МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"
5.Волгоградская область (Волгоградская областная Дума)
Согласно Уставу (Основному закону) Волгоградской области, Волгоградская областная Дума состоит из 38 депутатов, срок полномочий которых составляет 5 лет. Выборы депутатов Волгоградской областной Думы четвертого созыва состоялись 1 марта 2009 года и проходили по смешанной системе. 22 депутата избраны по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, 16 депутатов избраны по одномандатным избирательным округам. Депутатами Думы стали представители 4 политических партий, сформировавших свои фракции: «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР и «Справедливая Россия». В состав фракций также вошли депутаты, избранные по одномандатным избирательным округам. В структуре Думы действует 8 комитетов по основным направлениям законодательной деятельности.
В 2010 году основными приоритетами деятельности Волгоградской областной Думы являлись в первую очередь реализация обозначенных в Послании Президента РФ задач, создание условий для стимулирования устойчивости наметившихся положительных тенденций в экономике и инвестиционной сфере, разработка мер по обеспечению социальной стабильности.
Основной акцент сделан на сохранение и развитие промышленного потенциала региона, стимулирование притока инвестиций, поддержку среднего и малого бизнеса, стабилизацию ситуации на рынке труда и выполнение всех социальных обязательств перед жителями области.
В 2010 году состоялось двадцать заседаний областной Думы, в ходе которых принято 166 законов Волгоградской области и свыше 800 постановлений.
Анализ законотворческой деятельности показывает, что почти треть от всех принятых законов посвящена социальной сфере. Наряду с этим ведется целенаправленная работа по законодательному обеспечению поддержки реального сектора региональной экономики и пополнению доходной базы областного бюджета (24%); совершенствованию законодательства, регулирующего вопросы государственного строительства (12%) и организации местного самоуправления (7%). Должное внимание уделено нормативной базе в сфере аграрной политики, природопользования и экологии (6%), в области строительства и жилищно-коммунальной политики (7%). Аналогичные тенденции сохраняются и в 2011 году.
Бюджетное и налоговое законодательство
Основные направления бюджетной политики в Волгоградской области формируются в соответствии с Бюджетным посланием Президента РФ, и главы администрации Волгоградской области и Законом Волгоградской области "О бюджетном процессе в Волгоградской области". Одними из приоритетных направлений в работе областной Думы являются разработка и принятие областного бюджета, бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования, осуществление контроля за их исполнением, а также совершенствование системы налогообложения.
В немалой степени достижение положительных результатов по основным приоритетным направлениям обусловлено формированием сбалансированного бюджета региона, позволяющего обеспечить поддержку реального сектора экономики и сохранить все социальные программы.
В течение 2010 года областной бюджет неоднократно подвергался корректировке в разрезе основных характеристик. В итоге на 10,6 и 10,1 млрд. рублей соответственно увеличена его доходная и расходная части, дефицит сокращен на 3 процента. Дополнительные доходы направлены на поддержку социальной сферы, строительство дорог и социальных объектов, развитие жилищно-коммунального и сельского хозяйства. Кроме того, в результате проведенных корректировок дополнительные средства выделялись для возмещения ущерба, нанесенного сельскохозяйственным товаропроизводителям в связи с гибелью посевов сельхозкультур из-за аномально жаркого лета 2010 года, оказания материальной помощи гражданам в связи с утратой имущества в результате пожаров 2-3 сентября. Дополнительно предоставлены субсидии органам местного самоуправления на реализацию их полномочий в сфере жилищно-коммунального хозяйства на погашение задолженности за энергоресурсы в сумме 320 млн. рублей
В 2010 году значительная работа проведена над проектом областного бюджета на 2011 год, который был внесен в Волгоградскую областную Думу 1 ноября и принят 30 ноября 2010 года. Перед рассмотрением бюджета в 1 чтении проведены публичные слушания, состоялось обсуждение его на заседаниях профильных комитетов. Как и в предыдущие годы приоритетом областного бюджета на 2011 год стало сохранение социальных обязательств перед жителями области. В соответствии с положениями бюджетного законодательства Законом утверждены основные характеристики областного бюджета на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов, в том числе на 2011 год общий объем доходов областного бюджета составляет 56720,4 млн. рублей, расходов – 63721,1 млн. рублей, предельный объем государственного долга Волгоградской области на 2011 год – 23000,0 млн. рублей, дефицит бюджета – 7000,78 млн. рублей, или 14,8 процента к объему доходов областного бюджета.
Безвозмездные поступления из федерального бюджета в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности, субсидий и субвенций и иных межбюджетных трансфертов запланированы в сумме 8641,6 млн. рублей.
Бюджет сохраняет свою социальную направленность: на образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, спорт и социальную политику в 2011 году планируется направить 36850,3 млн. рублей.
Расходы на образование на 2011 год запланированы в объеме 12184,3 млн. рублей, что почти в 2,8 раз превышает показатель назначений 2010 г. Расходы на здравоохранение в 2011 году оцениваются в размере 9152,2 млн. рублей, это на 3589,7 млн. рублей больше по отношению к уровню назначений бюджета прошедшего года. Расходы на социальную политику планируются в размере 14725,3 млн. рублей, что на 1339,4 млн. рублей больше сравнении с показателем прошедшего года, рост составляет 110%.
На реализацию 23-х областных целевых программ в 2011 году планируется направить средств областного бюджета в сумме 10537,3 млн. рублей, что почти в 5 раз превышает уровень бюджетных назначений 2010 года. Почти в два раза увеличены расходы на реализацию мероприятий долгосрочной областной целевой программы «Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области» на 2009-2011 годы».
Значительное внимание уделено вопросам сельского хозяйства. Так по подразделу «Сельское хозяйство и рыболовство» на 2011 год общие расходы увеличиваются относительно плана 2010 года на 37,4%. При этом основное увеличение предусмотрено в рамках выполнения ДОЦП «Развитие АПК».
В течение 2010 года продолжалась законотворческая работа по совершенствованию межбюджетных отношений.
Благодаря изменениям, внесенным в законы «О межбюджетных отношениях в Волгоградской области» и « О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов государственными полномочиями Волгоградской области по выравниванию уровня бюджетной обеспеченности поселений " регламентирована процедура согласования с представительными органами муниципальных образований предложений о полной или частичной замене расчетных дотаций дополнительными нормативами отчислений в бюджеты муниципальных образований по налогу на доходы физических лиц. Кроме того, изменен принцип расчета и распределения дотаций городским округам из областного фонда финансовой поддержки поселений и уточнены коэффициенты удорожания, применяемые при расчете индекса бюджетных расходов.
В соответствии с изменениями, внесенными законом 9.12.2010 №2135-ОД при расчете налогового потенциала городского округа или сельского поселения на 2011 год налоговый потенциал по налогу на имущество физических лиц не определяется; а по земельному налогу - соответствует начисленным суммам земельного налога за последний отчетный год по данным управления ФНС по Волгоградской области с учетом сроков уплаты налога в 2011 году.
В целях восполнения правовых пробелов в регулировании вопросов предоставления иных межбюджетных трансфертов и создания необходимых правовых оснований для оказания помощи муниципальным образованиям и гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации и стихийных бедствий принят Закон Волгоградской области от 20.09.2010 №2090-ОД. В нем определяется порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам Волгоградской области.
В соответствии с Законом Волгоградской области " О внесении изменения в Закон Волгоградской области от 09 января 2007 г. N 1408-ОД "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов государственными полномочиями Волгоградской области по обеспечению социальными гарантиями молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области " в Методику расчета субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на исполнение государственных полномочий Волгоградской области по обеспечению социальными гарантиями молодых специалистов, работающих в муниципальных учреждениях, расположенных в сельских поселениях и рабочих поселках Волгоградской области, внесены уточнения, касающиеся порядка расчета годового объема субвенции, необходимой муниципальному образованию на ежемесячные и единовременные выплаты
Региональные налоги на территории Волгоградской области регулируются законами субъекта об отдельных налогах, которые определяют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы, основания и порядок их применения. Принимая законы о налогах, областная Дума решает задачу не только пополнения областного бюджета, но и стимулирования развития предпринимательства путем создания налоговых льгот, упрощения процедуры налогообложения с учетом социальной направленности регионального законодательства.
В целях стабилизации функционирования сельскохозяйственных, перерабатывающих организаций, особенно в связи с понесенными сельхозтоваропроизводителями убытками из-за неблагоприятных агроклиматических условий лета 2009-2010 годов, требовалась значительная государственная поддержка, в т. ч. и виде налоговых льгот. В связи с этим проведена корректировка областного закона "О налоге на имущество организаций" в части освобождения организаций, занимающихся производством, переработкой сельскохозяйственной продукции от обложения налогом на имущество организаций в части, зачисляемой в областной бюджет, при условии, что выручка от указанных видов деятельности составляет не менее 70%.
Внесены изменения в областной закон "О транспортном налоге", благодаря которым снижены ставки транспортного налога для владельцев большегрузных автомобилей, что позволило стимулировать рост грузооборота автомобильного транспорта.
Экономическая политика и развитие малого и среднего предпринимательства
Особое внимание в течение ряда лет, особенно в связи с кризисными явлениями, уделялось поддержке реального сектора экономики. С 2009 года действует областной закон "О государственной поддержке промышленных предприятий на территории Волгоградской области", который предусматривает оказание государственной помощи в виде субсидирования процентной ставки рефинансирования по привлеченным кредитам, полученным промышленными предприятиями в российских кредитных организациях в размере одной третьей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Кроме этого, законом предусматривается и такая форма государственной поддержки, как предоставление предприятиям государственных гарантий.
Еще одним из приоритетных направлений законотворческой деятельности Думы на протяжении последних лет является совершенствование инвестиционного законодательства. В целях обеспечения наиболее комфортного порядка осуществления инвестиционной деятельности приняты законы « О залоговом фонде Волгоградской области», «О государственных гарантиях Волгоградской области», предусматривающие улучшение инвестиционного климата и упрощение механизма получения льгот на реализацию значимых инвестиционных проектов.
В начале 2010 года с целью создания благоприятного инвестиционного климата, повышения степени инвестиционной привлекательности региона и расширения форм государственной поддержки инвесторам, на основе анализа действующего регионального инвестиционного законодательства и опыта других регионов разработан и принят закон «О государственной поддержке инвестиционной деятельности на территории Волгоградской области». Реализация его норм создает все условия для обеспечения прав и интересов инвесторов, а предложенный механизм предоставления им государственной поддержки сводит к минимуму административные барьеры.
Учитывая, что важнейшей формой государственной поддержки инвестиционной деятельности являются налоговые льготы и пониженные налоговые ставки, областной Думой принят закон, в соответствии с которым организации – инвесторы освобождены от уплаты налога в отношении имущества, созданного в процессе реализации инвестиционного проекта. По предварительным данным до 2015 года инвесторам будет предоставлено льгот на сумму 9 млрд. руб. для реализации около 70 инвестиционных проектов. При этом, выпадающих доходов областного бюджета не ожидается, так как от налогообложения освобождается только вновь созданное имущество, которое ранее не было включено в налоговую базу. В целом до 2015 года вышеуказанные меры позволят дополнительно привлечь в область около 200 млрд.руб. инвестиций.
В качестве первых итогов реализации вышеуказанного законодательства отмечены положительные тенденции в сфере экономики Волгоградской области. По общей динамике развития региона 2010 год характеризуется преодолением последствий кризиса, восстановлением спроса на продукцию и проведением модернизации производства, направленной на выпуск конкурентоспособной продукции, что позитивно отразилось на росте индекса промышленного производства - 106,6% против 87,4% в 2009 году. Объем отгруженной промышленной продукции в 2010 году превысил аналогичный показатель предыдущего года почти на 90 млрд. рублей и позволил Волгоградской области занять по этому показателю в расчете на 1 жителя лидирующие позиции в ЮФО.
Помимо оказания помощи промышленным предприятиям особая роль в обеспечении стабильности региональной экономики отводится малому бизнесу как основному источнику создания новых рабочих мест. 2008 и 2009 года были очень трудными для всех форм бизнеса. Кризис и связанные с этим финансовые проблемы заставили власти области пойти на экстренные меры для того, чтобы сохранить региональный предпринимательский класс.
Часть проблем малого бизнеса призван решить областной закон « Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности муниципальных образований Волгоградской области и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства », устанавливающий введение временного внеконкурсного способа приватизации — выкупа указанными субъектами арендуемого ими в течение не менее чем трех лет государственного или муниципального имущества. На основании предложений муниципальных образований Волгоградской области законодательно установлено предельное значение площади арендуемого имущества в размере одна тысяча квадратных метров и срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества - шесть лет.
Также в три раза была снижена ставка налога для малых предприятий, которые специализируются на строительном или обрабатывающем производстве и пользуются упрощенной системой налогообложения.
Своевременно утверждена долгосрочная целевая программа "Развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства в Волгоградской области" на 2009 - 2011 годы" обеспечивающая финансовую поддержку предпринимательства, создание и развитие организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, повышение уровня профессионального образования и просвещения субъектов малого и среднего предпринимательства
В 2010 году разработан проект закона Волгоградской области « О применении упрощенной системы налогообложения на основе патента на территории Волгоградской области», который направлен на реализацию полномочий субъекта Российской Федерации по введению на территории Волгоградской области для индивидуальных предпринимателей упрощенной системы налогообложения на основе патента. В настоящее время дальнейшая работа над законопроектом отложена до планируемого принятия изменений федерального законодательства, которое позволит устанавливать законами субъектов Российской Федерации конкретные перечни видов предпринимательской деятельности, по которым разрешается применение индивидуальными предпринимателями упрощенной системы налогообложения на основе патента.
Вышеуказанные меры обеспечили дальнейшее развитие малого и среднего бизнеса. Так, по предварительным данным количество малых предприятий в 2010 году увеличилось более чем на две тысячи, на 15 % выросла средняя заработная плата в малом бизнесе и составила 10,5 тысячи рублей. Инвестиции в собственный капитал в сфере предпринимательства увеличились до 10 млрд. рублей против 7,4 млрд. рублей в 2009 году.
Совершенствование законодательства, регулирующего вопросы государственного строительства
Основной акцент законодательной деятельности Волгоградской областной Думы 2010 года в данной сфере был сделан на обеспечение прав и законных интересов граждан, их общественных институтов в лице политических партий и иных общественных объединений, совершенствование правового регулирования деятельности государственных и муниципальных органов, государственной гражданской и муниципальной службы.
В целях укрепления демократических институтов, в 1 квартале 2010 года в Устав Волгоградской области внесены изменения, определяющие обязанность главы администрации области представлять в областную Думу ежегодные отчеты о результатах деятельности региональной исполнительной власти. При этом область стала одним из первых субъектов, где законодательно утверждена эта норма.
В соответствии с предложением, высказанным Президентом РФ в Послании Федеральному Собранию РФ, принят закон, обеспечивающий гарантии равного освещения деятельности политических партий, представленных в Волгоградской областной Думе, региональными теле- и радиоканалами.
Для обеспечения максимальной доступности и открытости всех сфер государственного управления для общества, включая деятельность органов государственной власти, судов и органов судейского сообщества одобрен закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов Волгоградской области", а также внесены соответствующие изменения в закон «О мировых судьях в Волгоградской области".
В целях более активного вовлечения органов местного самоуправления в законодательный процесс проведена корректировка статьи 32 Устава (Основного закона) Волгоградской области. В соответствии с внесенными изменениями статус субъекта права законодательной инициативы в Волгоградской областной Думе получила Ассоциация "Совет муниципальных образований Волгоградской области".
Принят Закон Волгоградской области " О полномочиях органов государственной власти Волгоградской области по взаимодействию с Ассоциацией "Совет муниципальных образований Волгоградской области" . Он направлен на координацию совместной работы органов государственной и муниципальной власти, предполагает участие представителей Совета муниципальных образований в обсуждении проектов областных и федеральных законов по вопросам местного самоуправления, программ социально-экономического развития области, а также в обмене информацией по указанным вопросам.
В Волгоградской области сформированы как правовые, так и организационные основы противодействия коррупции. Приведена в соответствие с федеральным законодательством региональная нормативная правовая база, разработаны и приняты законы антикоррупционной направленности. В 2010 году внесены изменения в Закон Волгоградской области «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Волгоградской области». В частности, поправки затрагивают порядок формирования и утверждения ежегодного доклада о противодействии коррупции в Волгоградской области.
В целях совершенствования правоприменительной практики и эффективной реализации Кодекса Волгоградской области об административной ответственности в него внесен ряд изменений:
- введена административная ответственность за нарушение установленных ограничений времени розничной продажи алкогольной продукции с содержанием этилового спирта более 15 процентов объема готовой продукции;
- установлена административная ответственность за ненадлежащее осуществление органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, выразившееся в нарушении установленного соответствующим Законом и другими нормативными правовыми актами Волгоградской области порядка осуществления тех или иных государственных полномочий.
В рамках совершенствование правового регулирования государственной гражданской службы Волгоградской области в ряд законов, регламентирующих данную сферу внесены изменения, которые направлены на приведение областного законодательства в соответствие с федеральной нормативной базой, затрагивают вопросы исчисления денежного содержания, установления предельного возраста нахождения на государственной гражданской службе, а также вносят изменения в реестр государственных гражданских служащих Волгоградской области.
Законодательство в сфере строительства и реформирования ЖКХ
Актуальными темами в законотворческой работе областной Думы в 2010 и 2011 годах остаются вопросы развития жилищно-коммунального комплекса, а также стабилизация ситуации в строительной отрасли региона и повышение доступности жилья.
В Волгоградской области сформирована законодательная база для реализации программы жилищного строительства и развития жилищного кредитования – действуют Градостроительный кодекс, областные законы " Об отборе муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы ", " О порядке подготовки и принятия решения о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключения земельных участков из границ населенных пунктов ", "О жилищном фонде Волгоградской области, " О поддержке органами государственной власти и местного самоуправления молодых семей в улучшении жилищных условий на территории Волгоградской области ", "О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области".
В то же время, с учетом правоприменительной практики, законодательная база постоянно совершенствуется. Так в 2010 году в результате проведенной корректировки Градостроительного кодекса оптимизирован процесс реализации градостроительной политики на территории муниципальных образований, в том числе и при подготовке документов территориального планирования и градостроительного зонирования.
Приняты изменения в областной закон « Об отборе муниципальных образований и инвестиционных проектов для участия в подпрограмме «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы », позволяющие устранить коррупционные факторы при проведении конкурса.
В целях модернизации отрасли в настоящее время ведется работа над законопроектом " О государственной поддержке лизинговой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства Волгоградской области". Благодаря данному закону внедрение механизма государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ позволит сделать эту сферу более эффективной, в то же время, не оставляя ее социальные функции без контроля со стороны государства. Рассмотрение законопроекта запланировано на 2 квартал 2011 года
Благодаря внесенным изменениям в закон «О развитии жилищного кредитования в Волгоградской области» приведены в соответствие с федеральным законодательством нормы, определяющие порядок создания специализированных областных ипотечных организаций.
Однако остается ряд проблемных вопросов, требующих всестороннего обсуждения и решения на законодательном уровне.
В настоящее время в условиях сокращения бюджетного финансирования строительства жилья основным источником средств, направляемых на улучшение жилищных условий, становятся сбережения граждан и банковские кредиты. К сожалению, дальнейшее развитие ипотеки в Волгоградской области сегодня сдерживается относительно высокими процентными ставками, не позволяющими значительной части населения воспользоваться программами ипотечного кредитования; недостаточными объемами предложений по выбору жилых помещений на первичном рынке жилья, являющимися следствием низких темпов жилищного строительства, а также низкими показателями привлечения на рынок строительства жилья и ипотечного жилищного кредитования долгосрочных финансовых ресурсов.
В этой связи решение вопроса повышения доступности жилья видится в совершенствовании действующего федерального и областного законодательства. В частности, среди необходимых мер - принятие законов о социальном и некоммерческом найме жилья, о строительных сберегательных кассах, корректировка налогового законодательство, в части возможности многократного получения вычетов из налогооблагаемой базы сумм, направленных на приобретение, строительство и ремонт жилья, разработка программы, предусматривающей стимулирование кредитования застройщиков, реализующих проекты строительства жилья эконом-класса, и физических лиц, приобретающих возводимое в рамках данных проектов жилье, совершенствование механизмов кредитования граждан по индивидуальному жилищному строительству под залог земельных участков и строящихся жилых домов и другие меры.
Законодательное регулирование вопросов сельского хозяйства, земельных отношений и природопользования
Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропроизводителей в Волгоградской области осуществляется в соответствии с мероприятиями целевых и ведомственных программ. В областном бюджете на 2011 год по разделу «Сельское хозяйство и рыболовство» предусмотрены ассигнования в размере свыше 2,3 млрд. рублей, что на 37,4% больше, чем в 2010 году. Увеличение финансирования на 440 млн. рублей предусмотрено в рамках выполнения долгосрочной областной целевой программы «Развитие АПК», причем приоритет отдан поддержке молочного скотоводства. В 2011-2012 гг. в Волгоградской области в рамках программы запланировано строительство 3 мясомолочных комплексов на 1200 голов каждый.
Большое внимание в течение года уделялось вопросам землеустройства и эффективного использования земельных ресурсов области. Для решения этих задач проведена корректировка областного закона "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Волгоградской области". Внесенные изменения регулируют земельные отношения, связанные с принудительным изъятием у правообладателей земельных участков и формированием перечней особо ценных сельскохозяйственных угодий муниципальных районов области.
Благодаря проведенным корректировкам закона " О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно" расширен перечень категорий лиц, постоянно проживающих и работающих в сельском поселении, имеющих право бесплатно получить в собственность земельный участок. Теперь правом на бесплатное получение в собственность земли могут воспользоваться постоянно проживающие в сельском поселении работники организаций федеральной почтовой связи, участковые уполномоченным милиции общественной безопасности, воспитатели дошкольных образовательных учреждений. Помимо этого законодательно установлено бесплатное предоставление земельных участков в собственность граждан, лишившихся жилых помещений в результате чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Также, граждане получили возможность оформить земельный участок в собственность бесплатно, если он находился в фактическом пользовании без правоустанавливающих документов до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.
Вопросы регулирования земельных правоотношений затрагивает и ряд изменений в областные законы: «Об охране окружающей среды Волго-Ахтубинской поймы», «Об охране озера «Эльтон», «О создании природного парка «Нижнехоперский», «О создании природного парка «Донской». Базовыми законами предусмотрено, что территория природных парков является особо охраняемой природной территорией регионального значения и располагается на землях, предоставленных парку в бессрочное пользование, а также на землях иных пользователей: собственников и арендаторов. Земельные участки используются правообладателями с соблюдением установленного для них особого правового режима природного парка. Зачастую именно этот особый правовой режим ограничивает права землевладельцев в вопросах использования своих земельных участков, в связи с чем в сельских поселениях, которые входят в границы природного парка, любая хозяйственная и агропромышленная деятельность для местных жителей становится проблематичной. В целях решения этого вопроса законы дополнены положениями, в соответствии с которыми правообладатели земельных участков, расположенных на территории природных парков, уведомляются о нахождении принадлежащих им земельных участков на особо охраняемой природной территории регионального значения, а убытки, причиненные ограничением прав собственников таких земельных участков, подлежат возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В связи с проблемой правовой защиты интересов коллективных и индивидуальных садоводов, огородников и дачников, правового регулирования и государственной поддержки их деятельности в 2010 году принят региональный закон «О государственной поддержке садоводства, огородничества и дачного хозяйства на территории Волгоградской области», устанавливающий основные направления государственного содействия садоводам и огородникам дополнительно к формам поддержки, установленным законодательством Российской Федерации.
Законодательство в сфере социальной политики
Реализация социальной политики продолжает оставаться первоочередной задачей в работе депутатов областной Думы. Среди ее приоритетов, как в прошедшем году, так и в настоящее время - выстраивание системы адресной помощи наиболее нуждающимся в поддержке категориям граждан: пенсионерам, ветеранам и инвалидам, защита семьи и детства, расширение программ, направленных на развитие образования, спорта, правовую поддержку граждан, молодежную политику. Для реализации указанных направлений в 2010 г. одобрен ряд соответствующих законов.
В соответствии с внесенными изменениями в закон « О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области" право на социальную поддержку получили проживающие на территории области члены семей военнослужащих, погибших в мирное время при исполнении обязанностей военной службы.
Кроме того, расширен перечень мер социальной поддержки тружеников тыла, ветеранов труда, жертв политических репрессий. Проведена корректировка закона " О социальной поддержке граждан, находившихся в несовершеннолетнем возрасте на территории города Сталинграда в период Сталинградской битвы". Теперь к мерам социальной поддержки, предоставляемым Детям Сталинграда, законодательно отнесено внеочередное оказание медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению области бесплатной медицинской помощи.
В соответствии с принятым законом " О дополнительной мере по предоставлению бесплатного проезда участникам, инвалидам Великой Отечественной войны и лицам, награжденным медалью "За оборону Сталинграда" на территории Волгоградской области " предусмотрен бесплатный проезд данных категорий граждан на всех видах городского и пригородного общественного транспорта, а также на междугородном внутриобластном автомобильном и местных линиях внутреннего водного транспорта.
Законодательно установлена величина прожиточного минимума для пенсионеров Волгоградской области на 2011 год в размере 4788 рублей, что почти на 500 рублей выше показателя предыдущего года.
Утвержден бюджет территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов. В постановлении о принятии законопроекта главе администрации области рекомендовано принять меры по увеличению размера страхового взноса на ОМС неработающего населения, увеличения поступлений страховых взносов на ОМС работающего населения, утверждению программы по оптимизации деятельности медицинских учреждений области.
В целях сохранения действующих и создания новых рабочих мест для молодежи депутатами принят закон "О квотировании рабочих мест для отдельных категорий молодежи в Волгоградской области" согласно которому частично компенсируются расходы работодателям, предоставляющим рабочие места для молодежи в возрасте от 16 до 18 лет из социально незащищенных категорий, а также для молодых людей в возрасте до 30 лет из числа выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, ищущих работу впервые по полученной специальности в течение года со дня окончания образовательного учреждения.
Важнейшим аспектом деятельности Волгоградской областной Думы является государственная семейная и демографическая политика. В настоящее время на территории области законодательно предусмотрено свыше 20 различных денежных выплат семьям с детьми и детям-сиротам, которые подлежат ежегодной индексации. К новациям 2010 года в этой сфере относятся, в частности, дополнительные меры по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот, продолжающих обучение в общеобразовательном учреждении по очной форме после достижения совершеннолетия.
Кроме того, установлена дополнительная ежемесячная выплата из областного бюджета неработающим родителям, осуществляющим уход за двумя и более детьми-инвалидами. Также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в муниципальных учреждениях среднего и высшего профессионального образования предоставлено право на полное государственное обеспечение.
В целях формирования здорового образа жизни закреплены правовые основы организации отдыха и оздоровления детей; определен комплекс мер социальной поддержки в сфере организации отдыха и оздоровления.
Увеличена сумма частичной компенсации стоимости питания детям из малоимущих семей и детям, состоящим на учете у фтизиатра, а также учащимся 1-4 классов. На эти цели в областном бюджете дополнительно предусмотрено более 60 млн. рублей.
Большое внимание уделяется созданию условий для максимальной интеграции детей-инвалидов в общество. Волгоградская область с 2009 года является участником проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». С этой целью в закон «Об образовании в Волгоградской области» внесены изменения, которыми установлены расходные обязательства региона по организации дистанционного обучения детей-инвалидов. Кроме того, органам местного самоуправления передаются отдельные государственные полномочия по обеспечению доступа детей-инвалидов к образовательным и информационным ресурсам. В целом, за счет субсидии из федерального и областного бюджетов, на реализацию этих мероприятий предполагается затратить около 50 млн. рублей. В настоящее время в области уже создано два центра, где осуществляется обучение 46 детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий.
Действенности мер областного законодательства способствует полноценное бюджетное финансирование. Результатом является положительная динамика в семейно-демографической сфере: в регионе сохраняется тенденция увеличения рождаемости и количества многодетных семей.
Среди дальнейших задач, стоящих перед властями области - создание многодетным семьям режима наибольшего благоприятствования.
В этих целях разработаны проекты областных законов о предоставлении бесплатных земельных участков в собственность многодетных семьей, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также о единовременной денежной выплате в размере 200 тысяч рублей многодетным семьям для индивидуального жилищного строительства. Рассмотрение этих законопроектов планируется в 1 полугодии 2011 года.