МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"
В 2010 году, как и в предыдущие годы, депутаты Законодательного Собрания Пермского края последовательно создавали и совершенствовали законодательную базу, направленную на обеспечение социально-экономического развития Пермского края, защиту прав и интересов жителей Прикамья. За 9 месяцев с начала текущего года Законодательным Собранием приняты 119 краевых законов, в том числе 25 законов являются базовыми.
В их числе отметим принятый в апреле 2010 года закон О стратегическом планировании социально-экономического развития Пермского края . Его реализация позволит упорядочить процесс управления социально-экономическим развитием края; повысить уровень обоснованности принятия решений, обеспечить открытость и предсказуемость действий органов государственной власти края в приоритетных сферах социально-экономического развития края; обеспечить преемственность социально-экономической политики органов государственной власти края, целенаправленность и согласованность действий субъектов различного уровня по достижению целей социально-экономического развития края.
На эффективную реализацию полномочий органов государственной власти края по управлению государственным имуществом направлен закон Пермского края Об утверждении, перечня не подлежащих приватизации государственных унитарных предприятий Пермского края и находящихся в собственности Пермского края акций (долей в уставном капитале) хозяйственных обществ . Утвержденный перечень позволит сохранить в краевой государственной собственности активы, на которых производятся и оказываются общественно значимые услуги, которые либо отсутствуют на рынке услуг Пермского края, либо предоставление которых негосударственным сектором запрещено.
Принят закон О должностных лицах, которые вправе составлять протоколы., и уполномоченном, органе, который, вправе рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов . Закон определяет перечень должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы при обнаружении фактов административных правонарушений в сфере использования бюджетных средств как краевого, так и муниципального уровня. Так, на краевом уровне указанными полномочиями наделены следующие должностные лица Пермского края: министр финансов, председатель Контрольно-счетной палаты и его заместители, аудиторы Контрольно-счетной палаты, начальник контрольно-ревизионного управления Министерства финансов.
Органами, уполномоченными рассматривать дела об административных правонарушениях в области финансов (за нецелевое использование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов; нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами) являются мировые судьи Пермского края и Коллегия Контрольно-счетной палаты Пермского края.
1. Реализация механизмов экономического стимулирования в Пермском крае направлена, прежде всего, на поддержку реального сектора экономики. С этой целью для определенных категорий налогоплательщиков установлен льготный режим налогообложения.
Право уменьшать ставку налога на прибыль в Пермском крае реализуется с 2006 года: ставка налога на прибыль организаций, подлежащая зачислению в бюджет Пермского края, с 1 января 2006 года для отдельных категорий налогоплательщиков установлена в размере 13,5%. Таким образом, в настоящее время налогоплательщики в Пермском крае имеют льготу по налогу на прибыль в размере 4,5%.
Также с целью снижения налоговой нагрузки на бизнес на территории края установлены пониженные ставки и льготы по региональным налогам.
По налогу на имущество организаций на территории края при налогообложении приобретенных и вновь введенных в действие основных средств, фактически используемых организациями отдельных видов экономической деятельности, установлены следующие ставки:
в течение первого года с момента ввода в эксплуатацию - 0,6%о;
в течение второго и третьего года -1,1 %.
Налог по ставке 1,1% уплачивают нефтедобывающие организации в отношении малодебитных скважин с отбором нефти 3 тонны в сутки и менее при условии направления суммы льготы по налогу на развитие производства с целью увеличения добычи нефти в крае сверх согласованных в соответствии с законодательством Российской Федерации норм отбора нефти.
Налог по ставке 0% уплачивают организации в отношении автомобильных дорог общего пользования региональных и муниципальных автомобильных дорог общего пользования.
Освобождаются от уплаты налога на имущество:
организации, осуществляющие производство, хранение, переработку определенных видов сельскохозяйственной продукции;
организации в отношении имущества, используемого для научно-исследовательских, конструкторских, опытных и опытно-экспериментальных работ;
организации в отношении имущества, используемого для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов;
организации, оказывающие услуги по финансовой аренде (лизингу), аренде воздушных транспортных средств и оборудования, в отношении авиационной техники, являющейся предметом договора лизинга или аренды, а также организации - собственники воздушных судов с реактивными двигателями в отношении этих судов, а также некоторые другие организации.
По транспортному налогу освобождаются от налогообложения организации в отношении специализированных транспортных средств, используемых для осуществления лесозаготовок, предоставления услуг в области лесозаготовок, транспортировки лесоматериалов.
2. С целью экономического стимулирования роста доходной базы местных бюджетов на территории края в бюджеты муниципальных районов и городских округов с 2009 года переданы дополнительные отчисления от налогов, поступающих в региональный бюджет:
15% региональной части налога на доходы с физических лиц;
70% налога на имущество организаций;
Поддержка малого и среднего предпринимательства в Пермском крае осуществляется, прежде всего, в рамках Закона Пермского края О развитии малого и среднего предпринимательства в Пермском крае , который регулирует отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти Пермского края в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Пермском крае, определяет основные направления и формы поддержки, оказываемой субъектам малого и среднего предпринимательства на территории Пермского края.
В целях реализации мер государственной поддержки малого и среднего предпринимательства принята краевая целевая программа Развитие милого и среднего предпринимательства в Пермском крае на 2008-2011 годы .
Основными целями Программы являются рост численности занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, повышение конкурентоспособности данного сектора в экономике Пермского края, повышение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
Система программных мероприятий представлена следующими направлениями, предполагающими системное решение проблем в развитии малого и среднего предпринимательства Пермского края:
развитие системы финансово-кредитной поддержки;
развитие инфраструктуры поддержки;
информационная поддержка;
консультационная поддержка;
развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства;
поддержка в продвижении производимых субъектами малого и среднего предпринимательства товаров и услуг на рынки, в том числе региональные и международные.
Общий объем финансирования Программы - 1 461 530,6 тыс.руб., в том числе, 472 863,3 тыс.руб. - средства краевого бюджета. На реализацию программы в 2010 году в бюджете Пермского края предусмотрены средства в объеме 112 762,3 тыс.руб.
В 2010 году в действующую Программу были внесены изменения, учитывающие направления и меры государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на федеральном уровне.
С целью вовлечение молодежи в предпринимательскую деятельность в Программа дополнена мероприятиями, включающими проведение краевых студенческих конкурсов бизнес-идей, предоставление субсидий на возмещение части затрат на разработку бизнес-планов победителям краевых студенческих конкурсов бизнес-идей, зарегистрированным в качестве индивидуальных предпринимателей или являющихся учредителями малых и средних предприятий и пр.
В рамках краевой целевой программы Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы реализуются мероприятия по направлению Развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе .
Реализация комплекса мероприятий по данному направлению создает условия для формирования многоукладной экономики сельского хозяйства и повышения роли малых форм хозяйствования в обеспечении динамичного роста сельскохозяйственного производства, занятости сельского населения, развития сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Целью направления является рост доходов сельского населения за счет увеличения числа субъектов малых форм хозяйствования и повышения объемов реализованной сельскохозяйственной продукции.
В сфере аграрной политики и природопользования было принято 5 законов, которые регулируют правоотношения в таких сферах, как природные ресурсы и охрана окружающей среды, земельные отношения, государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей.
Государственная поддержка сельхозтоваропроизводителей в Пермском крае осуществляется в рамках краевой целевой программы Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы .
Особое внимание в 2010 году было уделено реализации органами исполнительной власти края мер поддержки сельхозтоваропроизводителей, пострадавших от засухи. В целях минимизации последствий засухи предприняты меры по предоставлению дотаций, предоставлению льготных субсидий сельхозтоваропроизводителям, облегчению доступа заемщикам к кредитным ресурсам, пролонгации краткосрочных и инвестиционных кредитов и некоторые другие.
С целью повышения доходов населения Пермского края, роста качества жизни и уровня развития лесных территорий в результате создания конкурентоспособного лесопромышленного комплекса на территории края в период с 2004 по 2010 годы реализуется целевая программа Развитие лесопромышленного комплекса Пермской области, на 2004-2010 годы . В настоящее время принято решение о разработке концепции долгосрочной целевой программы Развитие лесопромышленного комплекса Пермского края на 2011-2014 и на период до 2020 года и самой программы.
В целях правового регулирования земельных отношений принят Закон Пермского края Об установлении размера арендной платы, порядка, условий, и сроков внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельные участки, государственная, собственность на которые не разграничена, расположенные на территории Пермского края .
В соответствии с этим законом размер арендной платы за указанные земельные участки в черте населенных пунктов принимается равным 4,0 процентам от кадастровой стоимости, но не должен превышать размер арендной платы, рассчитанной для 2007 года в порядке, предусмотренном законодательством Пермского края, более чем в 2,3 раза. В связи с финансовым кризисом установлены пониженные ставки арендной платы за земельные участки из земель поселений, предоставленные под строительство жилья в размере 0,3 % от кадастровой стоимости.
Принятый в текущем году Закон Пермского края О полномочиях органов государственной власти Пермского края в сфере земельных отношений уточняет пределы полномочий Правительства Пермского края по установлению цены земли при продаже земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Продлен срок осуществления продажи земельных участков по пониженным ценам для определенных категорий землепользователей до 1 января 2012 года.
Демографическая ситуация в январе-июне 2010 года в Пермском крае характеризовалась ростом общего числа родившихся и снижением смертности. Так, за первое полугодие 2010 года число родившихся выросло на 4,4%, а число умерших снизилось на 1,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В 2010 году существенное влияние на демографическую ситуацию в Пермском крае оказывает реализация национальных проектов, направленных на рост рождаемости и улучшение условий проживания молодых семей.
Следует отметить положительные последствия введения механизма выплат материнского капитала с рождением второго ребенка и продолжающуюся реализацию краевых целевых программ Обеспечение жильем молодых семей на 2007-2010 годы , Семья и дети Пермского края на 2007-2010 годы .
Однако, несмотря на положительные тенденции, определяющим фактором демографического развития Пермского края в январе-июне 2010 года оставалась естественная убыль населения.
Показатели общей и регистрируемой безработицы Пермского края в течение января-июня имели тенденцию к снижению, что связано как с воздействием сезонных факторов, так и с активной фазой реализации комплекса антикризисных мер по стабилизации ситуации на рынке труда.
В этот период в органы службы занятости Пермского края обратились 150,5 тыс. чел., из них за содействием в поиске подходящей работы 84,5 тыс. чел.
Статус безработного получили в течение 6 месяцев в целом по краю 47,5 тыс.чел. (на 17,2% меньше, чем в прошлом году). Удельный вес получивших статус безработного имеет тенденцию к снижению практически по всем категориям населения, что стало возможным благодаря разработке и реализации комплекса мер, направленных на предотвращение неконтролируемого роста регистрируемой безработицы в Пермском крае.
Так, снизилась доля молодежи в общей численности безработных в целом по краю и составила 25% (31% в прошлом году). Численность выпускников учебных заведений в составе безработных снизилась до 2,5%) (3,2% в прошлом году). Доля инвалидов в общей численности безработных составляет 6,6%, их численность в течение полугодия снизилась с 2,9 тыс. до 2,6 тыс. чел. Возможности трудоустройства граждан этой категории улучшились благодаря включению мероприятия Содействие трудоустройству инвалидов в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 2010 году.
По данным на 1 июля численность безработных, зарегистрированных в службе занятости края, снизилась по сравнению с началом года на 18,3%, и составила 40,3 тыс.чел. При этом уровень регистрируемой безработицы в целом по краю на 1 июля составил 2,8%о к численности ЭАН, в том числе: в Коми-Пермяцком округе - 5,7%о, в Перми - 1,6%>.
Наибольшее внимание депутатов Законодательного Собрания в сфере ценового регулирования было сконцентрировано на проблеме роста тарифов на услуги ЖКХ.
В целях осуществления мониторинга ситуации с ростом тарифов на услуги ЖКХ в Пермском крае в первом квартале 2010 года постановлением Законодательного Собрания из числа депутатов и руководителей соответствующих исполнительных органов государственной власти края была создана рабочая группа.
На заседаниях рабочей группы была заслушана информация о нарушениях предельных установленных индексов платы граждан за услуги ЖКХ в двух сельских поселениях Пермского края и рассмотрены предложения Правительства Пермского края о мерах по недопущению подобных ситуаций в будущем.
Также рассмотрены возможные механизмы компенсации затрат, связанных с высокими нормативами потребления коммунальных услуг, жителям малоэтажных домов. Заслушана информация об особенностях формирования и размерах тарифа на текущее содержание и ремонт жилых домов в г.Перми.
В настоящее время в целях реализации Федерального закона от 27.07.2010 237-ФЗ О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части вопросов, связанных с установлением предельных индексов изменения размера платы граждан за жилые помещения и за коммунальные услуги, созданием государственной информационной системы, обеспечивающей оперативный сбор и обработку информации об устанавливаемых тарифах и надбавках организаций коммунального комплекса и нормативах потребления коммунальных услуг, в крае проводится работа по корректировке полномочий в сфере регулирования тарифов между уполномоченными исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления.
В феврале 2010 года Законодательным Собранием Пермского края был принят основополагающий в сфере образования краевой закон - О регулировании отдельных вопросов в сфере образования Пермского края , который заменил действовавший с 2001 года закон Об образовании в Пермской области .
Данный закон регулирует отдельные вопросы в сфере образования, которые в соответствии с Законом Российской Федерации Об образовании и иными федеральными законами отнесены к полномочиям субъекта Российской Федерации. Принятие нового краевого закона в сфере образования было обусловлено приведением краевого законодательства в сфере образования в соответствие действующему федеральному законодательству и созданием единого правового пространства на территории Пермского края.
В целях укрепления здоровья детей, формирования здорового образа жизни, развития творческого потенциала личности принят закон Об организации и обеспечении отдыха и оздоровления детей в Пермском крае , который устанавливает правовые основы организации оздоровления и отдыха детей в Пермском крае. Одновременно принят закон, передающий полномочия по организации оздоровления и отдыха детей органам местного самоуправления. Позднее принят краевой закон, которым функция по определению порядка предоставления субсидий на приобретение путевок в загородные детские оздоровительные лагеря передана от Правительства Пермского края непосредственно органам местного самоуправления.
Внесены изменения в краевые законы, принятые в 2009 году, устанавливающие дополнительные меры социальной поддержки (в виде ежемесячной денежной выплаты) докторам. наук, работающим в государственных вузах края, а также вышедшим на пенсию после работы в вузе. Принятые изменения состоят в уточнении критериев, дающих право лицам, имеющим степень доктора наук на получение из бюджета Пермского края ежемесячной денежной выплаты, предусмотренной данными законами.
В июне 2010 года принят Закон Пермского края О дополнительных стипендиях для студентов государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования , в соответствии с которым Пермский край взял на себя дополнительное расходное обязательство по выплате дополнительной стипендии студентам высших учебных заведений Пермского края, поступивших в вузы с высоким баллом ЕГЭ. Закон принят с целью сохранения интеллектуального потенциала Пермского края и привлечения одаренных детей и подростков к обучению в вузах региона.
Законом Пермского края О стипендиальном. обеспечении и дополнительных формах материальной поддержки обучающихся в общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования введены стипендии обучающимся в 10-11 классах муниципальных образовательных учреждений, увеличен размер стипендии с 400 до 600 рублей для обучающихся в образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, поступивших на обучение на базе среднего (полного) общего образования.
В рамках краевой целевой программы Развитие физической культуры, спорта и здорового образа жизни в Пермском крае на. 2008-2010 годы реализуется пилотный проект Школьный спортивный сертификат . В текущем году приняты изменения в краевую Программу, направленные на расширение перечня территорий, в которых будет реализован пилотный проект (дополнительно включены 3 муниципальных района).
Ежегодно в расходах краевого бюджета значительную часть составляют расходы на здравоохранение. Так, в 2009-2010 годах эти расходы предусмотрены по 6,3 млрд. руб. ежегодно, что в общем объеме расходов краевого бюджета в 2009 году составляло 7,6 %, а в 2010 году -8,3%.
С участием средств краевого бюджета, ведется строительство крупнейших медицинских объектов Прикамья, срок сдачи которых планируется в конце 2010 -начале 2011 года. Это - краевой перинатальный центр сметной стоимостью 2,5 млрд. руб., федеральный центр сердечно-сосудистой хирургии ( Город сердца ) -2,4 млрд. руб., Перинатальный центр в г.Кунгуре - 0,4 млрд. руб., Пермская краевая клиническая психиатрическая больница - 0,8 млрд. руб.
В целях формирования новой системы финансирования медицинских организаций, направленной на усиление роли амбулаторно-поликлинического звена, в Пермском крае успешно реализуется приоритетный региональный проект Качественное здравоохранение .
Направлениями реализации проекта являются:
- финансирование медицинских организаций в системе обязательного медицинского страхования по полному тарифу;
- реорганизация муниципальных учреждений здравоохранения путем выделения поликлиник в самостоятельные юридические лица;
- приведение существующей материально-технической базы муниципальных учреждений здравоохранения в соответствие установленным требованиям..
В настоящее время в Пермском крае ведется разработка программы модернизации здравоохранения Пермского края на 2011-2012 годы.
В сфере реализации социальной политики с 1 января 2010 года в Пермском крае был произведен переход на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме (монетизация льгот по оплате услуг ЖКХ). С этой целью были внесены изменения в следующие краевые законы, регламентирующие меры социальной поддержки отдельных категорий населения Пермского края по оплате жилого помещения и коммунальных услуг:
- О социальной поддержке пенсионеров, имеющих большойстраховой стаж ;
- О социальной поддержке отдельных категорий населения Пермскойобласти ;
- Об охране семьи, материнства, отцовства и детства .
В соответствии с произведенными изменениями взамен натуральной льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг для региональных льготников установлена елсемесячная денежная компенсация (далее - ЕДК) в следующих размерах:
- для ветеранов труда; для реабилитированных лиц, имеющихинвалидность или являющихся пенсионерами; для членов семьиреабилитированного лица, совместно с ним: проживающих; для лиц, признанныхпострадавшими от политических репрессий, имеющих инвалидностьили являющихся пенсионерами; для членов семьи лица, признанногопострадавшим от политических репрессий, совместно с ним проживающих;для пенсионеров, имеющих большой страховой стаж - в размере 417 руб.
В случае если 50 процентов от фактических расходов данных категорий населения на оплату жилищно-коммунальных услуг превышают размер ЕДК, законом гарантируется дополнительная ЕДК в размере 233 руб. При установлении дополнительной ЕДК общий размер ЕДК составит 650руб.;
- для нетрудоспособных членов семьи ветерана труда - в размере 170 руб.;
- для каждого члена многодетных семей, приемных семей, имеющих троих и более детей, семей патронатных воспитателей, воспитывающих троих и более детей - в размере 235 руб..
Законом предусмотрена ежегодная индексация размеров ЕДК.
По итогам мониторинга применения закона Пермского края, направленного на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, в июне 2010 года Законодательное Собрание приняло Закон Пермского края О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края .
В результате принятия закона в Пермском крае установлены следующие размеры ЕДК:
- для региональных льготников, проживающих в семьях из 2-х и более человек:
|
Размер 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
||
|
не превышает 417 руб. |
свыше 417 руб. и не превышает 650 руб. |
свыше 650 руб. |
Совокупный размер ЕДК |
417 руб. |
650 руб. |
800 руб. |
- для одиноко проживающих региональных льготников:
|
Размер 50% от фактических расходов гражданина на оплату жилого помещения и коммунальных услуг |
|||
|
не превышает 417 руб. |
свыше 417 руб. и не превышает 650 руб. |
свыше 650 руб. и не превышает 885 руб. |
свыше 885 руб. |
Совокупный размер ЕДК |
417 руб. |
650 руб. |
885 руб. |
1 035 руб. |
Бюджет Пермского края на 2010 год первоначально утвержден по расходам в сумме 63 681,3 млн. рублей исходя из прогнозируемого объема доходов 53893,1 млн. рублей с плановым дефицитом в сумме 9 788,2 млн. рублей.
В течение года в бюджет Пермского края вносились изменения 6 раз. Кроме того, на пленарном заседании Законодательного Собрания Пермского края 21 октября 2010 года был принят в 1 чтении законопроект о внесении изменений в бюджет края на 2010-2012 годы по итогам исполнения за полугодие. С учетом данного законопроекта расходы бюджета увеличатся по сравнению с первоначально утвержденным объемом на 15 242,9 млн. рублей и составят 78 924,2 млн. рублей, доходы увеличатся на 4 285,1 млн. рублей и составят 58 178,2 млн. рублей. Дефицит при этом вырастет на 10 957,8 млн. рублей и составит 20 746 млн. рублей, что не превышает предельных значений, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В бюджете Пермского края на 2010 год предусмотрены расходы на реализацию тринадцати краевых (областных) целевых программ, четырех долгосрочных целевых программ, двух ведомственных целевых программ, краевой инвестиционной Программы регионального развития и краевой инвестиционной Программы автодорожного строительства. Общий объем средств на вышеперечисленные программы по уточненному бюджету составляет 11 110,8 млн. рублей, из них наибольшие объемы расходов запланированы по краевой инвестиционной Программе автодорожного строительства - 4 994,4 млн. рублей и краевой инвестиционной Программе регионального развития - 2 540,9 млн. рублей. В составе краевых целевых программ наибольший удельный вес в общем объеме финансирования (около 50%) приходится на программу Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на 2009-2012 годы .
Также за счет средств регионального фонда со финансирования расходов в 2010 г. осуществляется финансирование в муниципалитетах края 7 приоритетныхрегиональных проектов: Приведение в нормативное состояние объектовсоциальной сферы , Новая школа , Качественное здравоохранение , Муниципальные дороги , Достойное жилье , Сельское жилье , Оказаниесодействия жителям Пермского края в переселении из труднодоступных иотдаленных населенных пунктов .
В настоящее время ведется работа по принятию проекта бюджета края на 2011год и плановый период 2012 и 2013 годов. Прогноз поступления доходов краевого бюджета на 2011 год составляет 51 356,9 млн. рублей, что на 14,6 % выше первоначально утверждённого бюджета края на 2010 год. Доходы краевого бюджета на 2012 год планируются в сумме 54572,1 млн. рублей, что на 6,3% выше прогнозируемых доходов бюджета края на 2011 год. На 2013 год прогноз доходов краевого бюджета составляет 56 051,8 млн. рублей, что на 2,7% выше проекта бюджета на 2012 год.
Проект бюджета Пермского края на 2011 год по расходам сформирован в объёме 57 558,1 млн. рублей. В сравнении с первоначально утвержденным бюджетом на 2010 год (без учета средств федерального бюджета) предлагается увеличить расходы на сумму 2 167,6 млн. рублей, или на 3,9%. На 2012 год расходная часть краевого бюджета составит 58 777,5 млн. рублей, или 102,1% к проекту на 2011 год; на 2013 год - 62 183,6 млн. рублей, или 105,8% к проекту расходов на 2012 год.
На финансирование целевых программ в 2011 году предусмотрено 2 887,8 млн. рублей, что на 766,6 млн. рублей (или на 36,1%) больше, чем в утвержденном бюджете на 2010 год, и на 1 481,8 млн. рублей (или в 2,1 раза) больше, чем в утвержденном бюджете на 2011 год. В 2012 году на финансирование целевых программ предлагается выделить 2 675,5 млн. рублей, в 2013 - 2 410,9 млн. рублей.
Законопроект на 2011 год предусматривает финансирование 8 краевых (областных) программ на сумму 1 482,3 млн. рублей, 8 долгосрочных целевых программ на сумму 1 382,5 млн. рублей и 2 ведомственных программ на сумму 23 млн. рублей, из них срок действия 4 краевых (областных) программ, 1 долгосрочной и 1 ведомственной завершается в 2011 году. Кроме того, предусмотрено финансирование краевой инвестиционной Программы регионального развития в 2011 г. в сумме 1 075,3 млн. рублей, в 2012 и 2013 годах - в сумме 828,1 млн. рублей ежегодно.
Будет продолжено финансирование приоритетных региональных проектов, перечень которых в 2010 году дополнен проектом Пожарная безопасность . Принятие нового приоритетного регионального проекта является результатом работы рабочей группы по решению вопросов пожарной безопасности на территории муниципальных образований, находящихся вне зоны охвата подразделениями федеральной и краевой государственной противопожарной службы.
В 2010 году по вопросам взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Пермского края и по вопросам местного самоуправления, отнесенных федеральным законодательством к компетенции органов государственной власти Пермского края, принято более 20 законов.
В их числе законы Пермского края, которые предусматривают наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Пермского края в разных сферах общественной жизни: по организации оздоровления и отдыха детей, по страхованию граждан Российской Федерации, участвующих в деятельности дружин охраны общественного порядка на территории Пермского края, по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года, по составлению протоколов об административных правонарушениях, по стипендиальному обеспечению обучающихся в общеобразовательных учреждениях.
Принят закон О полномочиях органов государственной власти Пермского края по взаимодействию с Советом, муниципальных образований Пермского края , который определяет полномочия Законодательного Собрания Пермского края, губернатора Пермского края и Правительства Пермского края во взаимодействии с Советом муниципальных образований Пермского края, устанавливает основные формы взаимодействия, права полномочных представителей указанных органов государственной власти Пермского края в Совете, предусматривает право органов власти Пермского края оказывать поддержку деятельности Совета муниципальных образований Пермского края.
Законодательно закреплено образование нового муниципального образования - Сылвенское сельское поселение в результате объединения граничащих между собой двух муниципальных образований. Установлен порядок формирования органов местного самоуправления нового муниципального образования, определены их полномочия, полномочия органов местного самоуправления объединившихся сельских поселений в переходный период, порядок формирования и исполнения бюджета нового сельского поселения на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов и иные вопросы.
В Пермском крае на протяжении уже ряда лет осуществляется систематический мониторинг реализации региональных законов и иных правовых актов, принятых Законодательным Собранием.
Наиболее значимые для жителей края законы и проблемные вопросы ставятся на контроль Законодательного Собрания. Предметом контроля исполнения законодательных актов краевым парламентом являются социально-экономические результаты их реализации в соответствии с постановленными в них целями и задачами. Формы осуществления контроля самые разные -заслушивание информации Правительства края и руководителей органов исполнительной власти на комитетах, постоянно действующих комиссиях, пленарных заседаниях Законодательного Собрания, ежемесячное рассмотрение вопросов в рамках правительственного часа .
Так, в порядке контроля за исполнением законов и иных правовых актов в 1 полугодии на заседаниях Законодательного Собрания рассмотрены вопросы:
- о результатах мониторинга применения Закона Пермского края О внесении изменений в отдельные законы Пермской области в сфере социальной поддержки и социальной помощи отдельным категориям населения Пермского края , направленного на предоставление мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме, в территориях края;
- о лекарственном обеспечении льготных категорий граждан по результатам 1 квартала 2010 года;
- о ходе реализации Закона Пермского края О наделении органов местного самоуправления Пермского края отдельными государственными полномочиями в сфере образования ;
- об эффективности использования бюджетных средств Пермского края на предоставление пособий семьям, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 5 лет, не посещающих муниципальные дошкольные образовательные учреждения;
- о состоянии борьбы с преступностью в Пермском крае, предложениях поукреплению правопорядка и об использовании средств бюджета Пермского краяна эти цели в 2009 году;
- о реализации Закона Пермского края Об установлении размераарендной платы, порядка, условий и сроков внесения арендной платы заземельные участки, находящиеся в собственности Пермского края, и земельныеучастки, государственная собственность на которые не разграничена,расположенные на территории Пермского края ;
- о ходе реализации целевых программ и приоритетных региональныхпроектов органами исполнительной власти Пермского края в 2009 году;
- о ходе реализации Закона Пермского края О краевой целевойпрограмме Развитие сельского хозяйства и регулирование рынковсельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия в Пермском крае на2009-2012 годы по итогам 2009 года;
- об исполнении краевой целевой Программы развития и гармонизациинациональных отношений народов Пермского края на 2004-2008 годы;
- об исполнении краевой целевой программы Реабилитация и обеспечение жизнедеятельности инвалидов Пермского края на 2006-2008 годы ;
- о состоянии местного самоуправления и развития муниципальных образований в Пермском крае - 2009 год и ряд других.
Наиболее важные вопросы выносятся на выездные заседания комитетов и Консультативного совета Законодательного Собрания.
Так, в январе 2010 года проведено выездное заседание Консультативного совета, посвященное ходу реализации Закона Пермского края О краевой целевой программе Профилактика алкоголизма, наркомании и токсикомании в Пермском крае на 2008-2011 годы . По итогам обсуждения на заседании Консультативного совета данной темы было принято постановление Законодательного Собрания, в котором рекомендовано Правительству края обеспечить необходимый уровень финансирования данной программы, а также скорректировать неэффективные мероприятия.
Комитетом по бюджетной и налоговой политике проведено выездное заседание в Чусовском муниципальном районе по вопросу: О влиянии закрепления части федеральных и региональных налогов на уровень финансового обеспечения местных бюджетов . На выездном заседании комитета по экономической политике и природопользованию в рассмотрен вопрос О проблемах лесопользования в Пермском крае . Комитет по государственной политике и местному самоуправлению провёл выездное заседание в Кировском районе г.Перми по теме: О практике работы органов территориального общественного самоуправления в муниципальных образованиях Пермского края . Депутаты комитета по социальной политике ознакомились с практикой реализации Закона Пермского края О Программе государственных гарантий оказания населению Пермского края бесплатной медицинской помощи на 2010 год и рассмотрели вопрос доступности медицинской помощи и лекарственного обеспечения, предоставляемых населению края бесплатно. Во всех случаях были подготовлены конкретные рекомендации в адрес исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления по решению поставленных вопросов.
Всего за 9 месяцев с начала текущего года проведено 3 выездных заседания Консультативного совета и 11 выездных заседаний комитетов.