АВ 2011г. Выпуск 6 "Продовольственная безопасность Российской Федерации"
I . Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации (информационно-аналитическая справка)
Обеспечение национальной безопасности является важнейшей функцией государства. Одна из главных составных частей ее – продовольственная безопасность. На заседании Совета безопасности 4 декабря 2009 года, посвященном обсуждению Доктрины продовольственной безопасности, Президент Российской Федерации Д.А. Медведев, говоря о сути доктрины, отметил, что необходимы «системные меры, чтобы продовольственные ресурсы страны формировались в основном на базе продукции отечественного производства. Мы должны определиться и с количественными и качественными критериями обеспечения продовольственной безопасности нашей страны, должны заранее прогнозировать риски и предотвращать возможные угрозы: как внешние, так и внутренние». На заседании отмечалось, что Доктрина продовольственной безопасности должна гарантировать проведение государством политики, способной обеспечивать население нашей страны устойчивым снабжением качественным и доступным по цене отечественным продовольствием.
Разработка Доктрины продовольственной безопасности – это переход к системному, стратегическому формированию государственной политики в целях повышения качества жизни с учётом международного опыта. В Доктрине государство впервые на законодательном уровне устанавливает критерий продовольственной безопасности, его пороговое значение по основным видам продовольствия с учётом рекомендаций Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН ФАО, понятие рациональных норм потребления пищевых продуктов, экономической и физической доступности продовольствия. В целях своевременного реагирования на изменение конъюнктуры рынка в Доктрине обозначены риски и угрозы, определены механизмы их минимизации.
30 января 2010 года Указом Президента Российской Федерации Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации была утверждена. В ней отмечается, что продовольственная безопасность страны является фактором сохранения ее государственности и суверенитета, важнейшей составляющей демографической политики, необходимым условием реализации стратегического национального приоритета - повышения качества жизни российских граждан путем гарантирования высоких стандартов жизнеобеспечения.
Стратегической целью продовольственной безопасности является обеспечение населения страны безопасной сельскохозяйственной продукцией, рыбной и иной продукцией из водных биоресурсов и продовольствием. Гарантией ее достижения является стабильность внутреннего производства, а также наличие необходимых резервов и запасов.
Доктрина продовольственной безопасности формирует идеологическую основу и определяет приоритеты развития продовольственного рынка страны на долгосрочную перспективу. Это эффективный инструмент реализации Стратегии национальной безопасности, гарантия повышения качества жизни российских граждан и экономического роста.
В перечень основных направлений реализации Доктрины входят: система мониторинга состояния продовольственной безопасности, стратегия реализации Доктрины, программа развития инфраструктуры и логистического обеспечения аграрного рынка. Сюда же следует отнести меры по совершенствованию таможенно-тарифного регулирования, поддержки экспорта, комплексную программу участия России в международном сотрудничестве в области сельского хозяйства и глобального партнерства, развитие системы социального питания.
Ситуация в мировой экономике характеризуется увеличением потребления продовольствия в развивающихся странах на фоне последствий экономического и финансового кризиса, который вызвал спад производства и доходов населения. Продовольственный кризис, глобальное изменение климата, дефицит углеводородного сырья, рост цен на энергоносители и продовольствие и ряд других факторов неблагоприятно воздействуют на все национальные продовольственные системы, способствуя формированию потенциальных угроз. По мнению специалистов, это означает, что продовольственная безопасность может быть гарантирована только при динамичном инновационном развитии собственного производства сырья и продовольствия, устойчивости сельской территории и искоренении бедности как социального явления.
Для России важность решения проблемы продовольственной безопасности заключается также в придании ей определенного статуса и законодательного обеспечения. Прямое и косвенное законодательное обеспечение продовольственной безопасности на уровне отдельных государств имеет место в большинстве стран мира независимо от того, являются ли они странами-экспортерами или странами-импортерами сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, поскольку продовольственная безопасность — это основа благополучия и независимости каждого государства. Наличие законодательного обеспечения свидетельствует о том, что продовольственная проблема составляет важную часть государственной политики этих стран.
В России законодательная база обеспечения продовольственной безопасности находится в стадии становления и ее нормативное правовое регулирование сопряжено с определенными сложностями и трудностями развития АПК, формирования рыночных отношений в экономике страны. Именно разработка современной законодательной базы, регламентирующей обеспечение продовольственной безопасности, призвана сыграть решающую роль в защите национальных интересов страны, гармонизированных с рекомендациями международных организаций.
Основной элемент законодательной базы обеспечения безопасности продуктов питания — федеральный закон № 184-ФЗ «О техническом регулировании». Он был принят в целях развития рыночных отношений в рамках глобального мирового рынка и интеграционных процессов в мировой экономике, постепенного устранения технических барьеров в торговле, свободного движения товаров, людей, капиталов и информации.
Для обеспечения продовольственной безопасности предстоит решать одновременно несколько взаимосвязанных и весьма капиталоемких задач:
- осуществить технико-технологическую модернизацию сельского хозяйства и пищевой промышленности, сферы производственного обслуживания АПК;
- сформировать кадровый потенциал отрасли, способный осваивать инновации;
- провести масштабные работы по восстановлению производства на заброшенных сельскохозяйственных угодьях;
- создать современную социальную инфраструктуру сельских территорий;
- совершенствовать систему ценообразования на сельскохозяйственную продукцию;
- развивать кооперацию по сбыту сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия;
- сделать более доступными для основной массы сельскохозяйственных товаропроизводителей меры государственной поддержки отрасли;
- комплексно оценить потребности в инвестициях и источниках их покрытия.
В качестве пороговых значений в Доктрине продовольственной безопасности директивно установлен удельный вес отечественного продовольствия в общем объеме товарных ресурсов внутреннего рынка; по зерну и картофелю — не менее 95%, сахару и растительному маслу — не менее 80, мясу и мясопродуктам (в пересчете на мясо) — не менее 85, молоку и молокопродуктам (в пересчете на молоко) — не менее 90, рыбе и рыбопродуктам — не менее 80%.
Необходима стабильность преимущественно внутренних источников продовольственных и сырьевых ресурсов, а также наличие резервных фондов. Основная государственная стратегия в сфере продовольственной безопасности предусматривает: обеспечение населения основными видами продовольствия отечественного производства; государственную гарантию высокого качества и безопасности потребляемых продуктов питания; предотвращение внутренних и внешних угроз нарушения продовольственной безопасности.
В Доктрине продовольственной безопасности РФ государство возлагает на себя функции предотвращения нарушения системы обеспечения граждан продуктами питания при стихийных бедствиях и других чрезвычайных ситуациях. Для этих целей имеется система государственного резерва стратегического запаса продовольствия, обеспечивающая продовольственную независимость Российской Федерации в условиях чрезвычайного положения.
В Доктрине отмечено, что до настоящего времени сохраняется высокая и необоснованная зависимость России от импорта ряда видов сельскохозяйственной продукции и продовольствия. Прирост импорта опережает по темпам прирост валовой продукции сельского хозяйства и объемов производства пищевой промышленности.
Для ликвидации этой диспропорции и обеспечения продовольственной независимости в Доктрине определены основные направления государственной политики и механизмы достижения продовольственной безопасности:
- разработка правительством и органами исполнительной власти балансов сельскохозяйственной продукции и продовольствия, мер и механизмов, обеспечивающих продовольственную безопасность, которые должны готовиться одновременно с государственными прогнозами социально-экономического развития страны, федеральными и региональными программами;
- повышение экономической доступности продовольствия для всех групп населения путем планомерного снижения уровня бедности, осуществления адресной поддержки наиболее нуждающихся слоев населения, обеспечения сбалансированного питания детей дошкольного и школьного возраста, беременных и кормящих женщин;
- эффективная поддержка отдельных регионов, в особенности северных и оказавшихся в чрезвычайных ситуациях, в целях обеспечения физической доступности продовольствия;
- обеспечение безопасности и улучшение качества продуктов питания, соответствие продовольствия требованиям технических регламентов на протяжении жизненного цикла, включая переработку, производство, хранение, транспортировку, реализацию;
- гармонизация требований технических регламентов с международными требованиями, создание современной инструментальной и методической базы, совершенствование организационной структуры контроля за качеством и безопасностью продовольственного сырья и пищевых продуктов на всех стадиях;
- внедрение на пищевых предприятиях комплексной системы контроля качества и безопасности пищевых продуктов, разработка унифицированных требований к системам контроля на пищевых предприятиях, гармонизированных с рекомендациями международных организаций.
Одной из основных задач обеспечения продовольственной безопасности является не только достижение и поддержание физической и экономической доступности для каждого гражданина страны безопасных пищевых продуктов, но и их потребление в объемах и ассортименте, соответствующих рациональным нормам потребления пищевых продуктов, необходимых для активного и здорового образа жизни. А формирование здорового типа питания потребует:
- развития фундаментальных и прикладных научных исследований, внедрения инновационных технологий и наращивания производства новых обогащенных, диетических и функциональных пищевых продуктов;
- разработки для населения образовательных программ по проблемам здорового питания как важнейшего компонента здорового образа жизни с привлечением средств массовой информации, создания специальных обучающих программ;
- разработки нормативов социального питания и реализации мер по его поддержке.
В настоящее время подготовлены «Основы политики Российской Федерации в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2025 года», в которых особое внимание уделяется подготовке технических регламентов, направленных на обеспечение качества и безопасности пищевых продуктов, системе образовательных программ в области здорового образа жизни и питания, состоянию питания населения групп риска (беременные женщины и дети раннего возраста), поддержке занятий физкультурой и спортом, производству продуктов массового потребления, обогащенных витаминами и микроэлементами, реализации комплекса мер, направленных на создание условий для сокращения потребления алкогольной и спиртосодержащей продукции.