Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"


9. Законодательное Собрание Нижегородской области

               Приоритетными направлениями развития законодательства Нижегородской области традиционно являются:
    - повышение качества и уровня жизни нижегородцев;
     - социальная защита населения Нижегородской области;
    - поддержка реального сектора экономики и малого и среднего предпринимательства;
    - принятие областного бюджета и контроль его исполнения;
    - приведение законодательства Нижегородской области в соответствие с федеральным законодательством;
    - реализация административной реформы.
               В результате 15-летней законотворческой деятельности депутатского корпуса Законодательного собрания разных созывов в Нижегородской области сформированы бюджетное и налоговое законодательство, законодательство в сфере государственного и муниципального управления, социальной сфере, сфере экологии, жилищной политики, сформированы основы избирательного законодательства, законодательства о государственной и муниципальной службе. Инвестиционное и инновационное законодательство Нижегородской области неоднократно отмечалось как одно из лучших в Российской Федерации.
               Законотворческая деятельность Законодательного Собрания области осуществляется, как правило, по направлениям, обозначенным федеральным законодателем. Федеральное законодательство определяет содержание законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, но не предопределяет его полностью и тем более не подменяет его. Такая практика способствует сохранению единства правового пространства страны.
               В повестку дня законотворческой работы Законодательного Собрания области на 2010 год (утверждена     постановлением Законодательного собрания области от 24 декабря 2009 года) более 50 законопроектов области. В том числе:
               Комитет по бюджету и налогам:
               Об исполнении  областного бюджета за 2009 год ;
               Об исполнении бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Нижегородской области за 2009 год ;
               Об областном бюджете на 2011 год ;
               О внесении изменений в Закон Нижегородской области Об областном бюджете на 2010 год ;
               Комитет по экономике и промышленности:
               Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве ;
                О внесении изменений в Закон Нижегородской области О народных художественных промыслах Нижегородской области ;
               Проекты  законов области об утверждении     соглашений по приоритетным
    инвестиционным     и     инновационным проектам, реализуемым в Нижегородской области;
               Комитет по социальным вопросам:
                Об охране труда в     Нижегородской области ;
                 О внесении изменений в Закон Нижегородской области комитет О молодежной политике в Нижегородской области ;
                О внесении изменений в Закон Нижегородской области О наделении органов местного самоуправления     отдельными государственными полномочиями в области образования ;
              О величине прожиточного минимума пенсионера в Нижегородской области на 2011 год ;
              О внесении изменений в Закон Нижегородской области О потребительской корзине в Нижегородской области и ее стоимостном выражении ;
               Комитет по вопросам государственной власти области и местного самоуправления:
               О внесении     изменений в Закон Нижегородской области О противодействии коррупции в Нижегородской области ;
               О внесении     изменений в Закон Нижегородской области О муниципальной службе в Нижегородской области ;
               О системе     исполнительных органов государственной власти Нижегородской области ;
               О внесении     изменений в Закон Нижегородской области О государственной гражданской службе Нижегородской области ;
               О внесении     изменений     в     отдельные     законы Нижегородской области о референдумах ;
              Комитет по агропромышленному комплексу, земельным отношениям и лесопользованию:
               О внесении изменений в областную целевую программу Развитие агропромышленного комплекса Нижегородской области на период 2008-2012 годов ;
               О внесении     изменений в Закон области О цене земли ;
                О     внесении изменений в Закон Нижегородской области О наделении органов местного самоуправления Нижегородской области отдельными государственными полномочиями     по поддержке   сельскохозяйственного производства ;
              Комитет по экологии и природопользованию:
               О внесении     изменений в Закон Нижегородской области Об отходах производства и потребления ;
               Об охоте и     сохранении     охотничьих     ресурсов     в Нижегородской области ;
                О внесении     изменений в Закон Нижегородской области ;
               Об охране и использовании водных биологических ресурсов в Нижегородской области ;               
               Комитет по жилищной политике и градостроительству:
             О внесении     изменений в Закон Нижегородской области О жилищной политике в Нижегородской области ;     
               О внесении изменений в Закон Нижегородской области О методике распределения субсидий между муниципальными     образованиями, участвующими в реализации подпрограммы Обеспечение жильем молодых семей федеральной целевой программы Жилище на 2002-2010 годы ;
               Комитет по информатизации, работе с общественными объединениями и средствами массовой информации:
               О обеспечении     доступа к информации о деятельности государственных органов Нижегородской области и органов местного самоуправления в Нижегородской области и о государственных и муниципальных информационных системах в Нижегородской области ;
               Комитет по регламенту и депутатской этике:
               О внесении     изменений в Закон Нижегородской области О статусе депутата Законодательного Собрания Нижегородской области
                30 сентября депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли в двух чтениях изменения в закон "Об областном бюджете на 2010 год". Доходы областного бюджета прогнозируются в объеме 59,6 млрд. рублей, что на 11% больше по сравнению с ожидаемым исполнением бюджета в 2009 году, расходы - 61,7 млрд. рублей (увеличение на 1,8%), дефицит - 2,1 млрд. рублей.
               Поступление налоговых доходов ожидается в сумме 56,9 млрд. рублей (увеличение на 13%), неналоговых - 1,2 млрд. рублей (увеличение на 9%). Прибыль прибыльных организаций прогнозируется в 2010 году в объеме 109,9 млрд. рублей (увеличение на 15%), фонд оплаты труда - 267,8 млрд. рублей (увеличение на 14%), стоимость основных средств - 460,9 млрд. рублей (увеличение на 3%).
              Социально-значимые расходы предусмотрены на уровне 2009 года, остальные - со снижением. Предусмотрена экономия в целом по фонду оплаты труда в размере 10%, сокращены до минимальной потребности расходы на осуществление текущего и капитального ремонта, приобретение оборудования.
              Доходы консолидированного бюджета на 2010 год спрогнозированы в объеме 82,8 млрд. рублей, что составляет 108,9 % к ожидаемому исполнению за 2009 год, расходы - 84,9 млрд. рублей, дефицит - 2,1 млрд. рублей.
              Внесение изменений вызвано в первую очередь необходимостью направления средств на восстановление и строительство жилья, утраченного населением в результате лесных пожаров, и восстановление инфраструктуры, а также в связи с изменением объемов безвозмездных поступлений из федерального бюджета.
              Безвозмездные поступления в региональный бюджет увеличены на 659,201 млн. рублей. В том числе, на обеспечение жильем молодых семей - на 18,557 млн. рублей, на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские хозяйства - на 132,703 млн. рублей.  Кроме того, безвозмездные поступления в бюджет на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения увеличены на 9 млн. рублей, на возмещение уплаты процентов по займам пострадавшим от засухи сельскохозяйственным предприятиям - на 14,3 млн. рублей.
              На 93,2 млн. рублей увеличатся расходы на содержание подведомственных учреждений департамента по развитию спорта Нижегородской области, на 90,335 млн. рублей - расходы на устранение замечаний Госпожнадзора в подведомственных учреждений министерства социальной политики Нижегородской области, на 30 млн. рублей - расходы на улучшение жилья ветеранов Великой Отечественной войны (ВОВ).
              На рассмотрение депутатов Законодательного Собрания поступил проект Об областном бюджете на 2011 год .  Доходы областного бюджета на 2011 год сформированы в объеме 81,4 млрд. рублей, что составляет 117,5% к первоначальному бюджету 2010 года. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета спрогнозированы в сумме 71,8 млрд. рублей, что составляет 124% к первоначальному бюджету 2010 года и 113,2% к ожидаемому исполнению за 2010 год. Безвозмездные поступления из федерального бюджета составляют 9,6 млрд. рублей (84% к первоначальному бюджету 2010 года).
              Расходы областного бюджета на 2011 год спрогнозированы с учетом планируемого объема поступлений доходов областного бюджета и возможных заимствований для обеспечения покрытия дефицита областного бюджета и составляют 88,5 млрд. рублей (114,9% к первоначальному бюджету 2010 года).
           Наибольший удельный вес в расходах областного бюджета составляют расходы:
    - на социальную политику - 23,9 млрд. рублей или 27% в общих расходах;
    - на здравоохранение - 14,3 млрд. рублей или 16,2% в общих расходах;
    - на образование - 14,3 млрд. рублей или 16,1% в общих расходах;
    - на национальную экономику (сельское хозяйство, транспорт, дорожное хозяйство, топливо и энергетика, связь и информатика) - 11,4 млрд. рублей или 12,9% в общих расходах.
    В 2011 году за счет средств областного бюджета планируется финансирование 40 областных целевых программ на общую сумму 13,4 млрд. рублей, что составляет 15% в общих расходах бюджета. Дефицит областного бюджета на 2011 год составит 7,1 млрд. рублей. Основными видами заимствований для покрытия дефицита бюджета будут являться государственные ценные бумаги Нижегородской области и кредиты коммерческих банков.        Государственный долг Нижегородской области остается на экономически безопасном уровне и составит в 2011 году 35,4 млрд. рублей. Удельный вес государственного долга в доходах областного бюджета без учета безвозмездных поступлений составит в 2011 году 49,4%, что не превышает установленный законодательством уровень.
                 В области наметилась положительная тенденция роста денежных доходов населения. Так номинальные денежные доходы населения (фактически сложившийся размер денежных доходов) в августе 2010 года составили 53396 млн. рублей и по сравнению с августом 2009 года выросли на 14,1 процента, а денежные расходы населения сложились в сумме 50893 млн. рублей и увеличились на 10 процентов. Превышение денежных доходов над расходами составило 2503 млн. рублей.
               Реальные располагаемые денежные доходы населения (доходы за минусом обязательных платежей и взносов и скорректированные на индекс потребительских цен) в августе 2010 года по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, по оценочным расчетам, увеличились на 9,1 процента.
              Среднедушевые денежные доходы в августе 2010 года составили 16066 рублей против 14013 рублей в августе 2009 года.
                 В структуре использования денежных доходов населения в августе 2010 года по отношению к августу 2009 года наблюдалась тенденция уменьшения доли потребительских расходов (с 74,2 процента в августе 2009 года до 73,7 процента в августе 2010 года) и обязательных платежей и взносов (соответственно с 10,7 процента до 9,1 процента) при увеличении сберегаемой части доходов населения) (соответственно с 15,1 процента до 17,2 процента).
               Рынок труда: в областную службу занятости на конец августа 2010 года обратилось за предоставлением услуг по трудоустройству 27,6 тыс. граждан. Официально зарегистрированы в службе занятости на конец августа 24,6 тыс. человек безработных, из них 22,6 тыс. человек (91,9%) назначено пособие по безработице. Общая численность безработных области, рассчитанная с учетом итогов обследования населения по проблемам занятости, составила в августе 138,7 тыс. человек, уровень общей безработицы - 7,7 процента.
    В августе 2010 года при содействии службы занятости нашли работу 9,6 тыс. человек. Закончили профессиональное обучение по направлению службы занятости 0,5 тыс. человек. Принимали участие в оплачиваемых общественных работах 3,2 тыс. человек.
    К концу августа нагрузка незанятого населения, состоящего на учете, на одну заявленную вакансию составила 0,7 человека. Уровень официально зарегистрированной безработицы на 1 сентября 2010 года составил 1,35 процента.