МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ"
4.3. Парламент Кабардино-Балкарской Республики
В текущем году депутатским корпусом, с учетом объективной оценки социально-экономической ситуации в республике, был определен достаточно широкий круг мероприятий, реализация которых потребовала не только усилий депутатов, Аппарата Парламента, но и активного взаимодействия с Президентом и Правительством КБР, тесного сотрудничества с органами местного самоуправления и общественными организациями.
2010-й год ознаменовался вступлением во второй срок полномочий Президента Кабардино-Балкарской Республики. Задачи, которые он поставил перед органами государственной власти, стали предметом особого внимания депутатов. Это дальнейшее развитие государственного строительства, модернизация экономики и социальной сферы, поддержка местного самоуправления, повышение эффективности действия республиканского законодательства, совершенствование парламентской деятельности.
Направления работы парламентариев во многом были определены Посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию и Посланием Президента Кабардино-Балкарской Республики Парламенту.
Ключевыми задачами законопроектной деятельности депутатов были следующие: совершенствование республиканской законодательной базы; оперативное реагирование на изменения федерального законодательства; законодательная поддержка базовых отраслей экономики, малого и среднего предпринимательства, инвестиционной деятельности, социальной сферы республики.
В 2010 году проведено 17 пленарных заседаний Парламента, выполнены 267 основных мероприятий, что на треть больше запланированных.
О результатах сессии говорит количество принятых законов - 122 закона, это рекордный показатель за последние 7 лет, который позволяет сделать вывод о конструктивности совместной работы фракций всех политических партий в Парламенте, активизации и продуктивности работы комитетов Парламента КБР, совершенствовании ими своей деятельности в части законотворчества.
Следует подчеркнуть, что по данным рейтингового агентства «ЭКСПЕРТ РА» в числе регионов Российской Федерации с низким уровнем законодательного риска Кабардино-Балкария находится на десятом месте.
Из общего числа принятых законов подавляющее большинство (77,9%) – о внесении изменений в действующие законодательные акты, 20,5% – базовые законы и 1,6% – о признании утратившими силу. Эти показатели свидетельствуют о том, что в 2010 году депутаты в основном работали над совершенствованием имеющейся законодательной базы и приводили ее в соответствие с новациями в федеральном законодательстве.
По сферам правового регулирования принятые законы распределились следующим образом: наибольшую долю составляют законы в сфере экономики и финансов, на втором месте – законы в сфере государственного строительства, третью позицию занимает блок законов в области социальной сферы и охраны здоровья граждан .
Большая часть законопроектов – 70,5% от общего числа – инициирована отраслевыми комитетами. Доля законопроектов, внесенных в Парламент Президентом КБР, составила 18,8%. Правительством КБР из запланированных 9 законопроектов было внесено в Парламент всего 3, что составило лишь 2,5% от общего числа принятых в 2010 году законов.
Кабардино-Балкария, богатая природными ресурсами и туристско-рекреационным комплексом, заинтересована в привлечении соответствующих инвестиций, поэтому одним из основных приоритетов законодательной деятельности Парламента является создание максимально благоприятных законодательных условий для инвесторов, законодательная поддержка малого и среднего бизнеса. За отчетный период в этой области принято 7 республиканских законов, в том числе способствующих инновационному развитию экономики КБР. Все они были внесены Комитетом по экономической политике, собственности и предпринимательству.
Значимое место в работе Парламента занимал законопроект о бюджете. В результате внесенных изменений в Закон КБР «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2010 год» доходы бюджета в 2010 году увеличились на 837,7 млн. рублей, а расходы − на 841,9 млн. рублей. Особо хочется отметить, что бюджетное законодательство республики пополнилось новым базовым законом «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе».
В отчетный период внесены изменения в 14 республиканских целевых программ. Следует отметить, что Комитет по труду, социальной политике и здравоохранению принял активное участие в разработке республиканской целевой программы модернизации здравоохранения в Кабардино-Балкарской Республике на 2011-2012 годы. По предварительным данным, республика получит на модернизацию системы здравоохранения субсидии из федерального бюджета в объеме 1,7 млрд. рублей.
Вместе с тем анализ реализации многих целевых программ показал, что их финансирование в среднем не превышает 50%, что не позволяет в полном объеме выполнять программные мероприятия, значительно снижает их эффективность. Кроме того, зачастую отраслевые министерства − разработчики программ – несвоевременно вносят либо вообще не вносят в них изменения. В 2010 году 8 РЦП закончили свое действие, ряд из них предложено пролонгировать путем внесения соответствующих изменений в республиканские законы, по остальным – разработать новые и утвердить их постановлениями Правительства КБР. В целом же Правительству предстоит определить наиболее приоритетные направления программ, чтобы сконцентрировать на них финансовые ресурсы и в конечном итоге обеспечить их 100-процентное финансирование.
В 2010 году была продолжена работа по внесению изменений в Закон КБР «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» и описанию границ муниципальных образований КБР. В этой области правового регулирования принято 10 законов.
В сфере государственного строительства и обеспечения правопорядка заслуживают внимания следующие принятые законы КБР: «О поправках к Конституции Кабардино-Балкарской Республики», «О системе профилактики правонарушений в Кабардино-Балкарской Республике», «О соблюдении покоя граждан и тишины в ночное время в Кабардино-Балкарской Республике».
На регулирование ряда вопросов аграрной политики, экологии и природопользования направлены внесенные изменения в Земельный Кодекс КБР, в Закон КБР «Об охране окружающей среды в Кабардино-Балкарской Республике».
Среди законопроектов, посвященных развитию инновационной экономики, в осенней сессии особое место заняли законопроекты «О регулировании отношений в сфере научной и (или) научно-технической деятельности в Кабардино-Балкарской Республике», «О внесении изменений в Закон Кабардино-Балкарской Республики «Об инновационной деятельности в Кабардино-Балкарской Республике».
В сфере социальной политики – одном из приоритетных направлений законодательной деятельности Парламента – принят целый ряд изменений в законодательные акты КБР в части поддержки ветеранов, пенсионеров, детей, оставшихся без попечения родителей, охраны здоровья и др. Однако здесь следует обозначить такую проблему, как несвоевременность принятия органами исполнительной власти подзаконных актов. Целесообразно рассмотреть вопрос о внесении уточняющих изменений в Регламенты Парламента и Правительства КБР, в соответствии с которыми закон не может быть принят, если в Парламент не поступит информация Правительства о проектах соответствующих подзаконных актов. Этот порядок может касаться только одной группы законопроектов – о предоставлении социальной поддержки отдельным категориям граждан. Следует подчеркнуть, что такая практика уже принята Государственной Думой при поддержке и Президента, и Председателя Правительства России.
В 2010 году на рассмотрение в Госдуму Парламентом КБР внесено 5 законопроектов, из которых принят пока только один: «О внесении изменений в Федеральный закон «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В ходе этой работы парламентарии неоднократно сталкивались с такими проблемами, как немотивированный возврат законопроектов, нарушение порядка и сроков их рассмотрения. Комитетам Парламента необходимо наладить более тесное и конструктивное взаимодействие с профильными комитетами и правовым управлением Госдумы, улучшить качество подготовки законодательных инициатив, как в плане содержания, так и в плане юридико-технического оформления.
Сегодня становится очевидной необходимость регулярного проведения мониторинга законодательства и правоприменительной практики, который становится организационно оформленным инновационным институтом государственного управления. На его основании могут своевременно вырабатываться, качественно приниматься и эффективно реализовываться государственные решения.
Такая работа уже проводится, ее результатом стал подготовленный Парламентом КБР Доклад «О состоянии законодательства Кабардино-Балкарской Республики в 2009 году», который отмечен дипломом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Однако хотелось бы, чтобы мониторингом права занимались не только законодатели, но в первую очередь − правоприменители, то есть органы исполнительной власти и местного самоуправления. Именно они должны подсказывать законодателям, какие пробелы и правовые коллизии имеются сегодня в законодательстве, какие нормы законов малоэффективны на практике и требуют изменений. Парламент КБР готов рассматривать все конструктивные предложения по совершенствованию законодательства, в том числе выходить с инициативами и на федеральный уровень. Вместе с тем за период 2010 года доля законопроектов, внесенных в Парламент КБР органами местного самоуправления, составила лишь 6,6% от общего числа законов. Можно отметить и пассивность общественных организаций в части законотворчества.
Результатом анализа законодательства и правоприменительной практики стали также подготовленные Парламентом практические пособия «Налоги и налоговое администрирование» и «Меры социальной поддержки граждан и экономической поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в Кабардино-Балкарской Республике» (второе издание), которые достаточным тиражом разосланы во все органы местного самоуправления. Эти пособия могут использоваться и в деятельности депутатов, отраслевых министерств и ведомств, местных администраций, предпринимателей и других заинтересованных лиц. Кроме того, подготовлена к публикации брошюра «Реализация Федерального закона от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Электронные версии данных брошюр размещены на официальном сайте Парламента КБР.
В 2010 году был принят Федеральный закон № 83-ФЗ, который принципиально меняет подходы к финансовому обеспечению деятельности государственных и муниципальных учреждений и до сих пор вызывает много вопросов. В связи с этим целесообразно на уровне Правительства КБР создать временную комиссию с участием депутатов Парламента КБР по мониторингу формирования нормативной правовой базы, в том числе на муниципальном уровне, обеспечивающей вступление в силу данного закона.
Обеспечивая надлежащую законодательную основу социальных и экономических преобразований Кабардино-Балкарской Республики, Парламент вместе с тем не замыкался на этом направлении своей деятельности, активно используя весь предоставленный федеральным законодательством и Конституцией республики арсенал полномочий в осуществлении парламентского контроля.
Практически еженедельно на заседаниях президиума Парламента проводились «правительственные часы», на которых заслушивались министры и другие должностные лица, руководители контрольных, надзорных органов и крупных хозяйствующих субъектов.
Следует отметить, что в целом деятельность Парламента в данном направлении значительно активизировалась по сравнению с прошлым годом, в результате чего число рассмотренных вопросов выросло вдвое.
Представляется целесообразным изменить подход к проведению традиционных «правительственных часов». С весенней сессии 2011 года можно наиболее актуальные и проблемные вопросы выносить на заседания Парламента, а также заслушивать отчеты министров по всем направлениям деятельности.
В течение прошедшего года широко использовалась и такая форма парламентского контроля, как парламентские слушания, на которых были развернуты широкие дискуссии по обострившимся сегодня проблемам правонарушений, терроризма и экстремизма.
Всесторонне обсуждался на публичных слушаниях проект Закона КБР «О республиканском бюджете Кабардино-Балкарской Республики на 2011 год». В результате тщательной проработки этого важного документа всеми комитетами ко второму чтению были внесены изменения плюсом на общую сумму по доходам республиканского бюджета на 139,8 млн. рублей, по расходам − на 169,5 млн. рублей.
Комитетами Парламента в отчетный период из 249-ти заседаний 27 проведены как выездные или расширенные. Такая форма представляется эффективной, так как позволяет глубже охватывать проблему с привлечением большего числа заинтересованных лиц.
В рамках организационно-аналитической деятельности Парламента в 2010 году проведен 21 «круглый стол», что значительно больше, чем в предыдущий период . Их тематика затрагивает практически все сферы жизнедеятельности. Можно особо выделить такие темы, как: «О ходе реализации Закона КБР «О языках народов Кабардино-Балкарской Республики»; «О состоянии и перспективах развития системы дошкольного образования в Кабардино-Балкарской Республике»; «Охрана и использование объектов животного мира в Кабардино-Балкарской Республике»; «Об эффективности использования земель в Кабардино-Балкарской Республике» и др.
Заслуживают также внимания проведенные за отчетный год два республиканских семинара-совещания, которые получили положительные отзывы всех участников.
Следует отметить результативность совместной организационно-аналитической деятельности комитетов социального блока. Примером может послужить организованная ими научно-практическая конференция «Злоупотребление психоактивными веществами в детской и молодежной среде: состояние, проблемы и пути их решения», которой предшествовало проведение массового анкетирования учащихся и студентов учебных заведений республики. Такая работа дает хороший аналитический материал, а результаты социологических исследований могут быть использованы при планировании профилактической работы с молодежью всеми заинтересованными структурами.
В целом очевидна позитивная динамика контрольно-аналитической деятельности Парламента. Востребованы и ощутимы результаты его антикризисной работы. В рамках деятельности антикризисной комиссии Парламента рассматривались наиболее актуальные проблемы и пути их решения в различных отраслях экономики, социальной сферы республики, вырабатывались рекомендации государственным органам исполнительной власти и местного самоуправления.
Заслуживает одобрения и деятельность Межведомственной комиссии, созданной по инициативе депутатского корпуса в связи с возросшим количеством жалоб со стороны населения по определению правомерности решений, принимаемых монополистами по оказанию жилищно-коммунальных услуг. Проблемы этой отрасли будут находиться под пристальным вниманием депутатов постоянно.
Следует подчеркнуть, что из общего количества обращений, заявлений и жалоб, поступивших к депутатам Парламента в 2010 году, наибольшую долю − 38,9% − составили жалобы на услуги ЖКХ. Социальный состав обратившихся граждан остается неизменным. Свыше 50% обращений поступает от наименее защищенных слоев населения: пенсионеров, инвалидов, работников бюджетной сферы.
Анализ работы с обращениями граждан свидетельствует о необходимости дальнейшего совершенствования этого направления деятельности, поскольку характер обращений является индикатором жизни общества и может служить источником законотворчества.
Второй год при председателе Парламента действует Общественный совет, который способствует выработке согласованных мер, в том числе законодательного характера, по решению имеющихся сегодня в республике социально-экономических проблем, обеспечения взаимодействия различных управленческих, экономических и общественных структур.
Год назад был сформирован второй состав Молодежной палаты при Парламенте Кабардино-Балкарской Республики. Деятельность молодых парламентариев, поддержанная депутатами, дала ощутимый толчок в развитии молодежного движения в республике. Особенно заметной и продуктивной была работа Комиссии по здравоохранению и Комиссии по труду и социальной политике, ее председатель Тимур Гуппоев участвовал во Всероссийском молодежном форуме «Россия, вперед!» в Сколково, где представлял свой инновационный проект «Производство программно-аппаратных комплексов для диагностики и лечения заболеваний опорно-двигательной системы человека».
По инициативе Молодежной палаты при поддержке Парламента успешно проведен благотворительный концерт «Добрые сердца». Только из личных средств депутатов было собрано 105 тыс. рублей, которые направлены на поддержку детей, страдающих тяжелыми заболеваниями (гемофилия, онкология и др.).
Следует отметить достижения молодежи республики по итогам Пятого Всероссийского конкурса молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива». Парламент КБР выступил организатором республиканского этапа данного конкурса. Среди 27 конкурсантов, приглашенных для награждения в Государственную Думу, 2 победителя отмечены золотым знаком отличия «Депутатский резерв», 6 человек награждены дипломом I степени, 2 – II степени, 2 – III степени.
В истекшем году особое внимание уделялось развитию межпарламентских отношений: взаимодействию, обмену опытом с коллегами из других регионов страны. Заключены соглашения с рядом законодательных органов субъектов Российской Федерации. Поистине важным и значимым событием в общественно-политической жизни республики стало подписание меморандума с Парламентом Республики Абхазия. Однако потенциал межпарламентских связей пока используется недостаточно, необходимо искать эффективные механизмы по обмену опытом с другими законодательными органами в целях совершенствования парламентской деятельности.
В течение года работа Парламента КБР достоверно, полно и разносторонне освещалась в республиканских средствах массовой информации. Традиционными стали комментарии Председателя Парламента КБР и депутатов к важным событиям, происходящим в КБР и РФ, разъяснения к принимаемым законопроектам и интервью о законодательной деятельности председателей комитетов Парламента, руководителей депутатских фракций.
В целом можно констатировать, что деятельность Парламента КБР стала более «прозрачной», вся необходимая информация размещается в открытом доступе на сайте Парламента в сети Интернет. По итогам конкурса на лучший сайт законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сети Интернет в 2009 году Советом Федерации Федерального Собрания РФ отмечено динамичное развитие сайта Парламента КБР. Всего в этой номинации выделено 14 субъектов России, из них в числе субъектов СКФО − только Кабардино-Балкарская Республика (в 2008 году сайт Парламента КБР был отмечен просто за участие).
Необходимо наладить более конструктивное сотрудничество с профильными министерствами и ведомствами в плане совершенствования законотворческой деятельности, глубже анализировать имеющиеся проблемы, осуществлять мониторинг эффективности принимаемых решений. Депутатский корпус приложит все усилия по реализации намеченных мероприятий и внесет свой посильный вклад в дело укрепления государственности.