МИ 2011г. февраль "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Северо-Кавказский федеральный округ"
4.4. Народное Собрание (Парламент) Карачаево-Черкесской Республики
Главным направлением деятельности Парламента Карачаево-Черкесии как высшего органа законодательной власти республики следует признать дальнейшее совершенствование законотворческого процесса, законодательное обеспечение социально-экономического развития региона, реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
В 2010 году законотворческая работа строилась в полном соответствии с Планом законодательной деятельности, сформированным на основании предложений Президента и Правительства республики, депутатов Парламента Карачаево-Черкесии IV созыва, других субъектов права законодательной инициативы.
В плане работы Народного Собрания на 2010 год был сохранен важный приоритет: это – социально ориентированное законотворчество. В плане законотворческой деятельности Парламента республики на 2010 год было обозначено 46 пунктов. В течение 2010 года в него вносились коррективы, продиктованные динамично совершенствующимся российским законодательством.
Ряд изменений был обусловлен, в частности, инициативами Президента Российской Федерации Д.А.Медведева, которые он сформулировал в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации. К примеру, Президент страны предложил внести в уставы и конституции субъектов Российской Федерации статьи о ежегодном отчете руководителей исполнительной власти перед местным парламентом по аналогии с Конституцией России. И парламентский комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению включил в свой план работу над законопроектом о внесении изменений в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики. Именно этот комитет проделал большую часть запланированной на 2010 год работы по законотворческой деятельности Парламента Карачаево-Черкесской Республики: через него прошло 16 проектов правовых актов, и в девяти случаях комитет планировал выступить как субъект права законодательной инициативы. Это, в основном, предложения о внесении изменений в целый ряд действующих республиканских законов.
Комитет по аграрной политике, природным ресурсам и природопользованию также предложил актуальные и социально важные поправки в республиканские законы, регулирующие земельные отношения, порядок пользования недрами, содержащими месторождения общераспространенных полезных ископаемых, поддержку крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств, а также расценки на проведение территориального землеустройства в отношении земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садов и огородов, индивидуального гаражного и жилищного строительства.
В комитете по экономической политике, бюджету, финансам, налогам и предпринимательству работали над республиканскими законами «О государственно-частном партнерстве», «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» и «О предоставлении налоговых льгот». Всего же в плане работы этого комитета было предусмотрено 13 правовых актов, главным из которых является проект закона о бюджете нашей республики на 2011 год.
Необходимо отметить, что в 2010 году была традиционно высока законотворческая активность исполнительной власти. В плане работы были предусмотрены 23 законодательные инициативы, исходящие от Президента и Правительства Карачаево-Черкесии.
В 2010 году в парламентских комитетах шла очень важная работа по изучению действующих республиканских законов на предмет наличия в них отсылочных норм. По мнению многих юристов российские законы страдают множеством отсылочных норм, которые обрекают вступивший в действие правовой акт на усмотрение чиновников исполнительной власти. А это благодатная почва не только для правительственного и ведомственного произвола, но и для коррупции, для того, чтобы трактовать закон как кому вздумается. Зачастую именно отсылочные нормы делают закон не работающим. По окончании этой важной для законодателя работы, напрямую связанной с реализацией контрольных функций парламента, будет принято соответствующее решение.
В соответствии с Конституцией Карачаево-Черкесской Республики и Регламентом Работы Парламента пленарные заседания Народного Собрания республики должны проводиться не реже одного раза в квартал. В 2010 году проведено 7 сессий, принято 88 законов, 270 постановлений Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики (данные по состоянию на 16.XII.2010 г.)
XI сессия (11 февраля 2010 г.)
Главным вопросом были выборы председателя Парламента республики IV созыва по итогам которых на эту должность был избран председатель парламентского комитета по аграрной политике, природным ресурсам и природопользованию Александр Иванов («ЕР»).
Всего на XI сессии рассмотрено более 20 вопросов. Депутаты внесли изменения в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики и в ряд действующих республиканских законов, утвердили изменения в Прогнозный план (Программу) приватизации республиканского имущества на 2010 год, приняли поправки в закон о республиканском бюджете на 2010 год. Состоялось первое чтение законопроекта «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики», а проект закона «О градостроительной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» рассмотрен во втором и окончательном чтении.
XII сессия (22 апреля 2010 г.)
В проекте повестки дня было 37 вопросов, но при ее обсуждении депутаты внесли еще 6 вопросов, решение которых, по их мнению, не терпело отлагательств, поскольку имели социально важное значение.
Так, Президент Республики Б.Эбзеев в порядке законодательной инициативы направил на рассмотрение сессии изменения в республиканский закон «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на территории Карачаево-Черкесской Республики». Необходимость срочного рассмотрения этого законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время Фонд содействия реформированию ЖКХ готов выделить для продолжения участия республики в программе преобразования жилищно-коммунального хозяйства около 400 млн. рублей. Депутаты поддержали Президента и внесли необходимые изменения в действующий республиканский закон.
Большинство рассмотренных на пленарном заседании законопроектов касались внесения в них соответствующих изменений с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством. Из законопроектов, разработанных парламентом, следует отметить проект закона, инициированный комитетом по науке, образованию, культуре, спорту, делам молодежи и туризму – «О мерах по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Карачаево-Черкесской Республике». Законопроект разработан с целью урегулирования вопросов пребывания лиц, не достигших 18 летнего возраста, в местах, нахождение в которых может причинить вред их здоровью, физическому интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию.
Ежегодно подростками и с их участием на территории Карачаево-Черкесской Республики совершается от 160 до 200 преступлений различной степени тяжести. Анализ подростковой преступности показал, что большая часть правонарушений совершается детьми в вечернее и ночное время, что свидетельствует об отсутствии за их поведением надлежащего контроля со стороны родителей (законных представителей).
В целях создания условий для защиты жизни и здоровья несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонарушений, депутаты предложили на законодательном уровне принять меры по недопущению нахождения детей в общественных местах без сопровождения родителей в возрасте до 7 лет - круглосуточно, в возрасте от 7 до 14 лет - с 21 часа до 6 часов, в возрасте от 14 лет до достижения совершеннолетия - с 22 часов до 6 часов.
В республиканский закон «Об образовании» было предложено внести изменения, которые закрепляют право студентов средних и высших учебных заведений создавать студенческие отряды. Под студенческими отрядами понимаются общественные учреждения или общественные организации, целью деятельности которых является организация временной занятости студентов, изъявивших желание в свободное от учебы время работать в различных отраслях экономики.
Депутаты внесли изменения в закон «О бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2010 год». Изменение доходов связано с увеличением доходной части бюджета за счет безвозмездных поступлений из федерального бюджета в сумме 779 169,2 тыс.рублей. Эти средства были направлены, в основном, на финансирование социально значимых расходов республиканского бюджета: оздоровление дете; содержание ребенка в семье опекуна и приемной семье; субсидии на софинансирование важных республиканских целевых программ в здравоохранении, ориентированных на совершенствование медицинской помощи больным с сосудистыми заболеваниями и больным, пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях; возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах в 2005 - 2010 годах на срок до 8 лет.
Парламентарии приняли к сведению отчет о работе Контрольно-счетной палаты Карачаево-Черкесской республики в 2009 году. Аудиторы этого постоянно действующего органа государственного финансового контроля, образованного Парламентом республики и подотчетного ему, в 2009 году провели 122 контрольных и экспертно-аналитических мероприятия. В ходе проведения только 39 контрольных мероприятий было охвачено проверками 108 республиканских объектов, а количество экспертно-аналитических мероприятий увеличилось почти в два раза. В финансовой бюджетной сфере выявлено нарушений законодательства на сумму 713,5 млн. рублей, из них подлежит восстановлению 67, 7 млн. рублей. В бюджеты разных уровней восстановлено более 52 млн. рублей.
Аудиторы Контрольно-счетной палаты отметили замедление роста доходов республиканского бюджета и негативную тенденцию роста остатков на едином счете бюджета при одновременном росте неисполнения расходных обязательств. Ежегодно растет и государственный долг Карачаево-Черкесии, который к началу 2009 года превысил 856 млн. рублей, что составляет 4,3% к уровню собственных доходов. Это соизмеримо с предельным уровнем государственного долга, предусмотренным Бюджетным Кодексом РФ, который не должен превышать 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.
В конце 2009 года депутаты Парламента республики неоднократно заслушивали информацию Министерства труда и социального развития республики о подготовке к проведению кампании по монетизации льгот по услугам ЖКХ. Тогда же было принято решение по прошествии первых двух-трех месяцев реализации программы заслушать на сессии информацию о ходе этой социально-важной кампании. Депутаты заслушали отчет первого заместителя министра труда и социального развития республики Н.Дармиловой.
Отвечая на вопрос, привела ли реализация закона о монетизации льгот к экономии бюджетных средств и сокращению числа льготников, Н.Дармилова отметила, что говорить о большой экономии бюджетных средств не приходится, поскольку сказался рост тарифов на услуги ЖКХ, а что касается числа льготников, то их стало меньше. Число федеральных льготников за три месяца текущего года сократилось с 55 406 человек до 43 тысяч. А региональных льготников стало на 4 тысячи больше: рост со 110 до 114 тысяч человек. Общая сумма средств, направленных в первом квартале на компенсацию льгот – 212 млн. рублей. К сожалению, своевременное поступление денег в муниципальные образования не гарантировало их своевременного получения льготниками, что особенно ярко проявилось в столице республики. Но ситуация постепенно нормализуется.
XIII сессия (3 июня 2010 г.)
Всего на XIII сессии Парламента республики четвертого созыва депутаты рассмотрели более 20 вопросов. Среди законопроектов, принятых во втором и окончательном чтении – республиканский закон «Об участии граждан в охране общественного порядка на территории Карачаево-Черкесской Республики». Он регулирует общественные отношения, возникающие в связи с участием граждан и организаций в обеспечении правопорядка. Закон определяет правовую основу, задачи и принципы, формы и порядок участия граждан и организаций в обеспечении правопорядка, устанавливая гарантии их правовой и социальной защиты.
Закон разработан в целях:
- противодействия криминогенным процессам в обществе, сдерживания и сокращения правонарушений;
- создания и укрепления в обществе атмосферы спокойствия и стабильности;
- объединения усилий и координации деятельности правоохранительных органов, граждан и организаций в борьбе с преступностью.
Закон определяет:
- правовую основу, цели, задачи, принципы участия граждан и организаций в обеспечении правопорядка;
- субъекты обеспечения правопорядка;
- формы участия граждан в обеспечении правопорядка (индивидуальное и коллективное);
- вопросы создания и ликвидации народных дружин;
- порядок приема и отчисления из народной дружины;
- обязанности, права и ответственность народных дружинников;
- вопросы финансирования и материально - технического обеспечения народных дружин;
- ограничения, связанные с участием граждан в охране общественного порядка.
Депутаты приняли изменения в закон о бюджете Карачаево-Черкесии на 2010 год. Цена поправки – 15 млн. рублей, выделяемых для участия в конкурсе по отбору субъектов РФ для привлечения средств на софинансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства.
В марте 2010 г. Министерство экономического развития Карачаево-Черкесской Республики в целях привлечения средств на софинансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства приняло участие в конкурсе по отбору субъектов Российской Федерации, бюджетам которых в 2010 году предоставляются субсидии для финансирования мероприятий, осуществляемых в рамках оказания государственной поддержки малого предпринимательства, проводимого Министерством экономического развития Российской Федерации. По итогам первого этапа конкурса в республику из федерального бюджета удалось привлечь 50 млн. рублей.
Помимо этого Министерством экономического развития Российской Федерации предусмотрено выделение 1,0 млрд. рублей на софинансирование мероприятий по оказанию государственной поддержки малого и среднего предпринимательства, осуществляемых субъектами Российской Федерации, входящими в состав Северо-Кавказского Федерального округа (СКФО). Распределение указанных средств предусмотрено осуществлять также на конкурсной основе. Для участия в конкурсе в целях привлечения средств на софинансирование мероприятий по поддержке малого и среднего предпринимательства в республиканском бюджете депутаты предусмотрели соответствующие средства.
На XIII сессии состоялось первое чтение важного для республики законопроекта «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике». Повышение инвестиционной привлекательности Карачаево-Черкессии неразрывно связано с уровнем развития законодательства в регионе. При этом имеется в виду то, что для потенциальных инвесторов более важным является не только размер или период действия тех или иных льгот, но и сам факт принятия законов, ориентированных на привлечение инвестиций. Это всегда расценивается как готовность региональных властей оказать поддержку инвесторам и возможность получения гарантий. В связи с этим значительную роль играет репутация властей, доверие к их решениям, основу которого составляет стабильность принятых документов, и последовательность региональной инвестиционной политики.
Разработчики закона «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Карачаево-Черкесской Республике» изучили опыт совершенствования инвестиционного законодательства в целом ряде российских регионов и затем в своем проекте для удобства инвесторов собрали весь необходимый материал, в том числе и по налоговым льготам, хотя, казалось бы, они должны быть прописаны в налоговом законодательстве. Исходили при этом из того, чтобы инвестор искал и читал не несколько законов, а один, ознакомившись с которым можно было бы представить себе реальную инвестиционную ситуацию в Карачаево-Черкессии, составить мнение об инвестиционной привлекательности региона.
Таким образом, в законопроекте прописаны конкретные формы государственной поддержки инвесторов, все виды этой поддержки, а процедура принятия решений об оказании поддержки предельно прозрачна и понятна. Ценно в проекте закона и то, что льготное налогообложение инвестиционных проектов не приведет к уменьшению сформировавшейся налогооблагаемой базы, а государственная поддержка в форме выделения бюджетных средств в виде субсидированных процентных ставок субъектам инвестиционной деятельности будет оказываться в пределах средств, запланированных в республиканском бюджете на очередной финансовый год.
Начиная с 3 июня 2010 года, официальный веб-сайт Народного Собрания Карачаево-Черкесии используется для прямой трансляции в режиме реального времени в сети Интернет пленарных заседаний Парламента республики. Организация прямых трансляций заседаний Парламента республики в режиме он-лайн – реальный шаг по пути реализации Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
XIV сессия (15 июля 2010 г.)
Депутаты обсудили 33 основных и 3 дополнительных вопроса, внесенных в повестку дня в ходе обсуждения ее проекта. Из них почти треть составили законопроекты, внесенные комитетом по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению. Депутаты внесли изменения в законы «О выборах депутатов Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесской Республики», «Об избирательной комиссии Карачаево-Черкесской Республики», «О местном самоуправлении в Карачаево-Черкесской Республики», «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики».
Были заслушаны и одобрены: отчет Контрольно-счетной палаты республики по результатам проверки образования остатков денежных средств на едином счете бюджета по состоянию на 1 января 2010 года и выявления причин, способствующих неполному расходованию бюджетных средств в министерстве финансов республики; отчет Правительства об исполнении республиканского бюджета в первом квартале текущего года, а также изменения в республиканский бюджет 2010 года. Они обусловлены соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, в соответствии с которыми увеличены ассигнования за счет средств федерального бюджета. Дополнительные средства направляются, в частности, на объекты капитального строительства, развитие социальной и инженерной инфраструктуры в сельской местности, на улучшение жилищных условий молодых семей и молодых специалистов, работающих на селе, проведение мероприятий по развитию газификации и водоснабжения в сельской местности.
Изменения финансовых обязательств республики и дополнительных расходов, покрываемых за счет средств республиканского бюджета, потребует реализация принятого на сессии в первом чтении проекта закона «Об уполномоченном по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике». Его реализация потребует расходов из бюджета в размере около 3704,6 тыс. рублей – по аналогии с расходами, предусмотренными на содержание уполномоченного по правам человека в Карачаево-Черкесской Республике.
Дополнительных расходов республиканского бюджета потребует также принятый на сессии в окончательном чтении закон «О социальной поддержке отдельных категорий граждан в сфере ипотечного жилищного кредитования в Карачаево-Черкесской Республике». Он принят в интересах малообеспеченных семей, для которых ипотечные жилищные кредиты практически недоступны, поскольку для их оформления необходимо внести первоначальный взнос за счет собственных средств в размере 10% стоимости кредита. В условиях Карачаево-Черкесии эта сумма составляет даже для однокомнатной квартиры 150 тыс. рублей.
Принятый закон предоставляет социальную поддержку тем гражданам, которые признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в виде погашения части первоначального взноса при оформлении ипотечного жилищного кредита. Это расширяет возможность заявленных в Законе категорий граждан участвовать в приобретении ипотечного жилья. В соответствии с республиканской целевой программой развития в Карачаево-Черкесии жилищного кредитования в бюджете необходимо предусматривать на эти цели до 3 млн. рублей ежегодно.
XV сессия (29 октября 2010 г.)
На пленарном заседании обсуждено более 20 вопросов, в частности ряд законопроектов, прошедших через парламентский комитет по экономической политике, бюджету, финансам, налогам и предпринимательству. Были внесены необходимые изменения в законы «О межбюджетных отношениях в Карачаево-Черкесской Республике» и «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2010 год». Изменения, внесенные в республиканский бюджет, обусловлены увеличением доходов на сумму 1 149 830,9 тыс. рублей и расходов на сумму 2 068 114,1 тыс. рублей.
Депутаты приняли к сведению отчет Правительства Карачаево-Черкесии об исполнении республиканского бюджета за I полугодие 2010 года. Исполнение налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета в первом полугодии текущего года составило 39,1% к уточненным годовым назначениям, 103% к назначениям первого полугодия и 136,6% к уровню соответствующего периода прошлого года. Расходная часть республиканского бюджета исполнена на 44,5% и составила 4 845 618, 5 тыс. рублей.
Внесенным депутатами М.Субнчевым и Н.Дудник законопроектом «О внесении изменений в республиканский закон «О предоставлении налоговых льгот» предлагается установить налоговую ставку в размере 7,5% для всех категорий налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. По данным Управления Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесии в 2009 году в республике было зарегистрировано 770 юридических лиц и 495 индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов», и от них поступило налогов соответственно 17,6 и 16,1 млн. рублей.
Президент Российской Федерации в июне текущего года дал поручение. Во исполнение поручения Президента РФ, данного им в июне 2010 г. высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, принять меры законодательного и организационно-распорядительного характера по созданию в субъектах РФ специальных учреждений для содержания по решению суда иностранных граждан, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, парламентский комитет по законодательству, государственному строительству и местному самоуправлению внес на рассмотрение сессии законопроект «О порядке создания специальных учреждений для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации», который был рассмотрен в первом чтении.
Необходимость разработки данного законопроекта вызвана тем, что перед Карачаево-Черкесской Республикой, как и перед многими другими субъектами Российской Федерации, в настоящее время достаточно остро стоят вопросы организации эффективного противодействия нелегальной и неконтролируемой миграции. В частности, за последние 5 лет число иностранных граждан прибывающих на территорию республики, увеличилось практически в три раза. Прогноз развития миграционной ситуации указывает на стабильный рост этого показателя, который в свою очередь влечет и увеличение количества административных правонарушений в области соблюдения миграционного законодательства со стороны иностранных граждан. В 2009 году в отношении иностранных граждан было составлено более 540 административных протоколов за нарушение правил пребывания и осуществление трудовой деятельности. За пределы Российской Федерации было выдворено 28 иностранных граждан.
Депутаты внесли изменения в закон «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике». В частности, за избирательными объединениями законодательно закреплено право выдвижения списка кандидатов по одномандатным избирательным округам; с 4 до 5 лет изменен срок полномочий избирательных комиссий муниципальных образований; исключена возможность досрочного голосования; политическим партиям на выборах в представительные органы муниципальных образований предоставлено право создавать объединения или союзы с иными общественными объединениями, а также вменено в обязанность включать в списки кандидатов кандидатуры, предложенные общественным объединением, число этих кандидатур может составлять не более 15% от числа всех кандидатов, включенных в список.
XVI сессия (25 ноября 2010 г.)
Депутаты обсудили более 30 вопросов. Главный из них – проект закона о бюджете Карачаево-Черкесской республики на 2011 год, принятый в первом чтении. Также был обсужден бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год. Состоялось второе чтение проектов республиканских законов «Об уполномоченном по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике», «О порядке создания специальных учреждений для временного содержания иностранных граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации». Внесены изменения в республиканские законы «О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления, глав муниципальных образований и иных выборных должностных лиц местного самоуправления в Карачаево-Черкесской Республике», «О развитии малого и среднего предпринимательства в Карачаево-Черкесской Республике», «О ветеринарии в Карачаево-Черкесской Республике» и другие.
Принят к сведению отчет Правительства республики об итогах исполнения республиканского бюджета за 9 месяцев 2010 года, утвержден Прогнозный план (Программа) приватизации республиканского имущества на 2011 год.
Во втором и окончательном чтении принят проект закона «О порядке создания специальных учреждений для временного содержания граждан, подлежащих депортации или административному выдворению за пределы Российской Федерации». Этот законопроект весьма актуален в плане организации эффективного противодействия нелегальной и неконтролируемой миграции. Как уже отмечалось в ходе его первого чтения, за последние пять лет число иностранных граждан, прибывающих на территорию республики, увеличилось втрое, и прогноз миграционной ситуации указывает на рост этого показателя. Отдел Федеральной миграционной службы по Карачаево-Черкесской Республике стремится к повышению эффективности противодействия нелегальной и неконтролируемой миграции, пресекая правонарушения в сфере миграционного законодательства. В частности, в прошлом году было составлено 540 административных протоколов в отношении иностранных граждан, нарушивших правила пребывания и осуществления трудовой деятельности, 28 «нелегалов» были выдворены за пределы Российской Федерации. Но административное выдворение или депортация нелегальных мигрантов – это достаточно сложная проблема, поскольку в республике пока нет специального учреждения для временного содержания таких иностранных граждан. Теперь, когда закон принят, такие учреждения будут создаваться по решению Правительства республики в форме государственных казенных учреждений.
На сессии состоялось второе чтение проекта закона Карачаево-Черкесской Республики «Об уполномоченном по правам ребенка в Карачаево-Черкесской Республике». Законопроект принят в окончательном чтении и вступил в силу с 1 января 2011 года. Согласно принятому закону, Уполномоченный по правам ребенка замещает государственную должность и является заместителем Уполномоченного по правам человека Карачаево-Черкесской республики. На эту должность на 5-тилетний срок полномочий может быть избран гражданин РФ, достигший возраста 30 лет, имеющий опыт правозащитной деятельности. Уполномоченный по правам ребенка назначается Народным Собранием (Парламентом) Карачаево-Черкесской Республики по представлению Президента Карачаево-Черкесии, если за представленную кандидатуру проголосовало больше половины от установленного числа депутатов.
К полномочиям защитника прав детей отнесены контроль за соблюдением прав, свобод и законных интересов конкретного ребенка, рассмотрение общих причин нарушений прав и свобод детей в Карачаево-Черкесской Республике, информирование общественности о состоянии соблюдения защиты интересов несовершеннолетних детей, ежегодная подготовка докладов. Уполномоченный по правам ребенка вправе влиять на любую ситуацию, создающую опасность здоровью и жизни детей, где бы это ни было: в семье, в школе, в социальных учреждениях для детей-сирот, в местах принудительного содержания на территории республики.
В первом чтении был принят проекта закона Карачаево-Черкесской республики «О республиканском бюджете Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год». Основные параметры бюджета сформированы на основе прогноза социально-экономического развития Российской Федерации и Карачаево-Черкесской Республики на 2011 год, основных направлений налоговой и бюджетной политики на 2011 год, с учетом перспективных и текущих социально-экономических задач, определенных проектом закона «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов».
Прогноз доходной части консолидированного бюджета Карачаево-Черкесской республики на 2011 год составляет 8 млрд. 602 млн. рублей. Расходы консолидированного бюджета сформированы в сумме 8 млрд. 947 млн. рублей. Дефицит составил более 344 млн. рублей.
При расчете объема доходов республиканского бюджета на 2011 год учитывалось действующее законодательство Российской Федерации, в том числе и те положения, которые вступят в силу с 1 января 2011 года.
Общая сумма налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета прогнозируется в размере 3 млрд. 465,9 млн. рублей, что на 21% превышает рост ожидаемой оценки текущего года. Доходы республиканского бюджета возрастут на 24,3% к уровню первоначально утвержденного бюджета 2010 года.
Проект закона «Об установлении величины прожиточного минимума пенсионера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011 год», внесенный парламентским комитетом по социальной политике, охране здоровья населения и экологии, разработан с целью установления с 1 января 2011 года социальных доплат к пенсии, предусмотренных Федеральным Законом №178-ФЗ «О государственной социальной помощи». В целом по Российской Федерации величина прожиточного минимума пенсионера по прогнозу Минэкономразвития России составит на конец текущего года примерно 4938 рублей. В связи с тем, что величина прожиточного минимума пенсионера в Карачаево-Черкесской Республике, установленная данным законом, меньше, чем в целом по Российской Федерации, пенсионерам с 1 января 2011 года будет устанавливаться федеральная социальная доплата к пенсии. Она устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера в субъекте Российской Федерации, но не более, чем в целом по Российской Федерации.
Депутаты проголосовали за прожиточный минимум пенсионера в Карачаево-Черкесской Республике на 2011 год в размере 4 600 рублей.
Парламентарии обсудили и приняли в окончательном чтении проект закона Карачаево-Черкесской Республики «О внесении изменений в статью 1 Закона Карачаево-Черкесской Республики «О порядке определения цены земельных участков, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики или государственная собственность на которые не разграничена при их продаже собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений».
Его разработка обусловлена необходимостью приведения закона в соответствие с Федеральным законодательством. Федеральным законом продлевается срок переоформления прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, что направлено на предотвращение дальнейшего ухудшения финансового состояния реального сектора экономики. Таким образом, предлагаемые изменения носят антикризисный характер. Согласно принятому закону, срок действия льготных цен на выкуп земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям, индивидуальным предпринимателям и гражданам, являющимся собственниками зданий, строений, сооружений, продлевается до 1 января 2012 года.
Депутаты поддержали предложение коллег из Кабардино-Балкарии об образовании Северо-Кавказской парламентской Ассоциации, но при этом сочли необходимым сохранить Парламент Карачаево-Черкесии и в качестве ассоциированного члена Южно-Российской Парламентской Ассоциации. Комментируя это решение, заместитель председателя Народного Собрания Карачаево-Черкесии Р.Хабов отметил, что у истоков образования ЮРПА стоят парламенты Адегеи, Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии, которые первыми выступили за расширение межпарламентских связей субъектов федерации Юга России на базе трех региональных парламентов. Позднее была образована и Южно-Российская Парламентская Ассоциация. За 9 лет членства в этой самостоятельной, самоуправляемой и добровольной организации законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации ЮФО сделано немало. Совместная коллегиальная работа региональных парламентов способствовала эффективному проведению взвешенной экономической и социальной политики, развитию уважительного отношения к национальным интересам, сохранению этнической, культурной и языковой самобытности и традиций народов, проживающих в Северо-Кавказском регионе.
XVII сессия (16 декабря 2010 г.)
Главным в повестке дня был бюджетный вопрос. С учетом поправок Президента республики, внесенных в расходную часть главного финансового документа, бюджет на 2011 год был принят в окончательном чтении. Его основные параметры: доходы – 8 млрд. 621 млн. рублей, расходы – 8 млрд. 966,064 млн. рублей, дефицит бюджета составляет 344, 7 млн. рублей.
Всего на сессии рассмотрено 14 вопросов. По предложению парламентского комитета по законодательству и государственному строительству депутаты внесли изменения в Конституцию Карачаево-Черкесской Республики, а также в республиканские законы «О Президенте Карачаево-Черкесской Республики», «О Правительстве Карачаево-Черкесской Республики», «О Народном Собрании (Парламенте) Карачаево-Черкесской Республики». Внесение изменений в эти законы обусловлено необходимостью приведения республиканских законов в соответствие с федеральным законом № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», который устанавливает полномочие высшего должностного лица субъекта Российской Федерации представлять в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодный отчет о результатах деятельности высшего исполнительного органа государственной власти, в том числе по вопросам, поставленным законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта.
На сессии обсуждены и приняты в окончательном чтении законы «О бюджете Карачаево-Черкесского республиканского территориального обязательного медицинского страхования на 2011 год», «О приостановлении в 2011 году действия отдельных положений нормативных правовых актов Карачаево-Черкесской Республики», а также внесены изменения в бюджет республиканского ФОМСа на 2010 год.
XVIII сессия (23 декабря 2010 г.)
На внеочередной XVIII сессии Народного Собрания (Парламента) республики рассмотрено 12 вопросов. Были внесены изменения в республиканский бюджет текущего года, уточнены его окончательные параметры. Изменения обусловлены безвозмездными поступлениями из федерального бюджета на сумму 929 млн. 343,9 тыс. рублей. В нее включены, в частности, субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, на капитальный ремонт гидротехнических сооружений, на инвестиции в объекты капительного строительства в муниципальных образованиях, на поддержку элитного семеноводства и племенного животноводства, на закупку автотранспортных средств и коммунальной техники, а также на поддержку экономически значимых региональных программ. Увеличены и субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, на социальную поддержку лицам, награжденным знаком «Почетных донор СССР» и «Почетный донор России».
Окончательные параметры республиканского бюджета 2010 года таковы: общий объем доходов – 12 млрд. 192 млн. 686,6 тыс. рублей, расходов – 14 млрд. 204 млн. 850,3 тыс. рублей.
В обсужденном на сессии законопроекте «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Карачаево-Черкесской Республики» предлагалось монетизировать льготы по зубопротезированию на 38 рублей, проезду пригородным железнодорожным транспортом на 5 рублей и по лекарственному обеспечению тружеников тыла на 148 рублей и детей до 6 лет из многодетных семей на 44 рубля. Однако, депутаты согласились не со всеми позициями и проголосовали за то, чтобы оставить в натуральном виде льготы по зубопротезированию, по проезду на пригородном железнодорожном транспорте и по лекарственному обеспечению детей до 6 лет из многодетных семей. Монетизирована с 1 января 2011 года только льгота труженикам тыла по пятидесятипроцентной скидке на лекарственные средства. Размер монетизации составит 148 рублей в месяц.
Во втором и окончательном чтении принят республиканский закон «О социальной защите прав граждан по оплате коммунальных услуг и наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Карачаево-Черкесской Республики отдельными государственными полномочиями Карачаево-Черкесской Республики по предоставлению коммунальных социальных выплат». Разработка этого закона продиктована требованиями Жилищного Кодекса Российской Федерации. Многие муниципальные образования изъявляют желание принять участие в программе Фонда содействия реформирования ЖКХ для проведения капитального ремонта многоквартирных домов, переселения граждан из аварийного жилья. Одним из основных требований представления финансовой поддержки за счет средств Фонда в соответствии с федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» является прекращение предоставления субсидий организациям коммунального комплекса на возмещение затрат или недополученных доходов в связи с содержанием объектов в сфере тепло- и водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод.
Принятый на сессии республиканский закон позволит безболезненно перейти на оплату коммунальных услуг населением по экономически обоснованным тарифам, поскольку разница между этими тарифами и их предельной величиной будет возмещаться гражданам в виде коммунальных социальных выплат.
Сессия утвердила План законопроектных работ Народного Собрания (Парламента) Карачаево-Черкесии на 2011 год. В нем 49 пунктов, и 23 из них – это законодательные инициативы депутатов, что свидетельствует о запланированном на будущий год росте законотворческой активности Парламента республики по сравнению с плановым уровнем 2010 года.