Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 7 "Библиотеки учебных заведений, как субъекты правоотношений"

Трудовые отношения работников библиотек

Оплата труда работников библиотек состоит из должностного оклада, стимулирующих и компенсационных выплат. Порядок и условия определения размера каждой из этих составляющих должны быть закреплены в положении об оплате труда по учреждению или иных локальных нормативных актах. [1] В соответствии с п. 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Постановлением N 583, а также п. 2.1 Примерного положения об оплате труда размеры окладов (должностных окладов) устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности профессиональных квалификационных групп, с учетом сложности и объема выполняемой работы. Каждой должности, должны соответствовать определенные размеры окладов.

Трудовые отношения работников библиотек регулирует законодательство Российской Федерации о труде. Работники библиотек подлежат периодической аттестации, порядок которой устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Изучение документов, разработанных международным библиотечным сообществом, в частности, такими авторитетными организациями, как ИФЛА и ЮНЕСКО, свидетельствует о повышении во всем мире квалификационных требований к профессии школьного библиотекаря. В них подчеркивается необходимость синтеза педагогических и библиотечных знаний как отличительной черты школьных библиотекарей, обладающих профессиональной квалификацией в области и педагогики, и библиотечного дела; отмечается, что школьные библиотекари являются информационными посредниками и учителями в сфере обращения с информацией, специалистами по информации в школе в новом смысле слова. В этой связи особую актуальность приобретает совершенствование отечественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации библиотекарей общеобразовательных учреждений.

В настоящее время в нашей стране, как показывает анализ статистических данных, многие школьные библиотекари обладают значительным опытом профессиональной деятельности. 70% школьных библиотекарей имеют стаж работы по специальности свыше 10 лет. Вместе с тем пятая часть библиотекарей имеет высшее образование, не связанное с библиотечным делом и педагогикой; 7% библиотекарей не имеют высшего образования.

В последние десятилетия большинство вузов культуры и искусств и колледжей культуры прекратили подготовку библиотекарей специально для библиотек общеобразовательных учреждений, хотя потребность в подобных специалистах заметно возросла.

Анализ существующего положения в части повышения квалификации библиотечных работников общеобразовательных учреждений свидетельствует о значительной вариативности подходов в реализации этой задачи. Однако многообразие форм говорит не только об инициативе на местах, но и свидетельствует об острой потребности в регулярном, систематическом повышении квалификации и переподготовки работников библиотек общеобразовательных учреждений, необходимости решения проблемы создания системы непрерывного профессионального образования школьных библиотекарей на государственном уровне. Среди задач обучения такого специалиста — эффективное формирование информационной культуры учащихся, обучение навыкам независимого библиотечного пользователя, развитие критического мышления. Подготовка кадров данного профиля позволит изменить статус школьной библиотеки в учебно-воспитательном процессе, превратить ее в полноправное педагогическое подразделение школы, осуществляющее образовательную и воспитательную деятельность, оказывающее методическую поддержку педагогам в области формирования информационной культуры личности. Необходимо решить вопрос об обобщении имеющегося опыта по организации разнообразных форм и схем повышения квалификации школьных библиотекарей.

Межотраслевые нормы времени рекомендованы для применения в библиотеках независимо от их форм собственности и организационно-правовых форм. [2] Нормами охвачены основные виды работ, выполняемые в библиотеках, в том числе научная (исследовательская, методическая, информационная), перевод и переработка печатных текстов с иностранных языков на русский и с русского на иностранные языки, выставочная работа, научное редактирование рукописей, работы научно-организационного характера. Нормативная база в сборнике дополнена нормами на работы, выполняемые в автоматизированном режиме. Нормы времени рекомендованы для определения штатной численности работников, выдачи нормированных заданий и соотношений между плановыми и договорными работами.

Детские и школьные библиотекари готовились преимущественно как специалисты в области детского чтения, о чем свидетельствует содержание образования. Школьные библиотекари призваны обладать солидной теоретической подготовкой, знать образовательную философию, являющуюся основой функционирования школьной библиотеки, и уверенно чувствовать себя в профессиональном качестве. Многие из квалификационных требований носят фундаментальный характер: это комплектование фондов, приобретение и размещение учебных источников, развитие информационных услуг, разработка направлений и программ читательского развития. Эти виды деятельности предполагают углубленное общее знакомство с учебными дисциплинами, знание информационных запросов пользователей и их психологических особенностей, осведомленность об учебном плане и его содержании, равно как и познания и навыки в сфере библиографии. Современным школьным библиотекарям не обойтись также без практических навыков в извлечении информации и знания стремительно меняющихся информационных технологий. В качестве менеджеров они отвечают за планирование и деятельность библиотеки. Получившие профессиональную подготовку и отвечающие перечисленным квалификационным требованиям, школьные библиотекари призваны сыграть исключительную роль в развитии грамотности и образования, предоставлении информации и идей, необходимых для успешного существования в современном информационном обществе, где знания играют важнейшую роль.

Новый взгляд на образование библиотекаря-педагога заключается в системе формирования компетентного и мобильного специалиста, способного найти профессиональную, социальную и психологическую нишу в быстро изменяющихся общественных, информационных и технологических условиях. Важно, чтобы в вузе были представлены новые знания. В связи с этим непременной составной частью содержания образования становятся: основы информационных технологий, теоретические и методические основы формирования информационной культуры, информационные ресурсы, библиотечный менеджмент, организация школьных медиацентров и другие, востребованные библиотечными специалистами.[3]



[1] Ларцева Л. Оплата труда работников театров, музеев, библиотек //Учреждения культуры и искусства: бухгалтерский учет и налогообложение, N 9, сентябрь 2010 г.

[2] Утверждены Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 3 февраля 1997 г. N 6

[3] Иванова Г.А. Образование библиотечных специалистов по работе с детьми и юношеством: каким ему быть в третьем тысячелетии // Культура: управление, экономика, право, 2009, N 1