Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

МИ 2011г. апрель "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ"

Заключение

Анализ законотворческой деятельности государственных органов законодательной (представительной) власти отдельных субъектов Российской Федерации, входящих в состав Южного федерального округа, показывает, что региональное законодательство развивается в соответствии с федеральными законами, на основе федеральных и республиканских конституционных норм. Можно отметить возрастание роли законодательства республик, краев и областей округа в решении основных социально-экономических проблем. В настоящее время наблюдается остаточно высокий уровень интенсивности законотворческой работы, обусловленный характером социально-экономических реформ в нашей стране в целом. Наиболее актуальными являются вопросы правового обеспечения стратегии поступательного социально-экономического развития региона.

Законотворческая деятельность осуществляется, как правило, по направлениям, обозначенным федеральным законодателем. Федеральное законодательство определяет содержание законодательства субъектов Российской Федерации по вопросам совместного ведения, но не предопределяет его полностью и тем более не подменяет его. Такая практика способствует сохранению единства правового пространства страны. Это не мешает принимать законы, которые не имеют аналогов на федеральном уровне или принятие которых прямо не предписано федеральным законодательством. В субъектах Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, к настоящему времени создана в основном необходимая законодательная база для функционирования всех сфер жизнедеятельности: от реализации прав и свобод граждан, до регулирования происходящих процессов в социально-экономической и общественно-политической областях. Парламентариями осуществляется постоянный контроль за соблюдением и исполнением принятых нормативных правовых актов, за исполнением региональных бюджетов, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, за исполнением целевых программ социально-экономического развития, соблюдением установленного порядка распоряжения государственной собственностью.

Одна из основных задач как на федеральном, так и на региональном уровнях – адекватная оценка ситуации, быстрая и динамичная реакция на изменения, происходящие в финансовой, экономической и социальной сферах. Применительно к законотворческой деятельности это означает постоянный и квалифицированный мониторинг эффективности правового регулирования, своевременное внесение и оперативное принятие необходимых законов, обеспечение неукоснительного их выполнения.

В истекшем году в регионах проведена значительная работа по:

- разработке и принятию законодательных актов, обеспечивающих реализацию федеральных законов;

- законодательному обеспечению антикризисных мер, ориентированных на поддержание социально-экономической стабильности;

- законодательному обеспечению и реализации президентских инициатив по преодолению коррупции;

-уточнению положений действующего законодательства, по совершенствованию законодательства республики в связи с динамичными изменениями федерального законодательства;

- развитию и совершенствованию законодательства по обеспечению финансовой и экономической самостоятельности местного самоуправления.

Следует отметить, что в регионах возникло немало проблем и острых вопросов в процессе реализации закона "О местном самоуправлении": многие муниципалитеты остаются дотационными, собственная доходная база не позволяет в полном объеме выполнять переданные полномочия. Ситуация осложняется отсутствием единого "государственного стандарта" по расходам в расчете на одного жителя, хотя бы величины минимального размера расходов на ЖКХ, здравоохранение, транспорт, образование, уборку территории и пр.

Остается нерешенной проблемой и исполнение полномочий в области градостроительства - это утверждение генеральных планов поселений, правил землепользования и застройки, схем территориального планирования муниципальных районов и генеральных планов развития городских округов. Прежде всего это связано с тем, что в бюджетах поселений недостаточно денежных средств на решение этого вопроса.

Практически во всех муниципальных образованиях остро стоит вопрос актуализации налогооблагаемой базы по земельному налогу и налогу на имущество физических лиц. Такая ситуация сложилась из-за неоправданно высокой цены за работы по оказанию услуг межевания земельных участков и постановки на кадастровый учет.

Законодателями законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ проведена существенная работа в сфере нормативно-правового регулирования бюджетно-финансовых отношений в целях решения задач более полного и стабильного выполнения финансовых обязательств перед бюджетными организациями республики, повышения уровня жизни населения и оказания социальной поддержки, использования бюджетных средств в рамках четко определенных приоритетов.

В целом региональные бюджеты имеет социальную направленность, ориентированную на поддержку социально незащищенных граждан и призван обеспечить оптимизацию затрат на функционирование отраслей бюджетной сферы при выполнении гарантированных обязательств государственных и муниципальных органов власти .

Важным направлением законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, в 2010 году явилось совершенствование законодательства о социальном развитии. Именно вопросы социальной направленности - всегда наиболее актуальны. Это цены и тарифы на коммунальные услуги, охрана здоровья, обеспечение льготных категорий граждан лекарственными средствами и их ценообразование, рост потребительских цен, обеспечение жильем многодетных и особо нуждающихся семей, вопросы экологии, вывоз мусора и другие. Правовое регулирование социально-трудовых отношений, доходов населения, его социального обеспечения, жилищной, семейной и молодежной политики, а также проблем в сферах здравоохранения, образования, физкультуры и спорта затрагивает интересы всех категорий жителей региона.

Сегодня перед законодателями стоят задачи по решению многих проблем в сфере регулирования трудовых отношений. В качестве актуальных направлений, требующих совершенствования нормативного регулирования, следует назвать:

- усиление мер ответственности работодателей и работников за нарушение требований трудового законодательства;

- установление эффективного правового механизма экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению здоровых и безопасных условий труда;

- совершенствование системы защиты от безработицы, создание условий для более широкого вовлечения в трудовую деятельность людей с ограниченными физическими возможностями.

Особое место в блоке социальных законов занимает совершенствование системы оказания адресной помощи семье и детям, людям старшего поколения и малообеспеченным слоям населения. Имеющийся блок законов, направленных на улучшение состояния здоровья населения, доступности медицинской помощи, не решает на сегодняшний день всех проблем. Многие вопросы сферы здравоохранения не зависят от регионального законодателя и ждут своего правового регулирования на федеральном уровне.

Так, сегодня остро стоят вопросы обеспечения лекарственными препаратами и их ценообразования. В качестве одного из направлений развития реформы в обозначенной сфере региональные законодатели видят внедрение законодательного механизма государственного регулирования ценообразования на лекарственные средства. Для обеспечения населения доступными лекарствами необходимы единые на всей территории Российской Федерации требования к окончательной отпускной цене лекарств, которые не должны превышать установленный федеральным законом предел торговой наценки, выраженный в процентном соотношении к цене производителя лекарственных средств, независимо от страны происхождения.

Не решенным на федеральном уровне является вопрос обеспечения единообразия на всей территории Российской Федерации мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к категории региональных "льготников". Необходима разработка и принятие законодательных мер, коренным образом улучшающих обеспечение лекарственными средствами льготных категорий.

Еще одно важнейшее направление законотворческой деятельности региональных парламентов – законодательное обеспечение развития образования, науки и культуры, то есть тех областей деятельности, по уровню которых судят о степени развития общества и его потенциале в целом. Образование относится к числу первоочередных

интересов государства, общества и личности. Законодатели региональных парламентов полагают, что совершенствование образовательного законодательства - важнейшая задача развития образовательной системы, и оно должно осуществляться с учетом модернизации всего российского социального законодательства.