МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"
В Государственную Думу пятого созыва внесено или перешло из прошлых созывов 94 проектов федеральных законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Южный федеральный округ – что составляет 5,5 % от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов.
Из 94 законопроектов по 72 законопроектам Государственной Думой работа завершена, что составляет 76,6% от числа поступивших.
Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 66 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:
· 34,8 % из них сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы.
· 48,5 % были отклонены Государственной Думой по различным причинам на стадии рассмотрения законопроекта в первом чтении.
· 16,7 % от общего числа законопроектов, работа над которыми завершена, были возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, либо законопроект, предусматривал внесение изменений в закон, утративший силу.
Результаты прохождения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Южный федеральный округ, работа над которыми завершена, представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ |
Подписаны Президентом РФ |
Отклонены в первом, втором или третьем чтениях |
Сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы |
Возвращены для выполнения требований Конституции РФ и Регламента ГД либо как вносящие изменения в закон, утративший силу |
1. |
Государственный Совет - Хасэ Республики Адыгея |
0 |
0 |
0 |
0 |
2. |
Народный Хурал (Парламент) Республики Калмыкия |
0 |
0 |
1 |
1 |
3. |
Законодательное Собрание Краснодарского края |
2 |
10 |
11 |
1 |
4. |
Государственная Дума Астраханской области |
8 |
1 |
5 | |
5. |
Волгоградская областная Дума |
0 |
10 |
5 |
4 |
6. |
Законодательное Собрание Ростовской области |
4 |
5 |
0 | |
ИТОГО: |
6 |
32 |
23 |
11 |
В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 6 федеральных законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Южный федеральный округ, – это составляет 8,3 % от количества законопроектов, работа над которыми завершена. Этот показатель немного ниже уровня принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 9,9%.
Перечень принятых Федеральных законов:
- Федеральный закон «О внесении изменений в статью 30 Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (в части предоставления достоверной информации о существенных условиях кредитного договора заемщику - физическому лицу), внесен Законодательным Собранием Краснодарского края 07.03.2007 года, опубликован 12.04.2008 года (законопроект № 402753-4)
- Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях" и статью 2 Федерального закона "О государственной службе российского казачества" (в части установления правового статуса новой формы некоммерческой организации "казачье общество", создание которой определено в Федеральном законе "О государственной службе российского казачества"), внесен Законодательным Собранием Краснодарского края 21.02.2008 года, опубликован 10.06.2009 года (законопроект № 20220-5)
- Федеральный закона «О внесении изменения в статью 162 Уголовного кодекса Российской Федерации (по вопросу уточнения квалификации преступления, предусмотренного частью 4 статьи 162 Уголовного кодекса Российской Федерации), внесен Государственной Думой Астраханской области 21.05.2009 года, опубликован 27.12.2010 года (законопроект № 205010-5)
- Федеральный закон «О создании Ахтубинского районного суда и упразднении некоторых городских судов Астраханской области», внесен Государственной Думой Астраханской области 18.01.2010 года, опубликован 27.12.2010 года (законопроект № 314140-5)
- Федеральный закон «О внесении изменения в статью 4 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (в части уточнения наименования законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации), внесен Государственной Думой Астраханской области 02.09.2010 года, опубликован 27.12.2010 года (законопроект № 425191-5)
- Федеральный закон «О создании Красносулинского районного суда Ростовской области и упразднении некоторых районных судов Ростовской области», внесен Законодательным Собранием Ростовской области 05.09.2008 года, опубликован 18.02.2009 года (законопроект № 96919-5)
В Государственной Думе постоянно ведется работа по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, что дает определенные положительные результаты: количество поступивших от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации законодательных инициатив уменьшается, а процент принятия увеличивается, что свидетельствует о качестве поступающих проектов федеральных законов и о степени их проработки.
Эта работа ведется по нескольким направлениям:
- Работа Комитетов Государственной Думы;
- Работа Аппарата Государственной Думы – Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
- Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
- Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
- Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение»).
[1] Здесь и далее статистические данные приведены на основании сведений АСОЗД по состоянию на 1 марта 2011 года.