АВ 2011г. Выпуск 3 "О бюджете науки и государственной научно-технической политике"
2. Расходы на прикладные научные исследования гражданского назначения
Бюджетные ассигнования на прикладные научные исследования в 2011 - 2013 годах планируется осуществлять по 10 подразделам классификации расходов федерального бюджета. На 2011 год по всем подразделам, кроме 0313 «Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности», расходы федерального бюджета запланированы с ростом по отношению к уровню 2010 года.
Рост расходов составил от 2,7 % по подразделу 0803 «Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии» (с 301,5 млн. рублей до 309,5 млн. рублей) до 330 % по подразделу 1104 «Прикладные научные исследования в области физической культуры и спорта» (с 279,3 млн. рублей до 911,7 млн. рублей). Максимальный объем расходов на прикладные научные исследования на 2011 год запланирован по подразделу 0411 «Прикладные научные исследования в области национальной экономики» - 178 443,9 млн. рублей, что на 59 336,7 млн. рублей выше уровня 2010 года.
Увеличение ассигнований федерального бюджета по сравнению с 2010 г. (12 538,9 млн. рублей) на финансирование прикладных научных исследований в области общегосударственных вопросов обусловлено индексацией заработной платы работников научных учреждений, стипендий аспирантам и докторантам, расходов на оплату транспортных и коммунальных услуг, услуг связи, а также выделением дополнительных бюджетных ассигнований на реализацию Программы совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра «Курчатовский институт».
Ассигнования федерального бюджета по сравнению с 2010 г. (12 910,0 млн. рублей) на финансирование прикладных научных исследований в области национальной обороны несколько снижены. В составе расходов по данному подразделу предусмотрены бюджетные ассигнования на обеспечение:
- научных исследований в области разработки вооружения, военной и специальной техники в рамках государственного оборонного заказа;
- прикладных научных исследований и разработок и обеспечение выполнения международных договоров и обязательств о сокращении и ограничении вооружений и укреплению мер доверия в военной области;
- проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по выполнению обязательств Российской Федерации по Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении.
Увеличение ассигнований федерального бюджета по сравнению с 2010 г. (1 719, 9 млн. рублей) на финансирование прикладных научных исследований в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности обусловлено:
- индексацией расходов по оплате труда в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и фонда оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений;
- выделением дополнительных бюджетных ассигнований на содержание НИЦ ФСКН России на 2011-2013 гг.;
- выделением дополнительных бюджетных ассигнований на оплату горюче-смазочных материалов для техники, закупленной в счет средств, направленных на поддержку автопроизводителей;
- увеличением бюджетных ассигнований на регламентное и техническое обслуживание техники, закупленной в счет средств, направленных на поддержку отечественных автопроизводителей, в 2011-2013 годах в сумме 4,2 млн. рублей ежегодно.
В рамках данного подраздела предусмотрены бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий федеральных целевых программ, в том числе:
Федеральная целевая программа «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах»;
Федеральная целевая программа «Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года»;
Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2015 года»;
Федеральная целевая программа «Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2015 года».
Увеличение ассигнований федерального бюджета по сравнению с 2010 г. (109 326,5 млн. рублей) на финансирование прикладных научных исследований в области национальной экономики обусловлено реализацией федеральных целевых программ. В структуре подраздела наибольшая часть расходов (в 2011 году 88,4%) будет финансироваться в рамках 27 федеральных целевых программ, в том числе:
Федеральная целевая программа «Глобальная навигационная система»;
Федеральная целевая программа «Национальная технологическая база на 2007 – 2011 годы»;
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и на период до 2015 года» в 2011 году в сумме 30 376,0 млн. рублей, в 2012 году – 32 263,0 млн. рублей, в 2013 году – 34 944,0 млн. рублей;
Федеральная целевая программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»;
Федеральная целевая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 – 2012 годы»;
Федеральная целевая программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008 – 2015 годы;
Федеральная целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 – 2015 годов и на перспективу до 2020 года»;
Федеральная целевая программа «Развитие гражданской морской техники».
Кроме того, в подраздел включены расходы по федеральной целевой программе «Создание обеспечивающей инфраструктуры космодрома «Восточный» федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006 – 2015 годы» на содержание дирекции по строительству космодрома «Восточный».
В части расходов на поддержание объектов наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС в 2011 году бюджетные ассигнования будут направлены на: поддержание объектов наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС в рабочем состоянии для обеспечения запуска и управления космическими аппаратами системы ГЛОНАСС; обеспечение совместимости и взаимодополняемости системы ГЛОНАСС и ее функциональных дополнений, технических средств наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС с существующими и перспективными глобальными навигационными спутниковыми системами.
Доля расходов подраздела в 2011 году несколько ниже уровня 2010 года. Средства федерального бюджета будут направляться на государственную поддержку космической деятельности в интересах федеральных нужд, на закупки специальной космической техники, организацию запусков и управление полетами космических аппаратов, поддержание объектов наземной инфраструктуры системы ГЛОНАСС, информационно-техническое обеспечение мероприятий по реализации федеральной целевой программы, а также на финансирование непрограммных расходов.
На 2011 - 2013 годы учтена дополнительная потребность Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере на увеличение в 2011 году расходов с учетом индексации зарплаты. О бъемы бюджетных ассигнований наряду с другими мероприятиями позволят развивать конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок как ключевое условие перехода экономики на инновационный путь развития.
В настоящее время Минобрнауки России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере научной, научно-технической деятельности и инновационной деятельности в научно-технической сфере, нанотехнологий, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности, не может в полной мере контролировать и координировать расходы федерального бюджета, направляемые по различным разделам и подразделам бюджетной классификации на науку.
В целях обеспечения необходимого уровня координации планирования и реализации единой государственной научно-технической и инновационной политики, сосредоточения средств федерального бюджета на приоритетных направлениях развития науки, технологий и техники в Российской Федерации представляется целесообразным постоянно привлекать Минобрнауки России для рассмотрения: концепций и проектов долгосрочных (федеральных) целевых программ, предлагаемых для реализации за счет средств федерального бюджета, начиная с очередного финансового года или планового периода, предложений о внесении изменений в утвержденные долгосрочные (федеральные) целевые программы, содержащие разделы НИОКР, а также расходы на развитие и содержание научной инфраструктуры; внепрограммных мероприятий министерств и ведомств в области науки.
Для осуществления координации научной деятельности в рамках реализации президентской инициативы «Стратегия развития наноиндустрии», в целях формирования технологической базы инновационной экономики, обеспечения опережающего научно-технологического развития и ускоренного внедрения в производство научных разработок, проведения полного инновационного цикла НИОКР, включая создание промышленных образцов, по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники в Российской Федерации создан национальный исследовательский центр «Курчатовский институт» (далее - Центр), деятельность которого регулируется Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ «О национальном исследовательском центре «Курчатовский институт» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ).
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2010 г. № 1195-р утверждена Программа совместной деятельности организаций, участвующих в пилотном проекте по созданию национального исследовательского центра «Курчатовский институт», на 2010 - 2014 годы (далее - Программа совместной деятельности), разработанная Центром для достижения целей, установленных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 220-ФЗ.
На реализацию Программы совместной деятельности федеральному государственному учреждению (далее - ФГУ) «Российский научный центр «Курчатовский институт» предусмотрено в 2011 и 2012 годах выделение 3 000,0 млн. рублей и 4 000,0 млн. рублей соответственно. В целом бюджетные ассигнования ФГУ «Российский научный центр «Курчатовский институт» по разделу 0100 »Общегосударственные вопросы», подразделу 0112 «Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов» на 2011 год составили 4 956,6 млн. рублей, на 2012 год - 5 634,3 млн. рублей и на 2013 год - 1 445,8 млн. рублей.