Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 3 "О бюджете науки и государственной научно-технической политике"

  4. Мероприятия государственной научно-технической политики

Российская наука занимает в мировой иерархии место адекватное имеющимся материально-техническим и кадровым ресурсам. Миграция российских ученых в другие страны, как правило, мотивирована возможностью реализовать свои творческие возможности, используя современные методики и оборудование. Лидерство тех или иных научных центров не присуждается голосованием, а выражается через количество публикаций и приток желающих работать в нем специалистов.

Действия Правительства Российской Федерации по реализации государственной научно-технической политики учитывают проверенные мировой практикой подходы, но при этом за основу берутся имеющиеся в России базовые достижения и конкурентные преимущества. Увеличение финансирования науки делает работу в российских научных организациях более привлекательной как для соотечественников, так и для иностранцев.

Бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в 2011 - 2013 годах планируется осуществлять по 11 подразделам классификации расходов федерального бюджета, которые предполагается направить на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки, на научное сопровождение инновационных проектов государственного значения и на выполнение НИОКР по госконтрактам, в том числе международным. Безусловно, экономический кризис 2008 года внес корректировки (не в лучшую сторону) в реализацию научно-технической политики, существенно повлияв не столько на объемы финансирования, сколько на его структуру. При этом часть средств была направлена на решение проблем кризиса, сохранение жизненно важных для страны структур, а не на развитие нового. Следует отметить, что в настоящее время одной из важнейших задач в ресурсном обеспечении научных исследований является расширение участия бизнеса в финансировании науки и увеличение доли внебюджетных средств в общем объеме финансирования научных исследований и разработок, поскольку в момент кризиса государство во многом подменило частное финансирование.

Недавно были приняты несколько федеральных законов, которые концептуально изменили функционирование в научной среде. Реализация Федерального закона от 08.05.2010 года № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» потребует от всех учреждений науки пересмотреть целый комплекс вопросов своей деятельности и внести соответствующие изменения в уставные документы. Концептуальным положением указанного Федерального закона является замена финансирования по смете на субсидиарное финансирование задания для бюджетных учреждений. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых условиях при оказании одних и тех же услуг. Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

Формально научные учреждения государственных академий наук нельзя отнести к категории казенных, бюджетных или автономных. Нужно либо отнести их к частным учреждениям, либо сформировать их в особую подгруппу юридических лиц особой организационно-правовой формы. Правительством Российской Федерации подготавливается проект федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части, касающейся деятельности государственных академий наук и подведомственных им организаций». Предполагается, что государственные академии наук будут наделены правом на осуществление полномочий собственника в отношении закрепляемого ими за подведомственными организациями федерального имущества. Будут определены организационно-правовые формы государственных академий наук, а также подведомственных академиям организаций. С целью обеспечения стабильности финансирования фундаментальных научных исследований Правительством Российской Федерации в 2008 году утверждена Программа фундаментальных научных исследований государственных академий наук на 2008-2012 годы.

В целях привлечения молодых ученых было реализовано важное решение о выделении дополнительных ассигнований федерального бюджета Российской академии наук и ее региональным отделениям на финансовое обеспечение увеличения количества ставок для приема на работу 1000 молодых ученых в 2011 - 2013 годах в сумме 2600,0 млн. рублей ежегодно, в том числе на оплату труда - 600,0 млн. рублей, на приобретение оборудования - 2000,0 млн. рублей.

Важную роль в развитии фундаментальных исследований играют государственные научные фонды. Для улучшения условий работы фондов Правительством Российской Федерации внесен в Госдуму законопроект, направленный на упорядочение системы фондов поддержки научной, научно-технической и инновационной деятельности, установление особенностей их правового статуса и организационной структуры, единой системы налоговых льгот, а также определение требований к отбору фондами финансируемых проектов.

Другой важной составляющей научной инфраструктуры являются уникальные стенды и установки национальной значимости, к которым относятся гигантские телескопы, учебно-исследовательские ядерные реакторы, термоядерные установки. В настоящее время Министерством образования и науки РФ поддерживается более 80 таких крупных установок. На поддержку уникальных стендов и установок было направлено более 1 млрд. рублей.

Среди важнейших можно выделить следующие меры: создание в России сети федеральных и национальных исследовательских университетов с целью выхода на мировой уровень образовательных организаций, способных взять на себя ответственность за подготовку кадров науки, образования, фундаментальные и прикладные исследования и коммерциализацию результатов научно-технической деятельности. Сеть состоит из Московского и Петербургского, восьми федеральных и двадцати девяти национальных исследовательских университетов. На развитие этих университетов выделены значительные ресурсы (только на 2010-2012 годы дополнительно более 30 млрд. рублей).

Обеспечивается формирование инновационной инфраструктуры в университетах, создание малых инновационных предприятий научными учреждениями и вузами, конкурентоспособных технологий и продуктов, имеющих приоритет на мировом рынке, предоставление ученым с мировым именем грантов на конкурсной основе. Всего в 2010-2012 годах в федеральном бюджете на финансирование указанного мероприятия предусмотрено 19 млрд. рублей. На конкурс было подано 803 заявки от 715 организаций. В настоящее время заключен 101 договор с организациями-победителями, которые получили субсидию на реализацию комплексных проектов по созданию высокотехнологичного производства, выполняемых с участием 76 российских высших учебных заведений.

По постановлению Правительства РФ от 9 апреля 2010 г. № 220 выделено 12 млрд. руб. Победители конкурсного отбора получат гранты до 150 млн. рублей каждый на период до 2012 года с возможностью продления проектов. Из 507 ведущих ученых, подавших заявки, гражданами Российской Федерации являются 291 человек, 73 из которых в настоящее время работают за рубежом; иностранные граждане - 169 человек; граждане стран Содружества Независимых Государств - 10 человек; 37 человек имеют двойное гражданство. Победителями конкурса стали 40 ведущих ученых, заключено 39 контрактов.

В целом по России в настоящее время действуют 58 технопарков, 63 иновационно-технологических центра, 80 бизнес-инкубаторов и 86 центров трансфера технологий. В 2010 году начато создание 4 центров в городах Казань, Новосибирск, Зеленоград и Дубна, на период до 2015 года планируется создание до 19 центров. Дальнейшее развитие инновационной инфраструктуры, созданной за счет государственной поддержки в рамках федеральных целевых программ, осуществляется институтами развития: Российской венчурной компанией, Российской корпорацией нанотехнологий, а также Внешэкономбанком. В сфере венчурного инвестирования важным направлением является поддержка инновационных компаний на начальных стадиях развития. На эти цели направлена деятельность Фонда посевных инвестиций объемом 2 млрд. рублей, созданного ОАО «Российская венчурная компаний» совместно с Фондом содействию развития малых форм предприятий в научно-технической сфере, региональных венчурных фондов.

На развитие инновационной инфраструктуры вузов в федеральном бюджете предусмотрено 8 млрд. рублей, в том числе в 2010 году - 3 млрд. рублей, в 2011 году - 2 млрд. рублей, в 2012 году - 3 млрд. рублей. На реализацию программы развития инновационной инфраструктуры каждого из вузов-победителей выделяются бюджетные ассигнования на срок до 3 лет с объемом финансирования до 50 млн. рублей в год.

В последние годы налоговая политика в Российской Федерации двигалась в направлении стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности. В результате, законодательство о налогах и сборах уже сегодня содержит большое количество инструментов, направленных на поддержку инноваций, включая поддержку активности налогоплательщиков в области выполнения НИОКР:

- в перечень операций, подлежащих освобождению от НДС, включена реализация исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, а также выполнение НИОКР, независимо от источника их финансирования;

- при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций не учитывается целевое финансирование в виде средств, полученных из фондов поддержки научных исследований;

- в перечень расходов, которые налогоплательщик, применяющий упрощенную систему налогообложения, может принимать к вычету при исчислении единого налога, включены расходы на патентование, научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки;

- сокращен с 2-х лет до 1 года срок принятия к вычету расходов на НИОКР при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;

- отменено ограничение по списанию расходов на НИОКР, не давших положительного результата. Ранее списывалось не более 75% расходов на безрезультатные НИОКР;

- увеличен до 1,5% от выручки (с 0,5%) норматив расходов на НИОКР, осуществляемые в форме отчислений на формирование Российского фонда технологического развития и других отраслевых фондов.

Министерство образования и науки Российской Федерации подготовило проект федерального закона о наукоградах, в котором предлагается изменить перечень критериев присвоения и сохранения этого статуса. Предоставляться он будет на неограниченный срок, но каждые 10 лет придётся подтверждать соответствие ему. Из сегодняшних 14 наукоградов справиться с этой задачей смогут не все.

Таким образом, формирование системы приоритетов научно-технологического развития нашей страны, обеспечивающих опережающие темпы развития секторов экономики, в которых уровень развития отечественной науки и технологий достаточен для модернизации данных секторов преимущественно на основе российских разработок и концентрации ресурсов государства, на этих направлениях необходима дальнейшая работа по формированию комплексной системы мониторинга приоритетных направлений развития науки, технологий и техники, развитию на этой основе методологических подходов и организационных механизмов для своевременного уточнения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации и приоритетов технологического развития во взаимосвязи со стратегией национального развития, их согласования с приоритетами технологического развития отраслевого и регионального уровня.