МИ 2010, сентябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ"
Основополагающим законодательным документом, определяющим приоритеты законотворческой деятельности областной Думы, является Закон Курганской области от 2 ноября 2009 года 498 О Программе социально-экономического развития Курганской области на 2010 год и среднесрочную перспективу .
Среди этих приоритетов, в частности:
- развитие человеческого потенциала и повышение качества жизни (демографическая политика, модернизация и развитие здравоохранения, образование, повышение доступности жилья, рынок труда и др.);
- инновационное развитие экономики (создание инновационной инфраструктуры в промышленности, энергетике, на транспорте, развитие связи и телекоммуникаций, использование природного потенциала и др.);
- совершенствование системы управления (налоговая политика, бюджетная реформа, политика ценового регулирования и т.д.)
В целях большей конкретизации отдельных направлений Программы курганскими законодателями утверждены 34 целевые программы Курганской области.
Для реализации этих приоритетов в области в 2010 году созданы хорошие финансовые предпосылки: на заседании областной думы 25 августа с.г. депутаты рассмотрели вопрос о внесении изменений в Закон Курганской области "Об областном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Параметры бюджета были скорректированы в связи с ростом поступлений от собственных доходов на миллиард рублей и увеличением финансовой помощи из федерального бюджета. В результате общая сумма доходов областного бюджета возрастает до 24,4 млрд. рублей, расходов - до 26,4 млрд. рублей.
Социальные вопросы
Субсидии, полученные из федерального бюджета, имеют строго целевое назначение. Они, в частности, пойдут:
- 1107 млн. рублей на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны;
- 28,5 млн. рублей - на организацию дистанционного обучения инвалидов;
- 10,8 млн. рублей на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот;
- на 46,2 млн. рублей увеличивается объем собственных дополнительно поступивших финансовых средств, направляемых на социальную поддержку лицам, проживающим и работающим в сельской местности.
Демография
В области принята и реализуется целевая программа демографического развития Курганской области до 2025 года, направленная на стабилизацию численности населения Курганской области и формирование предпосылок для последующего демографического роста.
Развитие рынка труда
Основные проблемы в этой сфере в области связаны с увеличением численности зарегистрированных безработных граждан; снижением количества вакансий, заявленных работодателями. Руководство области ставит в этой связи следующие задачи:
- снижение уровня официально зарегистрированной безработицы: в 2010 году - 3,1%; в 2011 году - 3,0%; в 2012 году - 2,9% от экономически активного населения;
- снижение уровня общего травматизма в организациях Курганской области - на 1,5% ежегодно;
- обеспечение выплаты среднемесячной номинальной начисленной заработной платы одного работника: в 2010 году - 13212 руб., в 2011 году - 14705 руб., в 2012 году - 16308 руб.
Справочно: среднесписочная численность работников в Курганской области в 2009 году составила 270,1 тыс. человек. Уровень безработицы август 2010 года составил 2,8% от экономически активного населения области (против 3,5% в 2009 году) и продолжает снижаться.
Политика ценового регулирования
Основные проблемы - высокие тарифы на электрическую и тепловую энергию. В этой связи ставится задача снижение темпов инфляции, смягчение ее негативных экономических и социальных последствий, обеспечение баланса экономических интересов потребителей и производителей топливно-энергетических ресурсов. Ее решение руководство области видит на путях государственного регулирования цен на продукцию, товары и услуги в пределах установленной законодательством компетенции, а также на основе осуществление контроля за соблюдением порядка ценообразования субъектами ценообразования, осуществляющими свою деятельность на территории Курганской области.
Справочно: Цены на продукты питания выросли за первый квартал 2010 года на 4,3%. В январе 2010 года в Курганской области произошел резкий скачок цен на жилищно-коммунальные услуги. В целом с начала 2010 года тарифы на жилищно-коммунальные услуги увеличились на 10,4 процента, из них жилищные услуги подорожали на 0,7 процента, а коммунальные - на 13,4 процента. Из коммунальных услуг наибольший рост цен наблюдался на услуги по холодному водоснабжению и водоотведению (125,3%), горячему водоснабжению (114,6%), по отоплению (111,9%), по снабжению электроэнергией (109,8%), по газоснабжению (103,8%).
Образование
Основные проблемы здесь - наличие значительного числа родителей детей дошкольного возраста, не имеющих возможности пользоваться дошкольными образовательными услугами; отставание содержания и технологий образования от современных требований; сохраняющееся несоответствие между потребностями рынка труда Курганской области и структурой подготовки рабочих кадров и квалифицированных специалистов в системе профессионального образования; снижение престижности профессии учителя; слабое материально-техническое и кадровое обеспечение многих образовательных учреждений.
В области осуществляется целевая программа области Приоритетный национальный проект Образование в Курганской области в 2009-2012 годах , задача которой - обеспечить повышение качества образовательных услуг путем выявления и поддержки лучших образцов образовательной деятельности и внедрения их в массовую педагогическую практику;
Ставятся, в том числе, следующие задачи:
- охватить детей дошкольными образовательными учреждениями: в 2010 году - 52,3%, в 2011 году - 52,8%, в 2012 году - 53,3%;
- увеличить долю обеспеченности средних общеобразовательных школ, имеющих современную учебно-лабораторную и компьютерную базу: в 2010 году - 47%, в 2011 году - 50%, в 2012 году - 52%;
- сократить количество общеобразовательных учреждений, здания которых находятся в аварийном состоянии: в 2010 году - 13 ед., в 2011 году - 10 ед., в 2012 году - 6 ед.
Справочно: в течение 2009 года продолжалось реформирование системы образования, оптимизировалась сеть образовательных учреждений, развивалась система патронатного воспитания и вводились многоуровневые образовательные комплексы. Расходы консолидированного бюджета по сравнению с 2008 годом увеличились на образование на 10,6%.
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Основные проблемы - наличие административных барьеров; неравный доступ к имеющимся основным фондам; избыточный государственный контроль (надзор) за субъектами малого и среднего предпринимательства; недостаточная информированность субъектов малого и среднего предпринимательства об основных тенденциях развития инфраструктуры поддержки предпринимательства.
Намечается, в частности:
- увеличение размера средней заработной платы на малых и средних предприятиях на 18-20% ежегодно;
- увеличение объемов оборота на малых и средних предприятиях на 20-22% ежегодно;
- увеличение инвестиционных вложений на малых и средних предприятиях на 23_25% ежегодно;
- ежегодный прирост числа субъектов малого и среднего предпринимательства в количестве не менее 500 единиц;
- увеличение доли малого и среднего бизнеса в валовом региональном продукте к 2012 году до 30%.
С 2008 года в Курской области действует специальный закон О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области ( 389 от 26 сентября 2008 года). Принята целевая программа О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Курганской области на 2009-2011 годы , которая предусматривает создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства как основного элемента рыночной экономики, важнейшего инструмента создания новых рабочих мест, насыщения рынка товаров и услуг, источника пополнения областного и местных бюджетов, формирования конкурентной среды в экономике области
В областном бюджете на 2010 года на поддержку малого и среднего предпринимательства выделено 41,4 млн. рублей.
Пожары в Курганской области
Сумма ущерба от пожаров оценивается (предварительно) в 1,8 млрд.рублей, в т.ч. прямые потери аграрного сектора - в 1,014 млрд.рублей. Пожары уничтожили 326,9 га посевов с/х культур (1/5 часть посевов).
В этой связи в текущем бюджете выделяется 157,3 млн. рублей на поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей, оказавшихся в результате пожаров и засухи в сложном экономическом положении.