Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"

Библиотекарь, как участник образовательного процесса

Общеизвестно библиотеки относят к учреждениям культуры. Одной из основных задач библиотек является формирование библиотечных фондов в соответствии с профилем учреждения, организации и ведение справочно-библиографических баз данных для обеспечения учебного процесса. Потому в двойственном положении пребывают и работники школьных библиотек, которые по факту работают в системе образования, а формально отнесены к культуре.

Сотрудничество библиотекарей и учителей способствует повышению уровня грамотности учащихся, содействует развитию навыков чтения, запоминания, решения задач, а также выработке умения пользоваться информационно-коммуникативными технологиями. Сотрудники библиотеки обеспечивают пользование книгами и прочими информационными источниками, художественными и документальными, печатными и электронными, локальными и удаленными. Эти материалы призваны дополнять и расширять информацию, содержащуюся в учебниках и иных учебных материалах и методических разработках.

В обычной школе зарплата у библиотекаря зачастую ещё меньше, чем у учителя, хотя у него 40-часовая рабочая неделя, которая полностью посвящена детям. В номенклатуре работников образования библиотечных специальностей нет. Как только дело касается прав библиотекаря в образовательном учреждении, его объявляют работником культуры. Как только библиотекарь начинает просить условия работы и оплату по документам Министерства культуры, его объявляют работником образования. Учреждения культуры при отнесении должностей работников к тем или иным ПКГ используют приказы Минздравсоцразвития Российской Федерации N 570, 121н.

В ряде регионов нашей страны, например, в Свердловской области школьные библиотекари проходят аттестацию наравне с педагогами. [1] Взгляд на школьного библиотекаря как на пассивного поставщика информации уходит в прошлое. Становление библиотекаря как участника образовательного процесса, профессионального партнера педагогов подтверждается и общностью современных профессиограмм учителя и школьного библиотекаря. Появилась необходимость в тесном сотрудничестве педагогов и библиотекарей школы на основе эффективного использования образовательных ресурсов и возможностей библиотеки.

Заведующий школьной библиотекой — это профессионально подготовленный член школьного коллектива, отвечающий за планирование и деятельность школьной библиотеки, формирующий, исходя из существующих возможностей, штат библиотеки, работающий в сотрудничестве со всеми членами школьного коллектива и поддерживающий связь с публичной библиотекой и другими учреждениями. Деятельность школьных библиотекарей строится с учетом финансовых возможностей, особенностей школьной программы, учебных методик, существующих в данной конкретной школе, и осуществляется в рамках государственной правовой и финансовой систем. Несмотря на многообразие различий в условиях работы школьных библиотек, существует набор необходимых знаний, которыми должен обладать каждый библиотекарь, чтобы эффективно развивать библиотечные службы, — это знание информационных ресурсов, библиотечного дела, информационной политики и методики информационного образования.

В условиях непрерывного расширения информационного пространства и развития информационных сетей на школьных библиотекарей возлагается функция обучения учеников и учителей навыкам работы с информацией, что выдвигает необходимость постоянного повышения квалификации и профессионального роста.

Примером положительного зарубежного опыта по реформированию системы школьных библиотек может служить Южная Корея (2-е место в PISA-2003). Смена парадигмы образования в Южной Корее привела и к изменению отношения к школьным библиотекам. Большой вклад в это внесли неправительственные организации и родительские движения. Детей стали побуждать больше думать и читать с целью развития целостного мышления. Уровень обслуживания и наличие книжных коллекций в библиотеках должен оцениваться как составная часть функционирования местных органов образования. Этот подход был рекомендован на международном библиотечном конгрессе ИФЛА[2] 2005 как модель подобных усовершенствований по всему миру.



[1] Михальченко Е .П. Школьная библиотека как компонент педагогической системы // Библ. дело – XXI век. – М., 2004. – № 1 (7). – С. 178–182.

[2] ИФЛА представляет собой международную организацию библиотечных и информационных ассоциаций, учреждений и библиотекарей, обеспечивающих информационно-библиотечное обслуживание сообществ пользователей по всему миру.