МИ 2010, ноябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Приволжский федеральный округ"
Деятельность депутатов Законодательного Собрания Оренбургской области в 2010 году была направлена на законодательное обеспечение решения наиболее важных социально-экономических задач развития региона. При этом стратегия социально-экономического развития Оренбургской области, ориентированная на повышение уровня и качества жизни населения, при безусловном повышении результативности бюджетных расходов предполагает дальнейшее (поэтапное) развитие системы государственной социальной поддержки: оптимизацию сети, укрепление материально-технической базы учреждений социального обслуживания для обеспечения растущей потребности населения в государственной помощи.
По мнению законодателей, в целом в 2010 году в области сохранятся тенденция восстановления экономики. Так объемы промышленного производства в январе - мае 2010 года превысили аналогичный уровень 2009 года на 10,9 процента. Добыча полезных ископаемых выросла на 10,3 процента, выпуск обрабатывающих производств увеличился на 10,2 процента, производство и распределение электроэнергии, газа и воды - на 16,1 процента. В сельском хозяйстве за период с начала текущего года к соответствующему периоду 2009 года рост производства составил 102,2 процента. Наблюдается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли с начала года увеличился на 9,5 процента. Расширению потребительского спроса способствует увеличение доходов населения. По итогам января - апреля 2010 года реальные располагаемые доходы населения составили 104,9 процента к соответствующему периоду 2009 года, реальная заработная плата - на 103,4 процента.
Социальное развитие
В 2010 году увеличение реальных располагаемых денежных доходов населения, по оценке, на 3,9 процента обусловлено:
восстановлением экономики области, которое характеризуется положительной динамикой большинства показателей социально-экономического развития;
существенным ростом социальных трансфертов, прежде всего пенсионных выплат.
В результате средний размер заработной платы, по оценке, увеличится на 7,9 процента, средний размер назначенной пенсии - на 44,4 процента. Реальная заработная плата составит 101,9 процента, реальная пенсия - 136,2 процента.
Уровень бедности населения, по оценке, составит 15,8 процента (в 2009 году - 16,2 процента).
Кроме того, предполагается обеспечить минимальный уровень материальной обеспеченности пенсионера не ниже прожиточного минимума за счет социальных доплат.
В целом за 2010 - 2013 годы средний размер трудовой пенсии увеличится в 1,9 раза. Реальная пенсия возрастет в 1,5 раза.
Восстановление экономики области будет способствовать увеличению оплаты труда работников предприятий. В 2010 году, по оценке экспертов правительства области, среднемесячная заработная плата работников увеличится по сравнению с 2009 годом на 7,9 процента, в 2011 году - на 7,5 - 9,1 процента, в 2012 году - на 7,7 - 8,8 процента, в 2013 году - на 8,6 - 9,0 процента.
Росту оплаты труда работников бюджетной сферы будет способствовать оптимизация численности работников и расходов на содержание бюджетной сети. Возможность увеличения фонда оплаты труда работников бюджетной сферы будет определяться в зависимости от результатов исполнения областного и местных бюджетов.
За 2010 - 2013 годы реальные располагаемые денежные доходы населения увеличатся по первому варианту на 12,7 процента, по второму варианту - на 14,5 процента.
Уровень бедности в 2011 году составит 15,7 - 15,6 процента, в 2012 году - 15,6 - 15,5 процента, в 2013 году - 15,4 - 15,1 процента.
Всего в Оренбургской области реализуются 26 региональных программ социальной направленности с объемом финансирования в 2010 году более 3,5 млрд. рублей, основные из них:
Дети Оренбуржья на 2008-2010 годы (направлена на создание оптимальных условий в целях осуществления региональной политики в интересах детей, решения задач их обеспечения, защиты прав и социальных гарантий детей),
Социальная поддержка семей с детьми-инвалидами Мы вместе на 2009-2011 годы (направлена на создание оптимальных условий для реализации и интеграции детей-инвалидов в обществе, повышение уровня жизни семей с детьми-инвалидами, совершенствование системы социальной поддержки семей, имеющих детей-инвалидов),
Профилактика раннего семейного неблагополучия СемьЯ на 2010-2012 годы (направлена на профилактику социального сиротства, укрепление семьи, как социального института, создание условий для выхода семьи из кризисной ситуации, активизацию внутренних ресурсов семьи, повышение уровня жизни низкоресурсных семей),
Защитник Отечества на 2007-2010 (предусматривает оказание адресной социальной поддержки ветеранам Великой Отечественной войны и военнослужащим, включая дополнительное материальное обеспечение ветеранов Великой Отечественной войны, военнослужащих, пострадавших при исполнении обязанностей военной службы и членов их семей, социально-психологическая реабилитация сотрудников УВД, вернувшихся из командировок в горячие точки),
Реабилитация инвалидов в Оренбургской области на 2007-2010 годы (предусматривает создание условий для наиболее полной реализации инвалидами реабилитационного потенциала и адаптации их в общество, улучшение качества жизни инвалидов, в том числе, детей-инвалидов, включая обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, не вошедшими в федеральный перечень, формирование доступной среды жизнедеятельности для инвалидов, обучение инвалидов вождению автомобиля).
В качестве одной из наиболее актуальных для области депутаты рассматривают программу Оздоровление экологической обстановки Оренбургской области в 2011-2015 г.г. . Экологическая обстановка в регионе на протяжении многих лет остается напряженной. По данным министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений области, сегодня на одного жителя области приходится порядка 300 кг загрязняющих веществ в год. Для сравнения - в соседнем Башкортостане эта цифра не превышает 100 кг.
Аналогичная программа по оздоровлению экологической обстановки, действовавшая в период с 2005 по 2010 годы, позволила вложить в улучшение экологической обстановки области 14 млрд.139 млн. рублей. В результате тенденция к снижению уровня загрязнения по всем основным критериям - атмосферного воздуха, сточных вод, почв - очевидна. Выбросы вредных веществ от стационарных источников загрязнения сократились на 259,7 тысяч тонн, объем сброса загрязненных сточных вод в поверхностные водные объекты - на 13, млн. куб.м. 90% финансирования программных мероприятий осуществлялось за счет собственных средств предприятий, которые являются основными источниками загрязнения окружающей среды. Поэтому, по мнению специалистов в сфере экологии, реализацию программы следует продолжать и в ближайшие годы.
Объем финансирования программы на 2011-2015 годы предусматривает выделение и освоение 14 млрд. 942 млн. рублей, из которых 104,3 млн. пройдут из средств областного бюджета, 64,8 млн. - из местных бюджетов и 14 млрд. 773 млн. рублей - за счет собственных средств предприятий. По мнению специалистов, осуществление программных мероприятий в полном объеме к окончанию действия программы в 2016 году приведет к снижению выбросов вредных веществ в атмосферный воздух на 100 тыс. тонн, сбросов загрязненных сточных вод на 15 млн. куб.м.
Образование
Развитие региональной системы образования в области осуществляется в рамках приоритетного национального проекта "Образование" по следующим направлениям:
"Дополнительное вознаграждение за классное руководство" - более 13 тыс. педагогов;
"Денежное поощрение лучших учителей" - гранты в размере 200 тыс. рублей лучшим учителям и премии Губернатора Оренбургской области в размере 25 тыс. рублей лучшим педагогическим работникам;
"Внедрение современных образовательных технологий" - предоставление всем общеобразовательным учреждениям доступа к образовательным ресурсам через сеть "Интернет", а также всестороннее и эффективное использование образовательных интернет-ресурсов в образовательном процессе;
"Государственная поддержка талантливой молодежи" - награждение молодых оренбуржцев премией Президента Российской Федерации по поддержке талантливой молодежи согласно установленной области квоте, премией Губернатора Оренбургской области учащихся школ, учреждений начального профессионального образования, студентов ссузов и вузов, сочетающих успешную учебу с активной общественной деятельностью;
"Реализация комплексного проекта модернизации образования";
"Организация питания школьников" - обеспечение дотацией из областного бюджета на организацию горячего питания детей в расчете 8 рублей в день на одного ученика в течение учебного года и увеличение процента охвата горячим питанием учащихся общеобразовательных учреждений.
В рамках реализации демографической политики планируются увеличение охвата детей дошкольного возраста услугами дошкольного образования и совершенствование структуры дошкольного образования.
В системе начального профессионального образования планируется внедрение новых образовательных технологий и принципов организации учебного процесса, обеспечивающих эффективную реализацию новых моделей и образования.
Модернизация учебно-производственной базы учебных заведений предусматривает 100-процентное обеспечение образовательного процесса учебной литературой, станочным и инструментальным оборудованием, автотракторной и сельскохозяйственной техникой, развитие государственно-общественного управления на основе создания автономных профессиональных училищ и лицеев, отвечающих современным требованиям образовательного и воспитательного процесса, на базе государственных образовательных учреждений начального профессионального образования с целью подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда.
Развитие жилищно-коммунальной сферы
Основные направления развития жилищно-коммунальной сферы реализуются в рамках областной адресной инвестиционной программы, в которую входят областные целевые программы: "Обеспечение населения Оренбургской области питьевой водой на 2003 - 2010 годы" (предусматривается переработка данной программы с целью продления срока ее действия до 2016 года включительно), "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры Оренбургской области в 2008 - 2011 годах", "Социальное развитие села до 2012 года", "Сбережение энергетических ресурсов в Оренбургской области" на 2005 - 2010 годы.
В целях создания конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг, а также получения финансовой поддержки из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства на капитальный ремонт многоквартирных домов в обслуживании жилищно-коммунального хозяйства осуществляются акционирование муниципальных унитарных предприятий, переход управления жилищно-коммунальным хозяйством на конкурсной основе, ведется работа по выбору частных управляющих компаний для управления многоквартирными домами и созданию ТСЖ.
15 сентября 2010 года депутаты Законодательного Собрания приняли Постановление О Законе Оренбургской области "О внесении изменений в Закон Оренбургской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". В ходе обсуждения документа депутаты, в частности, отмечали, что мероприятия по стабилизации экономики и реализация антикризисных мер позволили обеспечить стабильность бюджетной системы региона. Доходы областного бюджета за I полугодие 2010 года составили 27,3 млрд. рублей, расходы - 25,1 млрд. рублей, сумма профицита - 2,2 млрд. рублей.
Положительная динамика показателей социально-экономического развития области за 6 месяцев года обеспечила поступление в бюджет области 18,9 млрд. рублей налоговых и неналоговых доходов, что на 25 процентов выше базового уровня прошлого года. Резервом увеличения наполняемости бюджета является сложившаяся недоимка по налогам, объем которой составил на 1 июля 1,1 млрд. рублей. Безвозмездные поступления достигли 7,7 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета - 6,3 млрд. рублей, что на 1,1 млрд. рублей больше, чем в I полугодии 2009 года. Доходы от предпринимательской деятельности принесли в казну области 657,0 млн. рублей, превысив прошлогодний показатель на 80,0 млн. рублей. В целом доходные поступления возросли на 5,4 млрд. рублей. Расходы бюджета области увеличились на 4,3 млрд. рублей, приоритетом финансирования являлось исполнение обязательств перед населением области.
В общем объеме расходов доля расходных обязательств социальной направленности достигла 35 процентов и составила 8,8 млрд. рублей. По сравнению с I полугодием 2009 года они возросли на 1,0 млрд. рублей. Увеличение ассигнований на здравоохранение и спорт составило 491 млн. рублей, на образование - 267,0 млн. рублей, на культуру -128,0 млн. рублей. В тот же период осуществлялась бюджетная поддержка ряда отраслей экономики. Так, на господдержку сельского хозяйства в рамках областной целевой программы Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Оренбургской области направлено 866,0 млн. рублей. На субсидирование процентных ставок по кредитам выделялось 685 млн. рублей, что позволило организациям АПК и гражданам, ведущим личные подсобные хозяйства привлечь льготных кредитов на сумму свыше 5,5 млрд. рублей.
В 2011 году доходы консолидированного и областного бюджетов, по сравнению с первоначальными показателями, просчитанными на текущий год, возрастут на 4,8 млрд. рублей и 5,2 млрд. рублей соответственно. Таким образом, прогнозируемые поступления в консолидированный бюджет будущего года составят 55,3 млрд. рублей, в областной бюджет - 42,3 млрд. рублей. Рост доходов бюджета прогнозируется и в плановом периоде на 2012 - 2013 годы. Так, ожидаемые доходы консолидированного бюджета в 2012 году составят 59,4 млрд. рублей, в 2013 - 63,9 млрд. рублей. Налоговые и неналоговые доходы областного бюджета в 2001 году планируются в размере 38,2 млрд. рублей. Основной объем поступлений обеспечат четыре источника доходов: налог на прибыль (45,5 %), налог на доходы физических лиц (24,6 %), налоги на имущество (14,5 %) и акцизы (11,1 %).
В прогнозе на 2011 год учтено повышение фонда оплаты труда работников бюджетных учреждений на 6,5 % с 1 июля, для чего проведена соответствующая индексация. В денежном выражении это увеличит расходы консолидированного бюджета области на 750,0 млн. рублей в 2010 году, и на 1,3 млрд. рублей - в 2012 и последующих годах. Увеличение на 5 % тарифов на коммунальные услуги, потребляемые бюджетными учреждениями, также требует роста бюджетных ассигнований в 2010 году на 160,0 млн. рублей. Проиндексированы на 9 % услуги связи, транспортные услуги, услуги по содержанию имущества, затраты на приобретение медикаментов, продуктов питания для бюджетных учреждений. Министр финансов заметила, что на фоне прогнозируемого роста индекса потребительских цен 5,9 % в 2011 и 6,0 % в 2012 году это создаст некоторый резерв.
Доля затрат на социальную сферу в структуре расходов 2011 года составит 63,5 %, и оценена в 28,4 млрд. рублей в суммовом выражении. Сохранены все денежные выплаты, а объем стипендиального фонда для обучающихся в областных учебных заведениях, к началу следующего учебного года будет проиндексирован на 6,5 %. И это лишний раз подтверждает, что бюджет области - ориентирован в первую очередь на выполнение в полном объеме своих социальных функций.
Для обеспечения стабильности экономического развития в области будет и далее оказываться поддержка машиностроительному комплексу и легкой промышленности, среднему и малому предпринимательству. В 2011 - 2013 годах помощь от государства преимущественно получат предприятия этих отраслей экономики, ориентированные на модернизацию и энергосбережение. Господдержку получит дорожная отрасль - в областном бюджете предусмотрены средства на ремонт и содержание сети автодорог и искусственных сооружений. Объем запланированных средств превышает 2,2 млрд. рублей.
Осуществляется бюджетная поддержка сельского хозяйства. Объем ассигнований на 2011 год по разделу Сельское хозяйство и рыболовство составит 2,4 млрд. рублей. При этом обязательства по возврату кредита, полученного из федерального бюджета на поддержку пострадавших от засухи сельхозпроизводителей области, возложены на бюджет области.
Всего в 2011 году планируется финансировать реализацию мероприятий по 45 целевым программам с общим объемом расходов 5,0 млрд. рублей. Особое внимание будет уделяться развитию территорий, в частности, укреплению доходной части местных бюджетов, наращиванию объемов собственных доходов.
Для выравнивания бюджетной обеспеченности формируется Фонд финансовой поддержки муниципальных районов и округов с объемом финансирования на 2011 год 3,0 млрд. Рублей. Для выравнивания бюджетной обеспеченности поселений в областном Фонде компенсаций предусмотрены субвенции в объеме 1,7 млрд. рублей. Сформирован также Фонд софинансирования, до 300,0 млн. рублей увеличен объем дотаций на поддержку обеспечения сбалансированности местных бюджетов.