Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


6. Государственный Совет Чувашской Республики

                В 2010 году Государственный Совет Чувашской Республики продолжил работу по совершенствованию республиканского законодательства, дальнейшему укреплению Чувашской Республики как правового демократического государства.  В принимаемых  законодательных актах находили отражение стратегические ориентиры, связанные с обеспечением устойчивого социально-экономического развития республики, в том числе, положения, сформулированные в Послании Президента Чувашской Республики Государственному Совету Чувашской Республики на 2010 год "Чувашия из будущего и для будущего .
               В Послании перед органами государственной власти и местного самоуправления поставлены серьезные задачи по созданию условий для успешного посткризисного развития республики, поиску перспективных направлений в экономике на основе системно-структурного анализа существующих проблем и формулирования новых средне- и долгосрочных целей. Среди этих задач - усиление инновационной активности бизнеса, повышение экологичности производства, производительности труда и снижения издержек. Кроме того, остается актуальной разработка дополнительных антикризисных мер поддержки экономики и бюджетной сферы.
               Особое внимание было уделено вопросам модернизации существующих базовых отраслей, повышение их восприимчивости к инновациям, а также созданию на всей территории республики высокотехнологичных секторов, определяющих перспективы развития в будущем,  -  био- и нанотехнологий, новых медицинских и гуманитарных технологий - тех, что составляют так называемый шестой  технологический уклад.
               Системный подход к развитию законодательства обеспечивался путем планирования законотворческой деятельности, которое помогает скоординировать действия всех участников законотворческого процесса. Всего в примерную программу законопроектной работы Государственного Совета Чувашской Республики четвертого созыва на первое и второе полугодия 2010 года было внесено более 30 законопроектов, в том числе:

Комитет по государственному строительству и местному самоуправлению:

                 О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О Государственном Совете Чувашской Республики";
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике"
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об административных комиссиях".
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О мировых судьях в Чувашской Республике"
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об организации местного самоуправления в Чувашской Республике";
                О внесении изменений в статью 18 Закона Чувашской Республики "О референдуме Чувашской Республики";
                О  внесении изменения в статью 19 Закона Чувашской Республики "О местном референдуме и голосовании по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования, отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления";
                О внесении изменений в статью 34 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике";
                О  внесении изменений в статьи 5 и 7 Закона Чувашской Республики "О Центральной избирательной комиссии Чувашской Республики";
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики О Государственном Совете Чувашской Республики .

Комитет по бюджету, налогам, предпринимательству и собственности:

                 Об исполнении республиканского бюджета Чувашской Республики за 2009 год ;
                 О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";
                О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ;
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об управлении государственной собственностью Чувашской Республики";
                О внесении изменений в статьи 9 и 10 Закона Чувашской Республики "О развитии малого и среднего предпринимательства в Чувашской Республике;

Комитет по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту:

                 О квотировании рабочих мест для трудоустройства несовершеннолетних и молодых граждан, испытывающих трудности в поиске работы ;
                Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики за 2009 год ;
                 Об обеспечении дополнительных гарантий прав на жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в Чувашской Республике ;
                 О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов";
                 О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов ;
                 О форме предоставления в Чувашской Республике в 2011 году меры социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями граждан в соответствии с федеральными законами "О ветеранах" и "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";
                 О внесении изменений в некоторые законодательные акты Чувашской Республики о социальной поддержке отдельных категорий граждан ;
                О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике".

Комитет по культуре, образованию, науке, национальной и молодежной политике:
                Об общественной палате Чувашской Республики ;

                О гарантиях равного освещения деятельности политических партий, представленных в Государственном Совете Чувашской Республики, государственными республиканскими телеканалами и радиоканалами ;
              О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "Об образовании";
              О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О культуре".

Комитет по экономической политике, агропромышленному комплексу и экологии:

                 О внесении изменений в статью 111 Закона Чувашской Республики "О природопользовании  в Чувашской Республике"

                 О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О регулировании жилищных отношений";

                  О государственном регулировании торговой деятельности в Чувашской Республике и о внесении изменений в статью 1 Закона Чувашской Республики "О розничных рынках";
                 О внесении изменений в Закон  Чувашской Республики "О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Чувашской Республике";
                 Об участии Чувашской Республики в проектах государственно-частного партнерств ;
     Значительное внимание парламентариев было уделено дополнительным мерам по стабилизации социального и экономического развития Чувашской Республики, преодолению негативных процессов в реальном секторе экономики, эффективной реализации мероприятий, направленных на дополнительную поддержку занятости населения, обеспечению устойчивого функционирования социально-культурной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и общественной инфраструктуры, эффективной реализации других антикризисных мер. Программные мероприятия были учтены в параметрах  республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 года.
     Несмотря на финансово-экономический кризис, Чувашская Республика выполняла свои обязательства в сфере социальной защиты граждан, нуждающихся в государственной поддержке. Принятые Государственным Советом законодательные акты способствовали улучшению материального положения ветеранов войны и труда, инвалидов и семей, имеющих детей, и других категорий граждан. В республике дальнейшее развитие получило законодательство в области проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, приняты законы, которые направлены на уточнение порядка ее проведения.
                Значительное место в примерной программе работы чувашских законодателей было отведено вопросам реализации контрольных полномочий Государственного Совета. В этой связи в программу были внесены, частности, такие вопросы, как:
               рассмотрение результатов контрольных мероприятий Контрольно-счетной палаты Государственного Совета Чувашской Республики;
               о ходе реализации Закона Чувашской Республики "О физической культуре и спорте";
               о ходе реализации Закона Чувашской Республики "Об охоте и охотничьем хозяйстве в Чувашской Республике";
               о ходе реализации республиканской целевой программы "Культура Чувашии: 2006-2011 годы";
              о ходе реализации Закона Чувашской Республики "О государственных символах Чувашской Республики";
               о  ходе выполнения мероприятий приоритетного национального проекта "Образование" в Чувашской Республике;
              о ходе реализации Закона Чувашской Республики "Об обеспечении экологической безопасности в Чувашской Республике";
               о ходе реализации Закона Чувашской Республики "О некоторых мерах по защите детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие";
              о реализации органами местного самоуправления муниципальных образований Чувашской Республики отдельных вопросов местного значения.
               Плодотворная работа законодательного органа Чувашской Республики в 2010 году способствовала поддержанию стабильности в республике, эффективному использованию ее потенциала в интересах населения.
           Экспертным советом Государственного Совета Чувашской Республики была проведена публичная независимая экспертиза проекта закона Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". В ходе экспертизы установлено, что республиканский бюджет по доходам увеличивается на 877581,4 тыс. рублей, в основном за счет налоговых доходов, по расходам - на 1377581,4 тыс. рублей.
    В рамках изменения параметров республиканского бюджета дополнительная финансовая поддержка будет направлена на государственную поддержку жилищного строительства (в том числе на обеспечение жильем ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, молодых семей, переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда); капитальный ремонт многоквартирных домов; проведение дополнительных мер по социальной защите населения; государственную поддержку агропромышленного комплекса; развитие общественной инфраструктуры (в том числе на строительство объектов здравоохранения и культуры, физкультурно-оздоровительных комплексов и других спортивных сооружений).
               Дополнительные средства республиканского бюджета предлагается также направить на поддержку организациям агропромышленного комплекса и сельскохозяйственным товаропроизводителям, в том числе на возмещение части затрат на ликвидацию последствий чрезвычайной ситуации, возникшей в связи с опасными метеорологическими явлениями, повлекшими гибель посевов сельскохозяйственных культур, - 302790,0 тыс. рублей; на компенсацию части затрат на приобретение кормов - 250000,0 тыс. рублей.
                На реализацию мероприятий, связанных с организацией тушения лесных пожаров, в уточненном республиканском бюджете предусматриваются средства в сумме 22000,0 тыс. рублей.
               С учетом вносимых изменений показатели республиканского бюджета Чувашской Республики на 2010 год составят: по доходам 25521066,9 тыс. рублей, по расходам - 29200923,4 тыс. рублей.
         19 октября состоялись публичные слушания по проекту республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. С докладом об основных направлениях бюджетной политики выступил заместитель Председателя Кабинета Министров Чувашской Республики - министр финансов Чувашской Республики Николай Смирнов. Он напомнил об устойчивости бюджетной системы Чувашской Республики, что позволяет региону выполнить все взятые социальные обязательства вовремя и в полном объёме, несмотря на кризисные явления в экономике.   
                При расчете бюджета на 2011 год учитываются изменения в налоговом законодательстве, создание Дорожного фонда, увеличение страховых взносов во внебюджетные фонды. Важной частью доходов остаются межбюджетные трансферты, объем которых в 2010 году составляет порядка 36 процентов доходной части. В  2008 г. объемы поступления трансфертов составили 12 141 млн. рублей, 2009 г. - 14 946 млн. рублей.  В 2010  году с учетом дополнительной росписи должны  составить 12 241 млн. рублей.  С учетом этих факторов прогнозируемый общий объем доходов республиканского бюджета Чувашской Республики на 2011 год составит 22 млрд. 484,5 млн. рублей, общий объем расходов - 23 млрд. 217,5 млн. рублей.
     Занятость населения
    В январе-июне 2010 года в органы службы занятости республики за содействием в поиске работы обратились 39,6 тыс. человек, что составляет 82% от числа обратившихся в январе-июне 2009 г.
     Начиная с марта 2010 года, отмечается уменьшение численности зарегистрированных безработных граждан. За этот период она уменьшилась на 20,8% и на 1 июля 2010 г. составила 20227 безработных граждан. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,8% до 2,9% (на 1 июля 2009 года он составлял 3,1%). Численность работников, работающих неполную рабочую неделю, находящихся в простоях или в вынужденных отпусках, уменьшилась с февраля по июнь текущего года с 31 до 19 тыс. человек, или почти на 40%.
    Стабилизации ситуации на рынке труда республики способствуют мероприятия, реализуемые в рамках Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2007-2010 годы  и  Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год.
     В рамках Ведомственной целевой программы содействия занятости населения Чувашской Республики на 2007-2010 годы в январе-июне 2010 года трудоустроено 26,0 тыс. человек  (116,6% к уровню января-июня 2009 года), в том числе количество направленных на общественные работы увеличилось на 20,2%, трудоустроенных безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, - на 3,3%, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников начального и среднего профессионального образования - на 14,6%. На профессиональное обучение направлено 3,2 тыс.безработных граждан, что в 1,8 раза больше, чем за аналогичный период 2009 года. Услуги по профессиональной ориентации получили 72,1 тыс. человек, что составляет 100,4% к январю-июню 2009 года.  
     Проведено 80 ярмарок вакансий, по итогам которых трудоустроено 1421 человек.
    В реализации мероприятий Республиканской целевой программы снижения напряженности на рынке труда Чувашской Республики на 2010 год в январе-июне 2010 года приняли участие 31,9 тыс. работников всех градообразующие и социально значимые организации республики, бюджетных учреждений Чувашской Республики и муниципальных образований, других организаций промышленного, топливно-энергетического, строительного, агропромышленного комплексов, жилищно-коммунального хозяйства, работники которых находятся под угрозой увольнения.

          Социальная политика
    Совокупные денежные доходы населения в I полугодии 2010 года составили 75,1 млрд. рублей и по сравнению с соответствующим периодом 2009 года увеличились на 15,8%. Среднедушевые денежные доходы населения составили 9785,0 рубля и возросли по сравнению с I полугодием 2009 года 15,9%.

     Рост реальных денежных доходов населения составил 109,2%, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108,5%.
    Общая характеристика уровня жизни в I полугодии 2010 год представлена в таблице:

Показатели
I полугодие 2010г.
Справочно:
I полугодие
2009 г.
Среднедушевые денежные доходы населения, рублей  
9785,0
8442,4
Темп роста среднедушевых денежных доходов, в % к соответствующему периоду предыдущего года
115,9
105,4
Реальные денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года
109,2
94,1
Реальные располагаемые денежные доходы населения, в % к соответствующему периоду предыдущего года
108,5
93,8
Среднемесячная заработная плата, рублей
11916,2*
10859,8*
Темп роста среднемесячной заработной платы, в % к соответствующему периоду предыдущего года
109,1*
104,0*
Реальная заработная плата, в % к соответствующему периоду предыдущего года
102,9*
92,6*
Величина прожиточного минимума, рублей
4594**
4273**

     * - январь-май
    ** - I квартал

Развитие малого предпринимательства

По оперативным данным, представленным администрациями муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики, по итогам I полугодия 2010 года в Чувашской Республике действует 58267 субъектов малого и среднего предпринимательства, из них: 12469 малых и средних предприятий и 45798  индивидуальных предпринимателя.
    По сравнению с аналогичным периодом прошлого года количество субъектов малого и среднего бизнеса возросло на 1,2 % (на 01.07.2009 - 57 570 единиц), в том числе темп роста малых и средних предприятий составил 107,9 % (на 01.07.2009 - 11 549 единиц), количество индивидуальных предпринимателей возросло на 0,3 % (на 01.07.2009 - 45 915 человек).
    Численность занятых на малых предприятиях по состоянию на 1 июля 2010 г. составила 95,1 тыс. человек, увеличившись на 3,1 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Среднемесячная начисленная заработная плата по малым предприятиям Чувашской Республики составляет 6789,23 руб., что больше на 6,8 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.