МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"
В первом полугодии 2010 года депутатами Законодательного собрания Кировской области на 6 заседаниях было рассмотрено более 70 вопросов о законах и законопроектах, по итогам рассмотрения было принято 50 законов, включая 10 базовых. В их числе:
Законы, регулирующие вопросы социальной сферы:
О внесении изменений в Закон Кировской области О форме и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета (действующим законом области предусмотрено, что ветераны ВОВ и члены семей погибших (умерших)инвалидов и участников ВОВ имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета, если они встали на учет в качестве нуждающихся до 1 марта 2005 года. В настоящий момент внесены изменения в соответствующий федеральный закон, где для перечисленных категорий граждан дополнительно предусматривается право на единовременную денежную выплату на покупку или строительство жилья, причем независимо от того, когда они встали на учет.
О внесении изменения в Закон Кировской области Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Кировской области (закон разработан с целью установления норматива численности специалистов по опеке и попечительству с учетом повышения требований к специалистам и расширения их функциональных обязанностей. В н.в. установлен норматив из расчета 1 штатная единица на 5 тысяч несовершеннолетних жителей и 1 штатная единица на 50 тысяч взрослого населения (в Кирове - 1 штатная единица на 100 тысяч взрослого населения). Установлен норматив 1 шт.ед. на 4 тыс. несовершеннолетнего населения и 1 шт.ед. на 44 тыс. взрослого населения (по Кирову норматив не изменяется). А, кроме того, предусмотрена дополнительная штатная единица в случае создания на территории муниципального района (городского округа) более 100 приемных семей. Это потребует дополнительных расходов из бюджета в размере 1,5 млн.рублей.
О внесении изменений в Закон Кировской области О социальном обслуживании граждан в Кировской области (законом, в частности, установлено, что 1) гражданам, нуждающимся в социальном обслуживании (людям пожилого возраста, инвалидам), могут предоставляться жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения; 2) к полномочиям Правительства области отнесено утверждение областных целевых программ социального обслуживания; 3) предусмотрено ведение в бюджетных учреждениях бюджетной сметы; 4) вносится уточняющая поправка, предоставляющую педагогическим работникам областных государственных учреждений социального обслуживания, непосредственно осуществляющим социальную реабилитацию несовершеннолетних, право получать ежемесячную компенсацию за книгоиздательскую продукцию).
О внесении изменений в отдельные законы Кировской области в сфере образования (внесенные в закон изменения позволяют муниципальным образовательным учреждениям осуществлять расходы на повышение квалификации руководителей и педработников и расходы по оборудованию рабочих мест для учащихся за счет субвенции на реализацию государственного стандарта общего образования. Кроме того, они дадут возможность предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, денежную компенсацию в размере, необходимом для приобретения одежды, обуви, мягкого инвентаря и оборудования. Размер стипендий обучающимся в государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования будет устанавливать Правительство КО, оно же - размер стоимости их льготного питания. Денежная компенсация при невозможности предоставления льготного питания предоставляется участникам областных, окружных, всероссийских и других олимпиад, конкурсов, выставок (раньше им предоставлялся сухой паек).Обучающиеся на очных отделениях дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, будут находиться на полном гособеспечении даже в случае достижения ими 23-летнего возраста -вплоть до окончания образовательных учреждений. Такое же гособеспечение будет предоставляться и тем, кто потерял родителей во время обучения. Сельским педагогам-пенсионерам натуральная форма соцподдержки заменяется на денежную).
О единовременном пособии при усыновлении(удочерении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законом устанавливается единовременное пособие в размере 50 тыс.руб. при усыновлении (удочерении)детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей).
Законы, регулирующие вопросы бюджета и налогов:
О внесении изменений в Закон Кировской области Об областном бюджете на 2010 год (доходы увеличились на 211977 т.р. за счет увеличения неналоговых доходов на 12824 т.р. и межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на 199153 т.р. Межбюджетные трансферты одновременно увеличились на 960686 т.р. и уменьшились на 761533 т.р. Расходы увеличились на 696163 т.р. Из них целевые расходы на 199153 т.р. за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, 305018 т.р. за счет остатков федеральных средств на 01.01.10. Увеличились расходы на 60250т.р. для обеспечения софинансирования и на 9000 т.р. на иммунизацию детей от клещевого энцефалита. Дефицит областного бюджета увеличился на 484185т.р. и составил 3057173 т.р.).
О внесении изменений в Закон Кировской области О бюджете Кировского областного территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год. (общий объем доходов увеличился на 25 342,3 тыс.руб. и составил 4 367 997,5 тыс. руб.; общий объем расходов увеличился на 33 062,2 тыс. руб. и составил 4653 692,1 тыс. руб.). Кроме финансирования территориальной программы, дополнительные деньги будут направлены на проведение диспансеризации работающих граждан, а также пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации).
Об исполнении областного бюджета за 2009 год (доходы исполнены в сумме 31 046,2 млн.руб., или 100,6% к уточненному плану. Свыше запланированных сумм поступило 179 млн.руб. Расходы исполнены в объеме 33 896,1 млн.руб., или 96,8% к уточненному плану. Общая сумма неиспользованных средств составила 1 131,3 млн.руб. Причины недоосвоения: - превышение запланированного объема федеральных средств над фактической потребностью ,- поступление федеральных денег в самом конце 2009 года, в связи с чем не было возможности использовать их в сроки, установленные для размещения госзаказа. Самый низкий процент освоения федеральных средств отмечается по департаменту здравоохранения, социального развития, строительства и архитектуры, и по управлению по охране окружающей среды).
Законы, регулирующие вопросы законодательства и местного самоуправления:
О внесении изменений в Закон Кировской области О местном самоуправлении в Кировской области (закон приведен в соответствие с Бюджетным кодексом и другими федеральными законами. У совершенствованы механизмы предоставления финансовой помощи муниципальным образованиям. Изменился порядок финансирования исполнения государственных полномочий, не переданных муниципальным образованиям законами Кировской области, но оговоренных в федеральных законах).
О внесении изменений в статью 8 Закона Кировской области Об избирательных комиссиях, комиссиях референдумов в Кировской области (областной закон приведен в соответствие с федеральным законодательством в части изменения порядка формирования избирательных комиссий муниципального образования и численности комиссий. Ранее избирательная комиссия муниципального образования формировалась представительным органом м/о в составе 5 - 11 членов комиссии с правом решающего голоса на основе предложений избирательных объединений, списки которых допущены к распределению депутатских мандатов в представительных органах разных уровней, а также иных общественных объединений, собраний избирателей, предложений избирательной комиссии м/о предыдущего состава и Избирательной комиссии области. Формирование избирательной комиссии поселения также происходило на основе предложений избирательной комиссии муниципального района. Не менее состава комиссии назначалось на основе предложений избирательных объединений. В избирательной комиссии муниципального района, городского округа не менее двух членов комиссий назначались на основе предложений Избирательной комиссии области, а в избирательной комиссии поселения - на основе предложений избирательной комиссии муниципального района.
НОВЫМ ПОРЯДКОМ дифференцирован количественный состав избирательных комиссий м/о и установлено, что избирательные комиссии муниципальных районов, городских округов формируются в количестве 8, 10 или 12 членов комиссии с правом решающего голоса, а избирательные комиссии поселений - в количестве 6, 8 или 10 членов комиссии с правом решающего голоса. Число членов конкретной комиссии устанавливается уставом м/о.Половина состава избирательных комиссий всех видов м/о назначается представительным органом соответствующего м/о на основе предложений избирательных объединений, списки кандидатов которых допущены к распределению депутатских мандатов в представительных органах разных уровней.
Другая половина состава избирательной комиссии:- муниципального района, городского округа назначается представительным органом на основе предложений Избирательной комиссии области, которые подготавливаются на основе предложений избирательных объединений;- поселения назначается на основе предложений территориальной избирательной комиссии и избирательной комиссии муниципального района в порядке, установленном Федеральным законом).
О внесении изменений в Закон Кировской области О выборах депутатов Законодательного Собрания Кировской области (закон приведен в соответствие с изменениями ФЗ. Исключена возможность голосовать против всех кандидатов (против всех списком кандидатов).Отменен избирательный залог. Изменены нормы, касающиеся органа государственной власти РФ, уполномоченного определять порядок оформления временного удостоверения гражданина РФ и справки, выдаваемой тем, кто находится в местах содержания под стражей, а также порядок исключения из числа документов паспорта моряка(удостоверения личности моряка). Имеются и другие- терминологические и редакционные - изменения. Установлена обязанность передавать по 1 мандату партиям, не преодолевшим проходной барьер (6%),но набравшим 5 и более процентов голосов).
Самая принципиальная поправка - установление новой системы составления партийных списков и распределения депутатских мандатов между партиями. В частности, увеличить количество людей, входящих в списки и полностью открыть их фамилии. Разбить областной партийный список на территориальные группы и закрепить за каждой территориальной группой избирательный округ. При этом каждый кандидат в депутаты ОЗС может упоминаться только в списке одной территориальной группы. В саму группу должно быть включено не менее двух кандидатов).
О внесении изменений в Закон Кировской области О местном самоуправлении в Кировской области (закон приведен в соответствие с нормами федерального законодательства. Предложено законодательно определить тип учреждений, создаваемых муниципальным образованием, -представительный орган муниципального образования и местная администрация как юридические лица будут являться муниципальными казенными учреждениями. С учетом данного статуса внесены изменения в полномочия. Из компетенции представительного органа муниципального образования исключены полномочия по определению порядка создания, реорганизации и ликвидации учреждений (это отнесено к ведению местной администрации).
Законы, регулирующие вопросы промышленности, энергетики, жилищно-коммунального комплекса, строительства и транспорта:
Об участии Кировской области в проектах государственно-частного партнерства (закон регламентирует развитие рынка проектов государственно-частного партнерства в регионе. Цели и принципы закона ориентированы на развитие общественной инфраструктуры, что делает его применимым в том числе к типовым программам Внешэкономбанка. Предусмотрена возможность интегрирования однотипных объектов, находящихся в собственности Кировской области и (или)муниципальных образований, чтобы выставить их на конкурс в качестве единого проекта (это важно при организации взаимодействия с Внешэкономбанком).
О регулировании инвестиционной деятельности в Кировской области (законом предусмотрена трехступенчатая система господдержки частных инвесторов: 1) господдержка проектов в приоритетных отраслях (ЛПК, АПК, производство стройматериалов и т.д.), 2)господдержка частных инвесторов, осуществляющих деятельность на территории парковой зоны (резидентов парковой зоны), 3)господдержка частных инвесторов - обладателей патронажного сертификата Губернатора. Для двух последних категорий поддержка предусмотрена в форме заключения трехсторонних инвестиционных соглашений (Правительство области, муниципальные образования, частный инвестор). Расширяется также перечень форм господдержки. Это создание транспортной и инженерной инфраструктуры, установление льготной базовой ставки арендной платы за землю, предоставление субсидий на подготовку кадров, оплату услуг, предоставляемых тепло-, водо-,электроснабжающими организациями, на проведение проектных работ по созданию транспортной и инженерной инфраструктуры.
В текст закона внесено несколько поправок, которые касаются уточнения понятий патронажный сертификат Губернатора , государственно-частное партнёрство . Дополнили статью Цели регулирования инвестиционной деятельности - по мнению членов рабочей группы, закон должен стимулировать научно-исследовательские, опытно-конструкторские работы, выпуск в области энергоэффективной, энергосберегающей и инновационной продукции. Уточнения внесли и в статью, касающуюся предоставления залогового обеспечения, предоставляемого частным инвесторам).
Законы, регулирующие вопросы аграрной сферы, переработки и развития сельских территорий:
О внесении изменений в Закон Кировской области О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Кировской области отдельными государственными полномочиями области по поддержке сельскохозяйственного производства (закон направлен на совершенствование механизма поддержки сельскохозяйственного производства в области: субсидии из областного бюджета сельхозтоваропроизводителям предлагается перечислять по мере фактического проведения мероприятий).
Законы, регулирующие вопросы экономического развития, торговли и предпринимательства:
О внесении изменений в Закон Кировской области О порядке лицензирования и выдачи лицензий на розничную продажу алкогольной продукции на территории Кировской области и признании утратившим силу Закона Кировской области О сборе за выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции на территории Кировской области (внесены изменения в федеральное законодательство, в соответствии с которыми размер и порядок госпошлины за предоставление лицензии на розничную продажу алкогольной продукции с 29января 2010 года устанавливаются федеральным законодательством о налогах и сборах (до этого времени эти вопросы регулировались областным законодательством; сбор за выдачу лицензии был установлен в размере 30000 рублей, в таком же размере - за продление срока действия лицензии, за переоформление лицензии - 1000 рублей).Налоговый кодекс установил размер сбора в 40000 рублей, в том числе за продление лицензии, и за переоформление - 2000 рублей. Эти деньги будут зачисляться в областной бюджет. Соответствующие изменения внесли и в областное законодательство).
Итоги первого полугодия 2010 года в Кировской области, демонстрируют относительную стабилизацию в экономике. В Бюджетном послании на 2011 год, с котором Губернатор области Н.Белых 30 сентября 2010 года обратился к кировским законодателям, отмечается, что подтверждением тому, в первую очередь, служит такой показатель, как валовой региональный продукт. К концу 2010 года в области ожидается его рост по сравнению с уровнем прошлого года в сопоставимой оценке на 2,5-3%, что соответствует в среднему показателю по стране. Планируется сохранить положительную динамику и в 2011 году.
В текущем году отмечен рост промышленного производства, производства продукции сельского хозяйства, строительства жилых домов, выросли реальные денежные доходы населения. Позитивные изменения в экономике напрямую отразились на наполняемости бюджета, о чем говорят результаты исполнения областного бюджета текущего года. В сравнении с аналогичным периодом прошлого года объем доходов увеличился на 17%, в том числе собственные доходы - на 28%. В основном рост произошел за счет основных налоговых источников: налога на прибыль организаций в 1,8 раза и налога на доходы физических лиц на 10,5%.
Основные параметры регионального бюджета-2010 выглядят следующим образом: объем доходов областного бюджета составит 26,6 млрд. рублей, расходов - 28,9 млрд. рублей. В структуре собственных доходов бюджета основное место отводится налоговым доходам, объем которых на 2010 год спрогнозирован в сумме 12,9 млрд. рублей. Бюджетные расходы ориентированы, прежде всего, на выполнение действующих обязательств социальной политики и обеспечение объема и качества государственных услуг. Несмотря на финансовые сложности, сохранена социальная направленность бюджета. Расходы на социально-культурную сферу в общем объеме расходов составят 57%, сохраняются все ранее предусмотренные меры социальной поддержки граждан области. Кроме того, на 15% будут проиндексированы размеры социальных выплат, связанных с коммунальными услугами.
В числе важных потенциальных ресурсов развития области - малое и среднее предпринимательство: ожидается, что в текущем 2010 году налоговые поступления субъектов малого предпринимательства во все уровни бюджетов составят более 5 млрд. рублей. Хотя проведенный анализ эффективности действия дифференцированных налоговых ставок при применении упрощенной системы налогообложения, установленных законом области для субъектов малого и среднего бизнеса, не дал по итогам 2009 года ожидаемых результатов, что связано, прежде всего, с небольшим количеством воспользовавшихся налогоплательщиков, законодатели полагают, что действие закона положительно скажется на положении малого бизнеса в текущем году, учитывая, что была упрощена процедура применения налогоплательщиками дифференцированных ставок и Законодательным Собранием области дано официальное толкование отдельных положений принятого закона.
Законодатели полагают, что создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства может сыграть важную роль в решение такого проблемного вопроса, как то зависимость муниципальных образований области с монопрофильной структурой экономики от экономической ситуации на градообразующих предприятиях.
Еще один далеко не полностью задействованный ресурс в экономике края - лесное хозяйство. В 2010 году поступления платы за использование лесов ожидается с ростом в 30% к уровню 2009 года. Положительная динамика, по расчетам правительства области, сохранится и в 2011 году. Будут предприняты меры по поступлению в бюджет запланированных сумм, в том числе путем активизации работы по предоставлению в пользование лесных участков, высвобождающихся из-под арендных отношений, эффективным лесопользователям.
Бюджетная политика на 2011 год
Как в 2009, так и в 2010 году бюджетная политика Кировской области будет направлена на решение важнейших социальных задач. Предполагается, что будут сохранены все ранее предусмотренные меры социальной поддержки отдельных категорий граждан области. При этом, в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги, социальные выплаты, связанные с данными услугами, должны быть проиндексированы уже с 1 января 2011 года. Остальные социальные выплаты, как и заработная плата, должны быть проиндексированы с 1 июня 2011 года на 6,5%, а базовый размер ежемесячного пособия на ребенка на 27%.
Важным вопросом для законодателей на следующий год будет законодательное обеспечение мероприятий по улучшению состояния здоровья граждан. В 2010 году будет разработана областная программа по модернизации здравоохранения Кировской области на 2011-2012 годы. На ее реализацию, по подсчетам экспертов, потребуется около 10 млрд. рублей. Законодатели полагают, что успешное выполнение программы будет возможно только во взаимодействии с федеральными органами. Вопрос улучшения здоровья граждан депутаты рассматривают не только в связи с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей. В этих целях планируем увеличить в два раза расходы на проведение в области физкультурных и спортивных мероприятий, на участие спортсменов области в межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных и спортивных мероприятиях, а также продолжить строительство спортивных и физкультурных объектов.
Другим, не менее важным вопросом для области остается повышение качества образования. Предполагается определить новые подходы к развитию сети школ, повысить их материально-техническое оснащение, обеспечить развитие информатизации образовательных учреждений, провести организацию подготовки к введению федеральных государственных образовательных стандартов. Для этого в 2011 году крупные государственные и муниципальные школы должны быть оснащены современным оборудованием, обеспечены необходимым транспорт для подвоза учащихся из отдаленных населенных пунктов, а также аппаратно-программными средствами для осуществления сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями.
Указанные мероприятия позволят продолжить реализацию в области национальной образовательной инициативы Наша новая школа , утвержденной в текущем году Президентом России. Для её реализации в следующем году планируется внедрение независимой системы оценки качества образования на каждой ступени обучения путем разработки новых технологий, инструментов для проведения мониторинга и контроля качества образования, развитие учительского потенциала.
Серьезной проблемой в сфере образования является состояние здоровья школьников, в том числе связанное с заболеваниями органов пищеварения. Несмотря на то, что охват горячим питанием школьников составляет 84%, устаревшее оборудование не позволяет использовать современные технологии производства пищевых продуктов. В целях реорганизации системы питания в общеобразовательных учреждениях предстоит изыскать в бюджете средства на реализацию мероприятий экспериментального проекта по совершенствованию организации питания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Кировской области.
Одним из важных вопросов для области является решение проблемы занятости населения. Численность безработных, зарегистрированных в службе занятости области, за первое полугодие текущего года уменьшилась. Уровень регистрируемой безработицы снизился с 3,5% до 2,7% экономически активного населения. Однако, как считают депутаты, сохранение положительной динамики невозможно без продолжения реализации программы содействия занятости населения. В первую очередь бюджетные средства следует направить на организацию общественных работ, временное трудоустройство, переобучение специалистов, содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости населения.
Достаточно остро в области стоят вопросы оттока молодежи в другие регионы. Правительством области установлены меры по поддержке молодых специалистов в виде единовременных денежных выплат врачам от 50 до 300 тыс. рублей, педагогам по 100 тыс. рублей. Материальная заинтересовать молодых специалистов работать в школах и лечебных учреждениях должна положительно повлиять на решение этой проблемы, омолодить кадровый состав учреждений. Кроме того, лучшим выпускникам школ, поступившим в государственные ВУЗы, расположенные на территории области, планируется выплачивать стипендии.