Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"

Основные законодательные положения

В Федеральном законе от 29.12.1994 N 78-ФЗ «О библиотечном деле», который регулирует общие вопросы организации библиотечного дела, взаимоотношений между государством, гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями в области библиотечного дела, применены следующие понятия:

библиотека - информационное, культурное, образовательное учреждение, располагающее организованным фондом документов и предоставляющее их во временное пользование физическим и юридическим лицам; библиотека может быть самостоятельным учреждением или структурным подразделением предприятия, учреждения, организации;

общедоступная библиотека - библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии.

В соответствии с порядком учреждения и формами собственности выделены как основные следующие виды библиотек: библиотеки Российской академии наук, других академий, научно-исследовательских институтов, образовательных учреждений; библиотеки предприятий, учреждений, организаций; библиотеки общественных объединений и частные библиотеки.

Каждый гражданин независимо от пола, возраста, национальности, образования, социального положения, политических убеждений, отношения к религии имеет право на библиотечное обслуживание на территории Российской Федерации. А также право на библиотечную деятельность.

Пользователем библиотеки является физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки. Все пользователи библиотек имеют право доступа в библиотеки и право свободного выбора библиотек в соответствии со своими потребностями и интересами.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек, основанными на законодательстве в области библиотечного дела, а также законодательством в области образования и науки об охране государственной тайны, об охране авторских и смежных прав, а также и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации. Пользователь библиотеки имеет право бесплатно получать в любой библиотеке информацию о наличии в библиотечных фондах конкретного документа.

По функциональному признаку библиотеки можно разделить на профессионально ориентированные и общедоступные.

В общедоступных библиотеках граждане имеют право бесплатно получать во временное пользование любой документ из библиотечных фондов, получать документы или их копии по межбиблиотечному абонементу из других библиотек; пользоваться другими видами услуг, в том числе платными, перечень которых определяют правила пользования библиотекой.

К профессионально ориентированным библиотекам можно отнести библиотеки медицинские, библиотеки иностранной литературы и иные, а также библиотеки научных организаций и учебных заведений. Как правило, профессионально ориентированные библиотеки устанавливают особые требования к формированию своих пользователей, отбирая их по месту работу, по роду занятий и т.п. Особое место занимают школьные библиотеки, ориентированные на обслуживание учеников конкретной школы.

В тексте части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации библиотеки рассматриваются, как особые юридические лица, которым вправе предоставлять широкому кругу лиц объекты авторского права без согласования с авторами.

Нормы Гражданского кодекса Российской Федерации не учитывают, что библиотеки учебных заведений и научных организаций являются обособленными подразделениями указанных юридических лиц. Сам юридические лица (учебные заведения или научные организации) указанными правами не наделены. Школьные и вузовские библиотеки попадают во внеправовую зону, как структурные подразделения, чей функциональный статус выходит за пределы общего правового статуса юридического лица.

Современная школьная библиотека живет в многомерном информационно-правовом пространстве, которое можно представить как иерархическую систему, состоящую из нескольких уровней:[1]

· документы международного уровня, ориентирующие и направляющие деятельность школьных библиотек (ШБ). К этой группе относятся документы ООН, ЮНЕСКО, ИФЛА, международные соглашения и стандарты;

· законодательство Российской Федерации, касающееся проблем сохранения и использования культурного наследия, доступа всех категорий граждан к информации, организации рекламы;

· отраслевые федеральные законы («Об образовании», «О библиотечном деле»);

· нормативные документы, подготовленные федеральными органами управления и касающиеся деятельности школьных библиотек (в том числе ГОСТы);

· региональное законодательство, относящееся к деятельности школьных библиотек;

· территориальные нормативные и методические документы;

· документы, разработанные в образовательном учреждении и утвержденные его руководителем.



[1] http://www.rusla.ru/rsba/provision/