МИ 2010, сентябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ"
1. Прохождение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Уральский федеральный округ
В Государственную Думу текущего - 5-го созыва внесено или перешло из прошлых созывов 145 проектов законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Уральский федеральный округ - это 9% от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.
Из 145 законопроектов по 123 Государственной Думой работа завершена, это 85% от числа поступивших.
Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 112 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:
- почти 50% из них сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы. Это свидетельствует о том, что регионами ведется открытая работа по отзыву и доработке внесенных проектов законов, регионы нацелены на результат, на реализацию своих инициатив, а не руководствуются популистскими мотивами.
- почти 37% из них дошли до стадии рассмотрения в первом чтении на Пленарном заседании Государственной Думы, но по различным причинам не были приняты депутатами. Это также положительная тенденция, свидетельствующая о повышении уровня технико-юридической проработки законопроектов. В период работы Государственной Думы четвертого созыва 35% законодательных инициатив, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, доходили до стадии рассмотрениях в первом чтении, и более трети (33,7%) законопроектов были возвращены автору на стадии предварительного рассмотрения Советом Государственной Думы, т.к. не были соблюдены основные правила подготовки законопроектов, не были соблюдены требованиями Конституции РФ, Регламента Государственной Думы или проекты законов предполагали внесение изменений в законы, утратившие силу.
В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 11 законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Уральский федеральный округ, - это 8,9% от количества законопроектов, работа над которыми завершена (11 от 123). Этот показатель находится на уровне принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 9,1%.
Если говорить о тематике принятых законов, то это:
- девять законов в части регулирования работы районных судов, количества мировых судей субъектов;
- Федеральный закон О внесении изменений в статью 373 части второй Налогового кодекса Российской Федерации (об исключении обязанности представления расчетов и налоговых деклараций по налогу на имущество при отсутствии объекта налогообложения), внесен Законодательным Собранием Челябинской области 04.06.2008 г., опубликован 03.11.2009 г.;
- Федеральный конституционный закон О внесении изменений в статьи 24 и 33-1 Федерального конституционного закона Об арбитражных судах в Российской Федерации (в связи с новым наименованием субъекта Российской Федерации Ханты-Мансийский автономный округ - Югра).
Надо отметить, что количество поступивших от регионов законодательных инициатив уменьшается, а процент принятия увеличивается; это свидетельствует о качестве поступающих проектов законов и о степени их проработки, т.е. работа Государственной Думы по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными собраниями субъектов, дает свои результаты.
Эта работа ведется по нескольким направлениям:
- Работа Комитетов Государственной Думы;
- Работа Аппарата Государственной Думы - Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
- Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
- Работа Экспертно-консультативного Совета фракции Единая Россия под руководством первого заместителя руководителя фракции В.А.Пехтина по рассмотрению законодательных инициатив, поступающих из субъектов Российской Федерации;
- Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
- Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. нулевое чтение ).