Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, сентябрь "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Уральский федеральный округ"


6. Ямало-Ненецкий автономный округ (Законодательное собраниеЯмало-Ненецкого автономного округа)

     Законотворческая деятельность депутатов Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа в 2010 году затрагивала широкий спектр социально-экономических и общественно-политических вопросов жизни населения региона, связанных, прежде всего, с:
    правовым состоянием институтов гражданского общества, обеспечивающих политические права граждан, которые проживают на территории Ямало-Ненецкого автономного округа, а также стратегией развития основных элементов политической системы автономного округа;
     правовой стратегией социально-экономического развития автономного округа, начиная с проблематики социальной защиты и социального обеспечения граждан и заканчивая перспективными направлениями реализации законодательной политики в сферах инвестиций, инноваций, развития малого и среднего предпринимательства;
     правовой стратегией обеспечения и защиты личных прав и свобод граждан, включая законодательное обеспечение гарантий прав коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории автономного округа.
    За первую половину текущего года ямальские законодатели работали, в том числе, над такими законодательными актами, как:
    - Закон О гарантиях равенства политических партий, представленных в Законодательном Собрании Ямало-Ненецкого автономного округа, при освещении их деятельности окружным телеканалом  и радиоканалом (принят в целях реализации положений пункта 1.2 статьи 32 Федерального закона от 11.07.2001 года   95-ФЗ О политических партиях и направлен на установление  общих принципов освещения окружным телеканалом и радиоканалом деятельности политических партий, представленных в Законодательном Собрании автономного округа),
    - Закон О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа Об окружном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов . Проектом закона  вносятся изменения в Закон автономного округа от 30.11.2009 года 93-ЗАО Об окружном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов с учетом увеличения прогнозируемых доходов окружного бюджета. Общий объем окружного бюджета по доходам и расходам на 2010 год составит 72 833 621 тыс. рублей. Бюджет сформирован без дефицита. Корректировка расходной части окружного бюджета проведена в соответствии с  приоритетными направлениями деятельности Правительства автономного округа и гарантирует финансовое обеспечение расходных обязательств, связанных с реализацией социально-экономических задач. Проектом закона предусматривается увеличение бюджетных ассигнований на реализацию Адресной инвестиционной программы автономного округа.
    - Закон О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа О пожизненном обеспечении инвалидов и участников Великой Отечественной войны . Проект закона разработан с целью обеспечения экономического благополучия инвалидов и участников Великой Отечественной войны. Проектом закона устанавливается получение  инвалидами и участниками Великой Отечественной войны  одновременно с пожизненным денежным содержанием пособия неработающим пенсионерам и инвалидам и ежемесячного дополнительного материального обеспечения за особые заслуги перед Ямало-Ненецким автономным округом.   Предполагается, что действие проекта закона будет распространяться на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 года, за исключением положений об индексации пожизненного денежного содержания, которые вступят в силу с 1 января 2011 года).
    - Закон Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей Ямало-Ненецкого автономного округа . Законопроект разработан в целях регламентации вопросов, связанных с обеспечением открытости деятельности мировых судей автономного округа, реализацией прав граждан, общественных объединений, органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных организаций (юридических лиц) на достоверную, полную и объективную информацию о деятельности мировых судей, возможность её получения в различных формах, а также формированием открытых источников информации о деятельности мировых судей.
    - Закон О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа Об обращениях граждан . Законопроектом предлагается установить дополнительные гарантии прав граждан, установленных Федеральным законом от 2 мая 2006 года 59-ФЗ О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации и касающихся:
    регламентации права граждан на возврат приложенных к обращению документов;
    дополнительных способов подачи обращения в государственные органы автономного округа и должностным лицам;
    установления положений по рассмотрению коллективных обращений граждан;
    установления категорий граждан, обладающих правом на внеочередной личный прием;
    установления сокращенного срока рассмотрения обращений граждан в случае, если окончание срока рассмотрения обращения приходится на нерабочий день;
    обнародования информации о работе с обращениями граждан не реже одного раза в год.
    - Закон Об исполнительных органах государственной власти Ямало-Ненецкого автономного округа . Законопроект разработан в целях усовершенствования системы исполнительных органов государственной власти автономного округа, их правового положения, основных полномочий, порядка образования, реорганизации и упразднения, регулирования отношений между собой, иными  органами государственной власти автономного округа, федеральными органами государственной власти, органами местного самоуправления, гражданами и организациями.
    - Закон О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ямало-Ненецкого автономного округа по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2010 году . Закон принят в целях организации на территории автономного округа работ по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения 2010 года.
    Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в автономном округе наделены на 2010 - 2011 годы следующими отдельными государственными полномочиями автономного округа:
    обеспечение помещениями, охраняемыми, оборудованными мебелью, средствами связи и пригодными для обучения и работы лиц, привлекаемых к сбору сведений о населении;
    обеспечение охраняемыми помещениями для хранения переписных листов и иных документов переписи населения;
    предоставление необходимых транспортных средств, средств связи.
    Утверждается методика расчета объёма субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных образований автономного округа для финансового обеспечения текущих расходов на осуществление передаваемых государственных полномочий.
    - Закон О внесении изменения в статью 7 Закона Ямало-Ненецкого автономного округа Об объектах культурного наследия Ямало-Ненецкого автономного округа (принят в целях приведения законодательных актов автономного округа в соответствие с Федеральным законом от 25 июня 2002 года 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации в части исключения полномочий высшего исполнительного органа государственной власти автономного округа по перемещению, изменению внутреннего и внешнего облика утраченного объекта культурного наследия регионального значения.
    Справочно: Ямал - первый регион на территории РФ, в котором уже началась перепись населения. Она проходит в пять этапов: началась первого апреля этого года и завершится двенадцатого ноября. Привлечено 2370 сотрудников, уже опрошено 9678 человек. Проделана большая работа по формированию подробных списков домов, все здания и дома оформлены табличками, собран картографический материал.
    Законы О недропользовании в Ямало-Ненецком автономном округе , Об участии Ямало-Ненецкого автономного округа в проектах государственно-частного партнерства , О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа О регулировании лесных отношений на территории Ямало-Ненецкого автономного округа .
    Финансирование планируемых законодателями мер
    В ходе прошедшего в заксобрании автономного округа обсуждения проекта Закона ЯНАО О внесении изменений в Закон Ямало-Ненецкого автономного округа Об окружном бюджете на 2010 год и на плановый период до 2012 года было, в частности, отмечено, что масштабный комплекс антикризисных мероприятий, введенный в действие на территории региона Правительством Ямала принесли свои положительные результаты.
    Исходя из положительных тенденций на мировом энергетическом рынке, учитывая динамику поступлений налогов на первое июня в бюджетную систему округа, оценку ожидаемых поступлений налоговых доходов, а также с учетом планируемых дополнительных безвозмездных перечислений из федерального бюджета прогнозный объем доходов окружного бюджета увеличится на 7 млрд. рублей и составит 72,8 млрд. рублей, что на 10,7 процента выше утвержденного плана. Дополнительные бюджетные ассигнования будут направлены на решение приоритетных социально-экономических задач.
     Социальные вопросы
    1.Впервые общий объём бюджетных ассигнований, направляемых на жилищного строительства, возрастет на 4,5 млрд. рублей, что втрое увеличит ресурсные возможности для исполнения намеченных программ. В результате реализации запланированных мероприятий более 4,1 тыс. ямальских семей улучшат свои жилищные условия.
    Справочно: с начала 2010 года на территории автономного округа введено в эксплуатацию почти 30 тыс. кв. м жилья, это на 40% больше, чем за аналогичный период 2009 года. В число муниципальных образований, где активно ведется строительство жилья, входят Пуровский район, города Салехард и Губкинский. В этих населенных пунктах построено свыше 60% от общего ввода жилья по автономному округу. Важным направлением в сфере строительства является возведение социально значимых объектов. В настоящее время на территории Ямала осуществляется проектирование и строительство 11 школ, 16 детских садов, 10 объектов здравоохранения.
     2.В целях социальной защиты населения Правительство Ямала приняло решение о сохранении тарифов на тепловую энергию в 2010 году на уровне четвертого квартала прошлого года. На финансовое обеспечение этого решения, а также на проведение мероприятий в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в проекте закона предусмотрено дополнительное финансированием в сумме 506 млн. рублей.
    Образование
    Повышение заработной платы работникам детских дошкольных образовательных учреждений Ямала - это один из вопросов, над которым окружной парламент намерен работать в осеннюю сессию. С 1 января 2010 года базовый оклад для работников образования увеличен на 6,5% и составил 3 тыс. 089 рублей. Специалисты считают, что строить работу только на повышении базового оклада не стоит. Одно из решений - формирование в детских садах стимулирующих фондов или грантов, за счет которых заведующий и сможет поощрить особенно отличившихся работников. Депутаты окружного парламента совместно со специалистами ямальского Департамента образования работают в настоящее время по поиску наиболее оптимальных вариантов решения проблемы.
    Рынок труда
    По сообщению Департамента занятости населения ЯНАО, на Ямале вновь зафиксировано снижение численности безработных. На конец июля 2010г. численность зарегистрированных безработных к соответствующему периоду 2009г. в целом по области сократилась на 33,1%. В органах службы занятости населения по состоянию на тридцать первое августа зарегистрировано 3857 человек, это на 34 человека меньше, чем неделей ранее
    Произошло снижение в банке трудовых вакансий - потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости населения, уменьшилась на тридцать две единицы и составила 5349 вакансий, это выше численности безработных на 1492 единицы.
    Уровень регистрируемой безработицы в течение отчетного периода уменьшился на 0,02 процентных пункта и на тридцать первое августа составил 1,18 процента.
    Политика ценового регулирования
    Согласно данным мониторинга, проводимого Департаментом государственного заказа и торговли Ямало-Ненецкого автономного округа, за неделю с 30 августа по 6 сентября в муниципалитетах региона отмечается снижение стоимости муки - на 30 копеек, колбасы вареной на 35 копеек, творога на 44 копейки, масло подсолнечного на 20 копеек и кефира на 49 копеек. Без изменений осталась цена на хлеб из пшеничной муки.
     С начала текущего года отмечена тенденция по снижению цены на муку, яйцо и масло подсолнечное. Из списка продовольственных товаров первой необходимости увеличение цены наблюдалось на такие продукты питания как, сыры твердые - 2,13 рубля, масло сливочное - 1,59 рубля, говядину - 1,28 рубля, мясо кур - 86 копеек, молоко - 45 копеек, картофель - 36 копеек, хлеб ржано-пшеничный - 36 копеек, соль -20копеек,сахар-16копеек.
    Сравнительный анализ розничных цен на отдельные виды продовольственных товаров, проведенный специалистами профильного департамента, показывает, что розничные цены в восточной части Ямала ниже цен, сложившихся в западной части, что обусловлено наличием развитой и не зависящей от погодных и сезонных условий транспортной инфраструктуры. Эксперты отмечают, что изменение розничных цен на продукты питания в основном связано с увеличением закупочных и отпускных цен у производителей и оптовиков на новые партии завозимой продукции.
     Специалисты департамента особо подчеркнули, что дефицита товаров на прилавках магазинов в городах и поселках Ямало-Ненецкого автономного округа не наблюдается. Состояние товарных запасов в организациях розничной и оптовой торговли оценивается как стабильное. Потребность населения в необходимых товарах и услугах обеспечена.
    Реализация инвестиционных программ в округе
    1. На реализацию Адресной инвестиционной программы автономного округа дополнительно направляется 376 млн. рублей. Впервые за последние 10 лет объем бюджетных инвестиций достигнет уровня 9 млрд. рублей.
    2. Законопроект бюджета впервые предусматривает значительное увеличение расходов на мероприятия по содержанию и развитию дорожного комплекса. Дополнительный объем средств, направляемых в отрасль, составит 878 млн. рублей.
     Кроме того, для повышения экономической доступности и улучшения качества пассажирских перевозок речным и воздушным транспортом предусмотрено дополнительное финансирование в сумме 320 млн. рублей.
     3. На Ямале разработана программа развития электроэнергетики до 2015 года. В окружной программе развития электроэнергетики до 2015 года предусмотрено строительство и запуск в работу трех новых объектов генерации - Ноябрьской ПГУ, Уренгойской ПГУ и станции в районе Тарко-Сале.
     Кроме этого, правительство автономного округа рассмотрело и согласовало инвестиционные программы ОАО "Тюменьэнерго" на период до 2015 года и ОАО "ФСК ЕЭС" до 2013 года, в рамках которых будет проведена реконструкция электросетевого комплекса и новое строительство линий электропередачи.
    Децентрализованный сектор электроснабжения охватывает территорию 8 муниципальных образований - Приуральский, Ямальский, Тазовский, Красноселькупский районы, часть Надымского и Пуровского районов, а также города Салехард и Лабытнанги.
    Поддержка малого и среднего предпринимательства
    В целях реализации основных направлений государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства на территории Ямало-Ненецкого автономного округа утверждена окружная целевая программа "Развитие малого и среднего предпринимательства в Ямало-Ненецком автономном округе на 2008-2010 годы".
    Программа направлена, в том числе, на решение следующих задач:
    формирование инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, обеспечивающей доступность необходимых финансовых, имущественных и информационных ресурсов,
    стимулирование и развитие поддержки предпринимательства на муниципальном уровне, совершенствование нормативных правовых актов, регулирующих деятельность малого и среднего предпринимательства,
     трудоустройство безработных граждан и молодёжи.
     Заключение
     Анализ законотворческой деятельности государственных органов законодательной (представительной) власти отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Уральского федерального округа, показывает, что региональные законодатели стремятся выстраивать ее в тесной увязке со стратегическими задачами социально-экономического развития страны, поставленными политическим Руководством Российской Федерации.
    Поэтому основной объем законотворческой работы на уровне рассматриваемых субъектов РФ связан с такими приоритетными направлениями, как: развитие человеческий потенциала (демографическая политика, модернизация и развитие здравоохранения, образование, повышение доступности жилья, рынок труда и др.); совершенствование системы управления (налоговая политика, бюджетная реформа, политика ценового регулирования и т.д.), инновационное развитие экономики (создание инновационной инфраструктуры в промышленности, энергетике, на транспорте, развитие связи и телекоммуникаций и т.д.).
    Эта работа строится на плановой работе, в основе которой - мониторинг текущей ситуации в хозяйственной и социальной жизни регионов. В целях большей конкретизации задач развития в регионах активно используется механизм целевых программ - как общефедеральных ( Доступное жилье , Здравоохранение , Образование ), так и большое количество региональных, в большей мере учитывающих местную специфику.
    При этом большое внимание законодатели уделяют налаживанию эффективной обратной связи с избирателями, в том числе, с использованием современных ИТ-технологий.
    В первой половине текущего года практически во всех субъектах РФ, входящих в УФО, наметились положительные тенденции в экономической сфере, что позитивно сказалось на налоговых поступлениях в местные бюджеты. Вместе с федеральными трансфертами, в том числе дополнительными, это позволило законодателям за последние месяцы внести существенные изменения в региональные законы о бюджетах: полученные дополнительные средства будет направлены, в первую очередь, на обеспечение социальной стабильности и на ускорение решения первоочередных задач хозяйственного развития.