Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 3 "О бюджете науки и государственной научно-технической политике"

  3. Расходы на реализацию программных мероприятий в области науки

В целом на федеральные целевые программы приходится около 8,1% расходов федерального бюджета при этом на наукоемкие - около 1,7% бюджетных расходов, хотя общий размер «междисциплинарных» федеральных целевых программ невелик и постоянно снижается. На них приходится менее 3% инновационных расходов бюджета и в условиях оптимизации именно эти программы подверглись наибольшему сокращению. В 2008 году их доля составляла 3,6%. Планируется финансирование 10 федеральных целевых программ, координаторами которых являются министерства, федеральные службы и федеральные агентства, осуществляющие государственную политику и регулирование в промышленности, энергетике и транспорте. Все эти программы входят в блок «Инновационное развитие и модернизация экономики».

В 2011 - 2013 годах будет обеспечено финансирование наиболее важной междисциплинарной федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» на уровне, достаточном для выполнения основных показателей программы, в рамках которой финансируются НИОКР и работы по заказу бизнеса по приоритетным направлениям развития науки и техники.

В области науки на 2011 год планируются, как уже было сказано ранее, мероприятия по ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2011 годы» и ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы (Минобрнауки России - государственный заказчик-координатор).

По ФЦП «Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 -2011 годы» бюджетные ассигнования предусмотрены на 2011 год в объеме 5 020,0 млн. рублей, что соответствует данным паспорта программы. Цель Программы: создание в Российской Федерации современной инфраструктуры национальной нанотехнологической сети для развития и реализации потенциала отечественной наноиндустрии. Удельная оснащенность одного сотрудника, занятого в исследованиях и разработках в рамках национальной нанотехнологической сети, составила 751,2 тыс. рублей (420 тыс. руб. в начале 2008 г.). Средний возраст научного и специального оборудования, приборов и устройств головных организаций по тематическим направлениям деятельности национальной нанотехнологической сети достиг 7 лет (12 лет в начале 2008 г.). Количество созданных новых рабочих мест для высококвалифицированных работников - 2017 человек. Численность студентов и аспирантов, привлеченных к работе (прошедших практику) на новом нанотехнологическом оборудовании - 2122 человек.

Бюджетные ассигнования на финансирование ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009 - 2013 годы в планируемый период составляют: на 2011 год - 23 652,1 млн. рублей, или 103,0 % к паспортным данным; на 2012 год - 23 934,6 млн. рублей, или 128,7% к паспортным данным. На 2013 год финансирование данной программы запланировано в объеме 12 300,0 млн. рублей, что на 7 703,3 млн. рублей (38,5 %) меньше предусмотренных паспортом программы. При этом анализ отчета о ходе реализации ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» за 2009 год показал, что при значительном объеме неисполненных бюджетных ассигнований (12,1 % от объема ассигнований) плановые значения по всем целевым показателям программы достигнуты. В этой связи в целях повышения эффективности расходования бюджетных средств представляется целесообразным пересмотреть либо систему показателей и индикаторов, либо их значения, указанные в паспорте данной ФЦП.

Финансирование ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы» предусмотрено на весь планируемый период, несмотря на то, что в настоящее время проект постановления Правительства Российской Федерации «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2006 г. № 613» со сроком продления программы на один год не утвержден. На 2011 - 2013 годы на финансирование программы предусмотрено 65 401,0 млн. рублей, что на 1 059,0 млн. рублей меньше предусмотренных паспортом программы на 2011 и 2012 годы (66 460,0 млн. рублей).

Предполагается, что за счет создаваемых в рамках Федерального закона от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» малых инновационных предприятий удастся во многом решить проблему вовлечения в хозяйственный оборот результатов исследований, проводимых бюджетными научными и образовательными учреждениями.

К началу 2011 года Минобрнауки России сообщало о создании примерно семи сотен таких обществ. Важной мерой по поддержке начинающих малых инновационных компаний будут являться гранты малым компаниям, создаваемым при высших учебных заведениях, а также предоставление субсидий уже действующим инновационным компаниям на компенсацию затрат по разработке новых продуктов, услуг и методов их производства (передачи), новых производственных процессов; приобретению машин и оборудования, связанных с технологическими инновациями; приобретению новых технологий (в том числе прав на патенты, лицензии на использование изобретений, промышленных образцов, полезных моделей) и т.п. На указанные цели запланировано израсходовать в 2011 году от 700 до 900 млн. рублей. Основой поддержки малого и среднего инновационного предпринимательства, как и ранее, является Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, который также примет участие в реализации пилотных программ по развитию инновационного центра «Сколково», содействия малым инновационным предприятиям, участвующим в реализации приоритетов, определенных Комиссией при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России. В этих целях финансирование Фонда на 2011 год увеличено.

В 2011 году объем бюджетных инвестиций на реализацию ФАИП составит 892,2 млрд. рублей, в 2012 и 2013 годах объемы несколько снижаются и составят 714,4 млрд. рублей и 649,7 млрд. рублей соответственно. Приоритетным направлением государственного инвестирования является развитие науки и высоких технологий, куда будет направлено 7,3 млрд. рублей в 2011 году и 4,5 млрд. рублей в 2012 году, а в 2013 году -1,4 млрд. рублей. По подразделам 0110 «Фундаментальные исследования» и 0112 «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» бюджетные инвестиции на 2011 год запланированы в объеме 4 760,8 млн. рублей, в том числе: по программной части ФАИП - 1 643,2 млн. рублей, по непрограммной части ФАИП - 3 117,6 млн. рублей; на 2012 год по указанным подразделам - в объеме 2 605,9 млн. рублей, на 2013 год по подразделу 0112 «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» - в объеме 1 206,1 млн. рублей. Выделение бюджетных инвестиций на 2013 год по подразделу 0110 «Фундаментальные исследования» не предусмотрено в связи с окончанием срока реализации ФЦП «Исследование и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы».

Более 500 миллионов рублей запланировано в 2011 году на 14 наукоградов России. В 2010 году срок действия статуса наукограда муниципальных образований г. Бийск и г. Пущино завершился. В 2012 году у г. Жуковский и г. Троицк завершится срок, на который был предоставлен статус наукограда Российской Федерации. Статус может быть продлен на последующие несколько лет соответствующими решениями Правительства Российской Федерации.

Объем межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на развитие и поддержку социальной, инженерной и инновационной инфраструктуры наукоградов Российской Федерации на 2011 - 2013 годы составит, соответственно, в 2011 году 440915,1 тыс. рублей в 2012 - 440915,1 тыс. рублей в 2013 - 360615,5 тыс. рублей.

Одним из наиболее эффективных инструментов реализации государственной научно-технической политики остаются федеральные целевые программы, которые реализуют полную инновационную цепочку: от ориентированных поисково-прикладных исследований через разработку технологий к коммерциализации инновационной продукции, включая формирование необходимой научной и инновационной инфраструктуры. Что касается развития научной инфраструктуры, в настоящее время при поддержке Минобрнауки России создана и успешно функционирует сеть из 63 центров коллективного пользования научным оборудованием

В целом в созданных Центрах коллективного пользования (ЦКП) аккумулировано 2284 единицы оборудования общей стоимостью около 15 млрд. рублей. За 2010 год на этом оборудовании было выполнено НИР в объеме 3,3 млрд. рублей (в среднем 52,4 млн. руб. на один ЦКП). Общий объем оказанных ЦКП услуг в 2010 году составил 1163,7 млн. рублей, из них внешним организациям - 686,4 млн. рублей, что составляет около 59 % от общего объема оказанных услуг. Общее число организаций-пользователей научным оборудованием ЦКП за отчетный период составило 1440 (40% всех научных организаций). Средний возраст оборудования данных центров составляет 7 лет, тогда как в целом по науке - 20 лет. Загрузка оборудования ЦКП по итогам работы за 2010 год составила 63%. За период 2007-2010 гг. в рамках федеральных целевых программ на развитие ЦКП направлено более 4 млрд. рублей.

Другой важной составляющей научной инфраструктуры являются уникальные стенды и установки национальной значимости, к которым относятся гигантские телескопы, учебно-исследовательские ядерные реакторы, термоядерные установки. В настоящее время Министерством образования и науки РФ поддерживается более 80 таких крупных установок. На поддержку уникальных стендов и установок за период 2007-2010 гг. в рамках федеральных целевых программ было направлено более 1 млрд. рублей.

В настоящее время стоимость крупных дорогостоящих исследовательских научных установок в сфере фундаментальной науки (mega-science) и их сложность достигли такого уровня, что средств одного государства, даже очень богатого, недостаточно для их строительства и эксплуатации. Россия активно участвует в международных проектах, таких как Большой адронный коллайдер в ЦЕРНе, ИТЭР, XFEL и др., благодаря чему российские учёные получили возможность работать на наиболее современных в мире научных установках.

Важным элементом развития науки и инноваций является государственно-частное партнерство, которое реализуется в ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» в форме важнейших инновационных проектов государственного значения (далее - ВИП-проектов); проектов коммерциализации технологий по тематике, предложенной бизнес-сообществом; а также комплексных проектов исследований и разработок, изначально имеющих перспективы коммерциализации и осуществляющихся с привлечением средств заинтересованных организаций.