АВ 2011г. Выпуск 5 "Федеральные государственные образовательные стандарты в школе"
Основные данные статистики
Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений на начало учебного года приведены в таблице.
Основные показатели деятельности общеобразовательных учреждений на начало учебного года
2005/ 2006 |
2006/ 2007 |
2007/ 2008 |
2008/ 2009 |
2009/ 2010 | |
Число общеобразовательных учреждений |
63174 |
61028 |
57992 |
55792 |
53102 |
в том числе: государственных и муниципальных |
60771 |
58669 |
55710 |
53568 |
50977 |
негосударственных |
726 |
719 |
697 |
691 |
680 |
Государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений |
1677 |
1640 |
1585 |
1533 |
1445 |
Численность обучающихся в общеобразовательных учреждениях, тыс.человек |
15631 |
14787 |
14174 |
13825 |
13689 |
в том числе: в государственных и муниципальных |
15113 |
14291 |
13695 |
13363 |
13258 |
в негосударственных |
72 |
71 |
71 |
73 |
71 |
в государственных и муниципальных вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях |
446 |
425 |
408 |
389 |
360 |
В Российской Федерации на начало 2009/2010 учебного года работали 1494 гимназии (993 тыс. обучающихся), 1099 лицеев (673 тыс. обучающихся) [1].
Кроме того, характеризуя деятельность общеобразовательных учреждений, можно отметить, что в 2009/2010 учебном году численность детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в образовательных учреждениях общего типа составила 16,6 тыс. человек; численность обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в обычных классах - 96,4 тыс. человек; численность детей, обучающихся в форме семейного образования - 3,8 тыс. человек.
Перечень показателей деятельности образовательного учреждения, необходимых для определения его вида и категории, и показателей деятельности его филиалов утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию образования.
Намерения получать высшее образование среди учащихся старшей школы остаются практически без изменений (около 74%). Более четверти учащихся школ пользуются частными образовательными услугами (занимаются с репетитором)[2]. На остальных уровнях образования (НПО, СПО, ВПО) эта доля, как правило, не превышает 10%.
Муниципальные и ведомственные барьеры зачастую препятствуют реализации права родителей и ребенка на выбор образовательного учреждения и формы получения общего образования.
Существующая сеть общеобразовательных учреждений в большинстве субъектов Российской Федерации не соответствует современному уровню демографии и расселения в этих территориях. Это приводит, с одной стороны, к неэффективному использованию имеющихся ресурсов, а с другой - к неспособности данной сети отвечать новым вызовам времени и общества, решать возложенные на нее задачи. В частности, обеспечить необходимое качество образования и уровень социализации детей, обучающихся в малокомплектных школах.
Особенно это касается сельских школ, где зачастую невозможно обеспечить реализацию образовательных программ по некоторым предметам из-за отсутствия педагогов данного профиля, низкой материально-технической базы, отсутствия социальной инфраструктуры и т.д. Стоимость обучения одного учащегося в таких школах может в разы отличаться от соответствующих затрат в крупной сельской или городской школе. При этом расходы не соответствуют качеству предоставляемых образовательных услуг.
Численность учителей государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) по специальностям и уровню образования на 20 сентября 2009 года
|
Всего учителей (без совместителей), тыс.человек |
Из них имеют образование, процентов | ||||
высшее профессио- нальное |
из них педагогическое |
среднее профессио-нальное |
из них педагогическое |
среднее (полное) общее | ||
Всего учителей |
1078,5 |
82,2 |
77,9 |
16,6 |
14,5 |
0,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
|
русского языка и литературы |
133,7 |
95,2 |
93,1 |
4,3 |
4,1 |
0,3 |
нерусского языка и литературы |
21,3 |
85,3 |
84,0 |
13,6 |
12,7 |
0,7 |
истории, права, обществознания, экономики |
65,1 |
94,0 |
90,1 |
5,0 |
4,3 |
0,7 |
математики |
107,0 |
96,2 |
93,3 |
3,3 |
3,0 |
0,3 |
информатики |
29,9 |
87,6 |
72,8 |
10,4 |
7,4 |
1,4 |
физики |
37,2 |
97,5 |
91,9 |
2,0 |
1,5 |
0,4 |
химии |
30,4 |
97,8 |
91,7 |
1,7 |
1,3 |
0,3 |
географии |
35,3 |
94,2 |
90,5 |
5,1 |
4,3 |
0,5 |
биологии |
36,4 |
95,7 |
91,5 |
3,7 |
3,0 |
0,4 |
иностранных языков |
111,8 |
91,0 |
87,6 |
8,0 |
7,3 |
0,7 |
Более 60% преподавателей на каждом образовательном уровне в течение последних трех лет проходили процесс повышения квалификации в той или иной форме. Чаще всего это прохождение обучения по программам повышения квалификации, прежде всего касающееся учителей школ (73,2% в 2006 г., 74,1% в 2009 г.), преподавателей системы НПО (63,3 и 58,5% соответственно).
Инфраструктура государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений (без вечерних (сменных) общеобразовательных учреждений) [3] на начало учебного года
2005/06 |
2007/08 |
2009/10[4] | |
Число общеобразовательных учреждений, имеющих: | |||
физкультурный зал | |||
тысяч |
44,3 |
43,5 |
43,4 |
в % от общего числа общеобразовательных учреждений |
75,5 |
76,2 |
78,9 |
плавательный бассейн | |||
тысяч |
1,3 |
1,2 |
1,3 |
в % от общего числа общеобразовательных учреждений |
2,2 |
2,1 |
2,3 |
актовый или лекционный зал | |||
тысяч |
... |
... |
23,8 |
в % от общего числа общеобразовательных учреждений |
... |
... |
43,3 |
столовую или буфет | |||
тысяч |
49,5 |
49,0 |
49,4 |
в % от общего числа общеобразовательных учреждений |
84,4 |
85,9 |
89,7 |
библиотеки (книжный фонд) | |||
тысяч |
56,8 |
54,1 |
51,5 |
в % от общего числа общеобразовательных учреждений |
96,9 |
94,8 |
93,5 |
[1] Статистический бюллетень. – М., 2010.
[2] Источник: Опросы учащихся учреждений ВПО, СПО, НПО, родителей учащихся школ (2006–2009).
[3] До 2009/10 учебного года статистическое наблюдение осуществлялось один раз в два года.
[4] С 2009/10 учебного года включая специальные (коррекционные) образовательные учреждения и классы для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении; образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.