Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"


ФЕДОТОВА М.Ф. Спасибо большое за предоставленное слово. Фактически, хочется сказать, что работа аналитических служб, наверное, в общем-то, похожа во всех субъектах. Но я остановлюсь, чтобы времени не занимать много, остановлюсь на некоторых моментах.
    Также отдел аналитического сопровождения законодательной деятельности, который обеспечивает депутатов аналитическими материалами, он входит в состав Информационно-аналитического управления Аппарата Московской городской Думы. Приоритетным направлением работы отдела является выполнение заявок депутатов на аналитические разработки.
    Для повышения качества аналитических материалов в отделе введена специализация сотрудников по направлениям работы комиссий. То есть, хочется отметить, что за каждой комиссией закреплён не только специалист нашего отдела, но также специалист Организационного управления, специалист Правового управления и специалист пресс-центра Думы. То есть, фактически, комиссией у нас охвачены, в общем-то, всем комплексом необходимой информацией для её работы. То есть, если, допустим, наш отдел готовит материалы какие-то, которые несут в себе аналитическую составляющую, - это, как правило, проблемные материалы по тому или иному вопросу, который требует законодательного разрешения, то Правовое управление, оно готовит соответствующие экспертные заключения юридические. Пресс-центр наш готовит, соответственно, анонсы и освещает работу комиссии в средствах массовой информации. Ну а оргуправление, соответственно, готовит само заседание комиссии.
     Хочется сказать, что в случае необходимости, при подготовке материалов по заявкам депутатов специалистам отдела приходится взаимодействовать с отраслевыми территориальными органами исполнительной власти города, контрольно-счётной палаты, Московским городским судом, другими организациями общественными, научными. Очень много времени мы посвящаем работе в библиотеках тоже различного уровня.
    Кроме того используем Интернет, очень так многогранно используем Интернет. Как официальные сайты регионов и порталы информационные, так и нам приходится часто использовать и иностранные, в частности библиотеку Конгресса США, Бундестага и других. К сожалению, у нас приходится специалистам самим делать переводы, но у нас есть как бы немецкий, английский и французский язык, то есть мы своими силами готовим зарубежный опыт по тем или иным проблемам.
     Подготовленные информационно-аналитические материалы у нас подразделяются на тематические серии. Это законодательство о статусе города Москвы в составе Российской Федерации, законодательство об организации государственной власти и местного самоуправления, финансовое, законодательство о труде, социальном развитии и культуре, жилищное законодательство, законодательство о городском хозяйстве, законодательство об охране общественного порядка и законодательство административной ответственности. И отдельно законодательство об охране природы, окружающей среды, экологической безопасности. Хочется отметить, что подготовка заявок и оформление, и подготовка, и оформление наших аналитических материалов, они регламентированы приказом руководителя аппарата Думы.
    С 2004 года, вот предыдущий выступающий говорил об архиве аналитических материалов, нужно отметить, что у нас с 2004 года ведётся такая электронная база, и в настоящий момент наша база насчитывает более 260 информационных и справочных материалов по фактически различным сферам жизнедеятельности города.
    Другим важным направлением отдела является подготовка материалов о деятельности Московской городской Думы. Ну это не секрет, многие законодательные собрания выпускают отчёты о деятельности. У нас это называется Материалы о деятельности Московской городской Думы . Это внутреннее издание, которое выходит в конце первого квартала, и целевое назначение данного материала - это обеспечение депутатов аналитической, статистической и справочной информацией о ходе результатов законотворческой и законодательной деятельности парламента Москвы.
    Некоторые итоги законотворческой работы Думы размещаются на официальном сайте Московской городской Думы. То есть на официальном сайте Московской городской Думы представлена некая такая выжимка результатов работы московского парламента. Если вы зайдёте на сайт, то это будет с 1994 года по 2009 год, вы увидите там материалы.
    Кроме того, нашим отделом готовится обзор правовых актов, принятых Московской городской Думой по основным направлениям жизнедеятельности города. Этот материал также у нас выходит в первом квартале и содержит обзор действующих основных законов Москвы, отражающий значительную, в общем-то, хозяйственную и социальную деятельность. Он содержит описание законов, и мы пытаемся давать ещё реализацию законов, то есть правовая основа показана всего законодательного поля города, и под каждый закон мы пытаемся дать материалы по его реализации. То есть мы используем документы правительства Москвы по тем или иным направлениям.
    Ещё новые направления в работе хочется отметить. Вот с 2005 года новым направлением в работе является мониторинг правоприменительной практики. В качестве одного из инструментов правоприменительной практики является мониторинг законодательства.
     Отделом совместно с Государственным правовым управлением готовятся материалы к ежегодному докладу Московской городской Думы.
    Кроме того, ещё у нас является одним из таких важных направлений, это анализ информации об освещении правоприменительной практики законов в Интернет, и информация, поступающая из управления по связям с общественностью и средств массовой информации. То есть это готовится такая некая справка по конкретному закону города Москвы: исполнение закона - неисполнение закона и предложения по внесению норм. Такая справка готовится нашими специалистами, дальше она идёт в Государственное правовое управление и используется в паспортах законов. Паспорта законов у нас также находятся на сайте Московской городской Думы, их можно посмотреть.
    И ещё, конечно, сейчас об этом и говорилось, одно из важных направлений - это организация обратной связи с населением.
     Как ни прискорбно, всё-таки правовая культура нашего населения, она оставляет желать лучшего, скажем прямо. Поэтому у нас организован Интернет-опрос с 2006 года по законам города Москвы, имеющим социально значимый характер. Проведение таких интерактивных опросов позволяет не только выявить отношения некоторой группы населения города к московскому законодательству, но и одновременно повысить его правовую культуру.
    Раньше у нас вывешивался один конкретный закон, и по нему мы там около 10 вопросов задавали. Сейчас мы несколько изменили подход. У нас берётся конкретный закон, который также можно открыть и посмотреть, и смотрим конкретную норму. И задаются некоторые вопросы уже конкретно по этой норме, то есть вот как или иначе относится население вот к этому закону.
    Хочется отметить, что, в общем-то, активность значительно возросла в связи с тем, что, может быть, потому что один конкретный вопрос, который является злободневным и актуальным, мы стали задавать не по всему закону, а именно то, что такое вот самое актуальное и острое.
     И также у нас, конечно, новое направление - это подготовка ежегодного доклада.
     Мы готовим материалы для доклада. Уже было подготовлено три доклада, сейчас идёт работа над следующим докладом. Предыдущий доклад у нас был (назывался он Московское законодательство в условиях экономического кризиса ), сейчас мы готовим новый доклад (это фактически проблемы социального развития города Москвы).
    Доклады у нас опубликованы на официальном сайте. Они содержат анализ итогов законодательной деятельности за соответствующий период, и могут быть полезны в решении задач повышения эффективности и качества правового регулирования в основных сферах деятельности и дальнейшего совершенствования и развития мониторинга законодательства.
    У меня всё.
    Ещё хотелось бы отметить, конечно, может быть, стоит развивать, действительно, более тесное взаимодействие аналитических служб по обмену информацией аналитической. Потому что мы, когда готовим... Вот, наверное, вы, когда готовите свои материалы, вы, конечно, обращаетесь к опыту других субъектов, вы его описываете, смотрите, как решаются задачи, требующие законодательного регулирования в каких-то других регионах. И, конечно, это потом всё идёт в материалы, которые готовятся для депутатского корпуса.
    Спасибо.
    БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо, Марина Фёдоровна.
    И я хотел бы предоставить слово Максутову Александру Борисовичу - представителю Свердловской области, начальнику информационно-аналитического отдела.
    Я хотел бы попросить по регламенту чуточку, так сказать...