тыс. рублей. Планируется поступление в доход бюджета республики 30 000,0 тыс. рублей процентов от предоставления бюджетных кредитов из бюджета Удмуртской Республики. Расходная часть бюджета Удмуртской Республики увеличится на 6,6% и составит 32 978 271,3 тыс. рублей.
               В ходе второго чтения депутаты рассмотрели и приняли 15 поправок к законопроекту, предусмотрев дополнительные бюджетные ассигнования по ряду направлений социально-экономического развития, в том числе,  дополнительную поддержку бюджетам муниципальных образований на решение вопросов местного значения более 300 млн. рублей,  за счет федеральных средств на реализацию мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, другие расходы.
                О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Совете Удмуртской Республики, при освещении их деятельности республиканскими телеканалом и радиоканалом . Проект закона подготовлен в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года. Законопроектом устанавливаются гарантии равенства политических партий, списки кандидатов которых были допущены к распределению депутатских мандатов в Государственном Совете Удмуртской Республики, при освещении их деятельности республиканскими телеканалом и радиоканалом и регулируются отношения, возникающие в связи с обеспечением данных гарантий.
                 Об утверждении отчёта об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы . Проект Закона Удмуртской Республики "Об утверждении отчёта об исполнении Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы" подготовлен в соответствии с пунктом 5 части 1, частью 3 статьи 36, пунктом 3 части 2 статьи 54 Конституции Удмуртской Республики, а также пунктом 3 статьи 13 Закона Удмуртской Республики от 17 июля 2008 года 33 -РЗ "О государственном планировании социально-экономического развития Удмуртской Республики". Проект закона Удмуртской Республики  "Об утверждении отчёта об исполнении в 2009 году Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы" является итоговым документом Правительства Удмуртской Республики  по реализации стратегического программного документа,  реализующего в комплексе программно-целевые, отраслевые и территориальные аспекты управления социально-экономическим развитием региона.
               В законопроекте содержится выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 годы, состояние социально-экономического развития Удмуртской Республики в сравнении с регионами Приволжского Федерального округа, информация об исполнении федеральных, республиканских и  ведомственных целевых программ, реализуемых на территории Удмуртской Республики в 2005-2009 году
                О внесении изменений в Закон УР "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики". Изменения в Закон Удмуртской Республики от 6 декабря 2001 года 60-РЗ "О государственных языках Удмуртской Республики и иных языках народов Удмуртской Республики" вносятся в соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой долгосрочные целевые программы (подпрограммы), реализуемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
               О внесении изменений в отдельные законы Удмуртской Республики . Законопроект разработан в целях совершенствования законодательства по защите прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Вносимые законопроектом изменения устраняют противоречия Закона Удмуртской Республики "О мерах по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" с действующим законодательством:
           - вносятся уточнения редакционного характера в связи с изменениями в Семейном кодексе РФ;
           - уточняется статус денежного вознаграждения, выплачиваемого приёмным родителям.
                Законопроектом органы местного самоуправления с 2011 года наделяются полномочиями по оказанию содействия детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, в подготовке к поступлению в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования.
               XXI сессия Госсовета (состоялась 28 сентября) рассмотрела, в том числе, такие важные законодательные документы, как:
          О внесении изменений в Закон Удмуртской Республики "О бюджете Удмуртской Республики на 2010 год". Законопроектом предлагается внести изменения в бюджет Удмуртской Республики на 2010 год, связанные с поступлением дополнительных средств в сумме 958 166,6 тыс., в том числе за счет дополнительных платежей от нефтедобывающих и финансово-кредитных организаций и по результатам перерасчетов за 2009 год - 166 100 тыс. рублей; за счет средств из федерального бюджета - 792 066,6 тыс. рублей.
           С учётом вносимых изменений основные показатели бюджета прогнозируются в следующих размерах: общий объём доходов бюджета республики в сумме 28 497 186,7 тыс. рублей, общий объём расходов 35 695 506,2 тыс. рублей, дефицит в сумме 7 198 319,5 тыс. рублей.
           К рассмотрению законопроекта во втором чтении Правительством УР были внесены 4 поправки - об увеличение доходной части бюджета на 200 000 тыс. рублей за счет дополнительных поступлений по налогу на прибыль организаций, зачисляемый в бюджеты субъектов Российской Федерации, а также об увеличение расходов:
           Министерству строительства, архитектуры и жилищной политики УР на реконструкцию здания Дома культуры "Ижмаш" в сумме 17 000 тыс. руб., Министерству здравоохранения УР на обеспечение своевременного финансирования специализированных учреждений здравоохранения в сумме 80 000 тыс. руб., Министерству финансов Удмуртской Республики на дотацию на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов муниципальных образований в сумме 200 000 тыс. руб. Все поправки были приняты на сессии.
                О внесении изменений в статью 2 Закона Удмуртской Республики "О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике". Внесенный законопроект улучшает положение налогоплательщиков и приводит в соответствие федеральному законодательству Закон Удмуртской Республики. В частности, законопроектом предлагается:
         - ввести единое правило определения даты предоставления налоговой льготы;
         - предоставить льготы по налогу на имущество всем без ограничения лизинговым компаниям;
         - освободить хозяйственные общества, созданные бюджетными научными и образовательными учреждениями в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности, от уплаты налога на имущество на срок не более пяти лет со дня их государственной регистрации.
                 О внесении изменений в Закон УР "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнёрствах". Настоящий проект закона Удмуртской Республики  разработан в целях приведения Закона Удмуртской Республики "Об участии Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах" в соответствие с федеральным законодательством. Исключены вопросы, относящиеся к сфере регулирования Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона "О концессионных оглашениях". Новая редакция закона устанавливает цели, принципы, формы участия Удмуртской Республики в государственно-частных партнерствах, полномочия органов государственной власти Удмуртской Республики, связанные с таким участием
                О внесении изменения в Закон Удмуртской Республики "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики". Предлагается внести изменения в Закон Удмуртской Республики "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения на территории Удмуртской Республики", дополнив его новой статьей, в которой устанавливается цена приобретения гражданином или юридическим лицом в собственность арендуемого и используемого ими в течение трех лет земельного участка по кадастровой стоимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставленных сельскохозяйственным организациям, гражданам, осуществляющим деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства.        Предлагаемый законопроект направлен на защиту и уравнивание прав арендаторов земельных участков земель сельскохозяйственного назначения по отношению к иным землепользователям
                О внесении изменения в статью 1 Закона Удмуртской Республики "О величине прожиточного минимума пенсионера в Удмуртской Республике в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи". Согласно данному закону устанавливается величина прожиточного минимума пенсионера в Удмуртской Республике в целях установления социальной доплаты к пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О государственной социальной помощи", на 2011 год в размере 4398 рублей.
    Анализ данных госстатистики  за первое полугодие 2010 года позволяет сделать вывод о наличии позитивных тенденций по большинству показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики. Увеличились объемы промышленного производства,  растут темпы производства в агропромышленном секторе экономики республики, в частности, по производству молока. Несколько снизился уровень безработицы (на 1 июля - 2,3% к экономически активному населению), возросли денежные доходы граждан, преимущественно за счет увеличения заработной платы. Значительным ростом характеризуется динамика объемов работ по жилищному строительству.
     Вместе с тем, остается высоким уровень инфляции на потребительском рынке (Удмуртия входит в тройку регионов с наибольшим уровнем инфляции, индекс потребительских цен в республике за январь-июнь 2010 года вырос на 5,0%),  уровень заработной платы существенно ниже, чем в других регионах Приволжского федерального округа (Удмуртия входит в число аутсайдеров по данному показателю, занимая 13-ю позицию в рейтинге, уровень среднемесячной заработной платы в республике относительно января-мая 2009 года вырос на 6,0%).
     Сравнительная характеристика показателей социально-экономического развития Удмуртской Республики и субъектов ПФО в I полугодии 2010 года, проведенная республиканскими экспертами позволяет отметить следующее:
    - Удмуртская Республика сохраняет лидирующие позиции среди субъектов федерального округа по показателям развития сельского хозяйства, в том числе по темпам роста производства молока, сохранению поголовья крупного рогатого скота;
    -  вырос рейтинг республики по финансовым показателям, в том числе по показателю  по удельного веса убыточных организаций;
    - Удмуртия сохраняет лидирующие позиции по демографическим показателям: по рождаемости  населения (коэффициент рождаемости в республике увеличился на 0,4 процентных  пункта и составил 13,9 промилле - это по-прежнему самый высокий уровень рождаемости среди субъектов ПФО), младенческой смертности (в  Удмуртии детская смертность за первое полугодие 2010 года сократилась на 1,4 процентного пункта, в рейтинговой таблице республика переместилась с 10 места  - в 2009 году на 4 - в 2010), естественному приросту населения.