Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АО, 2011, апрель Законодательная деятельность Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации пятого созыва

Вопросы обеспечения безопасности

Жизнь постоянно вносит коррективы в планы работы законодателей, порой весьма существенные. Одним из таких незапланированных вопросов стало обсуждение событий на Кавказе. В августе 2008 года грузинские вооруженные силы атаковали мирных жителей Южной Осетии и российских миротворцев. В строгом соответствии с нормами международного права Россия ответила на агрессию принуждением Грузии к миру и остановила геноцид. Депутаты Государственной Думы выезжали в зону конфликта, активно участвовали в работе по нормализации обстановки, в сборе доказательств для последующего расследования действий, которые выходят за рамки представлений о цивилизованном мире XXI века.

Государственная Дума была обязана заявить о своей позиции. В своем обращении к Президенту Российской Федерации депутаты единогласно призвали главу государства принять решение о признании независимости Южной Осетии и Абхазии. Это решение было принято. Сегодня это независимые государства, и Россия выстраивает с ними отношения как с независимыми государствами: Республика Южная Осетия и Республика Абхазия стали наблюдателями в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России; ратифицированы договоры о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, заключенные между нашей страной и двумя республиками.

События августа 2008 года показали, что система международной безопасности несовершенна, что нужны новые подходы, и надо укреплять сотрудничество с нашими надежными партнерами. Решая эти задачи, Государственная Дума ратифицировала соглашения в рамках Организации Договора о коллективной безопасности по вопросам совместного использования объектов военной инфраструктуры, создания системы управления силами и средствами миротворческой деятельности. Укрепилась и правовая база антитеррористического взаимодействия государств – членов Шанхайской организации сотрудничества, соответствующее соглашение также прошло процедуру ратификации.

Ряд принятых законов важны для борьбы с терроризмом и организованной преступностью. В их числе изменения в подсудности уголовных дел о преступлениях террористического и экстремистского характера, направленные на то, чтобы их можно было рассматривать в окружном военном суде в целях обеспечения личной безопасности участников процесса. Были усилены уголовные санкции за преступления террористического характера. Более того, теперь пособничество в терроризме стало самостоятельным составом преступления. Это создает новые возможности для предупреждения терроризма. Кроме того, значительно усилена уголовная ответственность за преступления, связанные с деятельностью преступных сообществ.

Безопасность личности, общества, в целом России остается одной из главных сфер внимания депутатов. В 2010 году рассмотрен целый ряд законов базового характера. Прежде всего, это Федеральный закон «О безопасности», который заменил одноименный закон 1992 года. За минувшие 18 лет и вызовы, и угрозы, и состояние общества изменились, стал другим и потенциал государства.

Сегодня имеется реальная возможность начать масштабную модернизацию органов правопорядка, результатом которой должно стать новое качество судебной системы, следствия. Государственная Дума завершила работу над пакетом законопроектов, внесенных Президентом Российской Федерации и посвященных созданию самостоятельного органа – Следственного комитета Российской Федерации. Тем самым сделан важнейший шаг на пути повышения качества борьбы с криминалом. И здесь депутаты Государственной Думы внесли существенный вклад, доработав текст закона, обеспечив, в том числе, более выверенный баланс полномочий сотрудников Следственного комитета.

Принят закон «О полиции». После широкого общественного обсуждения его текст был существенно улучшен. В подготовке поправок, как и в случае с законом о Следственном комитете, приняли самое активное участие депутаты всех фракций.

В декабре 2010 года в Москве и в ряде других городов страны произошли тревожные события, которые напомнили еще об одной угрозе – об опасности экстремизма. Нет сомнений в том, что ксенофобии не должно быть места в нашей многонациональной стране. Нет сомнений и в том, что инициаторы любых массовых мероприятий должны чувствовать свою ответственность и за качество их организации, и за соблюдение требований закона.

Последние события подтвердили, что в интересах обеспечения безопасности людей, укрепления правового государства своевременной и необходимой является работа по совершенствованию законодательства о собраниях, митингах, шествиях и пикетированиях. С другой стороны, нужно наводить порядок в сфере оборота оружия, в том числе так называемой «травматики» - слишком часто оно становится причиной непоправимых трагедий. Соответствующий закон также был принят.