Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 5 "Федеральные государственные образовательные стандарты в школе"

Вводные замечания

Исторически так сложилось: примерно раз в двадцать лет требуется существенно реформировать образование. Чаще - сложно, потому что образование - вещь инерционная. Реже - нельзя. Реформы образования в СССР примерно так и происходили - раз в двадцать лет. И в 80-х годах готовились серьезные изменения с большим упором на профориентацию, на профессионально-техническое обучение. Но тогда началась гораздо более масштабная перестройка всего уклада страны. Об образовании не то чтобы забыли, а отодвинули его в сторону. Хотя при этом надо понимать, что и в благополучные годы лучшей в мире ее можно было назвать только условно. Она имела и большие достоинства по отдельным направлениям, и серьезные недостатки. По некоторым предметам она была очень идеологизирована. По гуманитарным - не во всем объективной. Иностранные языки слабо преподавались, особенно в части устной речи, - тогда они были не особо нужны. А главное - система не учила людей быстро перестраиваться, переучиваться. Она задавала очень хорошее, как считалось, образование на всю жизнь. Но не обеспечивала адаптивность. Иначе мы бы с меньшими проблемами прошли переход от одной общественной формации к другой. Многие до сих пор не могут приспособиться. Мало кто на самом деле отдает себе отчет, что изменения в образовании идут комплексные. И стандарты, и новая система оплаты труда, и право школ вести собственную финансовую деятельность - это кирпичики, из которых отстраивается новое здание на месте покосившейся избушки. Но при этом в избушке приходится жить[1].

Среднее образование в России действительно испытывает серьезные проблемы, и неплохо было бы четко понять его текущее состояние и динамику, а также посмотреть на опыт успешных реформ среднего образования в других странах. Независимая оценка качества среднего образования в России была дана в декабре 2009 года в рамках подведения итогов очередной волны наиболее авторитетной международной программы по оценке подготовки школьников PISA. В рамках этой программы оцениваются навыки 15-летних (то есть уже получивших основное среднее образование) школьников в работе с текстом, в математике и естественных науках. Исследование проводилось в 65 странах мира. По его результатам Россия показала результаты ниже среднего уровня по всем трем направлениям, заняв 43-е место по чтению, 38-е по математике и 39-е по естественным наукам. Так что достижения российских школьников на международных олимпиадах по математике и естественным наукам ни в коей мере не отражают среднего уровня образования.

Cравнение результатов 2009 года с результатами первой волны исследования 2000 года показывает, что снижения качества среднего образования в России не произошло. По всем трем направлениям за эти девять лет наблюдается лишь незначительное ухудшение результатов, попадающее в пределы статистической погрешности. Таким образом, следует четко представлять, что наша исходная точка — система среднего образования, которая обеспечивает весьма посредственный уровень знаний по основным предметам, уступая многим странам. И этот уровень остается неизменным на протяжении как минимум последних десяти - пятнадцати лет, и, по всей видимости, гораздо дольше. Так что является скорее результатом наследия, чем деградации.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 309-ФЗ была утверждена новая структура государственного образовательного стандарта. ФГОС должны включать 3 вида требований:

1) требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

2) требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

3) требования к результатам освоения основных образовательных программ.

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Общее образование является обязательным.

Правила разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. № 142. Эти правила определяют, в том числе, порядок разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования включают требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы общего образования соответствующей ступени, к условиям её реализации, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям, и требования к результатам её освоения.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования может реализоваться в пределах образовательных программ начального профессионального или среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования.

Перечень ключевых образовательных компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся, освоивших общеобразовательные программы, определяют на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

В предлагаемом аналитическом вестнике ставится цель исследователь методологические, функциональные и нормативно-правовые особенности новых федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.



[1] Из выступления Министра образования и науки Андрея Фурсенко: "Министерство сознательно вызывает огонь на себя" (25/02/2011 12:59 http://mon.gov.ru/press/smi/8291/)