МИ 2010, май "Материалы семинара-совещания с руководителями аналитических служб аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
МАКСУТОВ А.Б. Спасибо.
Я благодарен, Александр Николаевич, за приглашение, за то, что есть такая возможность встретиться и обменяться мнениями, познакомиться друг с другом ... аналитических подразделений.
Очень кратко.
У нас большие изменения в области. В октябре у нас новый губернатор Мишарин Александр Сергеевич назначен и избран.
В октябре же Дума получила своё здание, полностью оснащённое. Теперь у каждого комитета есть свой электронный зал, со всеми электронными историями, легендами всех законопроектов. У нас действует внутренняя система Парадис , которая аналогична АСОЗД - системе. То есть любой депутат может посмотреть всю историю законопроекта и все поправки, которые были внесены и кем были внесены.
У нас есть хорошо оборудованные помещения для двух палат. У нас единственный, пожалуй, регион, где ещё двухпалатная система: есть Палата представителей, и есть, собственно, областная Дума. Очень сложная система выборов. Областная Дума избирается каждые два года, полсостава. И поэтому каждые два года избирается новый председатель. И вот после выборов марта 2010 года у нас новый председатель и областной Думы - Чечунова Елена Валерьевна.
В этих условиях и я тоже, можно сказать, новый человек, заместитель. Я возглавил информационно-аналитическое направление Законодательного Собрания в декабре месяце. Первое, что я попытался сделать, это отладить алгоритмы информационного сбора и обработки информации и составить хотя бы первый отчёт по предыдущему созыву депутатов за четыре года. И здесь столкнулся с определёнными трудностями, поскольку, собственно, в комитетах и сотрудники аппарата не могли просто-напросто вычленить основополагающие какие-то законы и тем более написать к ним или сделать какие-то аналитические сопровождающие справки. То есть то, что можно было бы потом пустить и ознакомить не только людей, сведущих вот этим юридическим языком, достаточно подробно изложенных в пояснительных записках, но и более, так скажем, в широком контексте запустить.
Всё-таки мне это удалось, благодаря тому, что контакт с депутатами неплохой и с председателями комитетов мы отладили эту систему. Но всё-таки, наверное, как и во всех регионах, где в основном существуют информационно-аналитические управления, где службы информации соединены со службами аналитиков, я вижу, наверное, одну большую проблему, которую надо решать как-то.
Проблема заключается в простом. Мы все находимся, по словам Джей Хелли - консультанта 60-х годов, в позиции снизу, то есть мы реагируем на запросы депутатов, мы реагируем на запросы председателей палат. Хотя я вот по просто интенции нового председателя палаты чувствую, что они хотят видеть как раз больше аналитическую составляющую. То есть какой-то прогностический материал, который превентивно оценивает входящие законопроекты, говорит о том, какие возможны прогностические варианты развития событий, вот то, о чём говорил Александр Николаевич.
Вот эта составляющая у нас... Я со многими регионами тоже попытался связаться и обговорить эти вопросы. Я думаю, что мы в основном работаем, как информационные порталы, информационные, так скажем, лаборатории депутатов и председателей палат. И вот сломить и вывести во главу угла и оказаться в позиции ап , то есть сверху всех процессов и, собственно, заниматься уже аналитическим обобщением материалов, это, мне кажется, задача номер 1, которая, мне кажется, стоит перед всеми региональными аналитическими подразделениями, и возможности тут не ограничены, просто не ограничены.
Маленький пример. На последнем заседании областной Думы, которое прошло в начале апреля, правительство вносит практически уже с колёс в повестку дня ряд вопросов, в том числе о передаче, допустим, крупного пакета акций центрального стадиона одному из банков. Банк совершенно не известный в регионе. Что может сделать аналитик? Депутаты, которые приходят на заседание, естественно, оказываются ... с этим вопросом, и, как правило, голосуют уже, поскольку они не подготовлены, как правило, положительно.
Можно развернуть ситуацию в разных ключах. И, ознакомив депутатов с картой интересов, так скажем, которая стоит за этим вопросом, и можно развернуть вопрос по-разному. Но это не о том, чтобы препятствовать какому-то процессу и о том, что, как правило, собственно, законодательная деятельность, законотворческий процесс, он у нас в регионах находится в подчинённом положении. Вот даже по 2009 году у нас в регионе 172 закона было принято, из них 57 - это приведение с федеральным соответствием, где-то 70 было внесено правительством, и остальная часть - это, собственно, инициатива депутатов и других субъектов законодательной инициативы. То есть основной у нас актив идёт со стороны исполнительной власти, основной запрос.
И, естественно, в треугольнике Карпмана, можно сказать, где есть притеснитель, жертвы и спасатель, мы в данном случае законотворческий процесс всегда приспособляем к запросам исполнительной власти.
Мне кажется, усиливая аналитические подразделения в законодательных собраниях, мы усиливаем тем самым и собственно роль законодательных органов в регионах, на местах. И это один из основных ресурсов и один из основных посылов, который вот, как я понял, так в январе прозвучал в разговоре с Александром Николаевичем, сегодня прозвучал на круглом столе . И я всеми руками за то, чтобы продолжать это обсуждение, обмениваться алгоритмами работы, и вот задействовать ту общую площадку, Интернет-площадку, которая позволит обменяться нам собственными возможностями.
Спасибо за внимание.
БЕЛОУСОВ А.Н. Спасибо, Александр Борисович.
Я хотел бы предоставить слово Ширяевой Ярославе Дмитриевне - ведущему специалисту сектора аналитического правового обеспечения и юридического управления аппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Пожалуйста.