Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"

Государственная поддержка инновационных проектов

Новацией федерального бюджета на 2012-2014 годы станет его формирование в разрезе 42 долгосрочных государственных программ. По этим ним будет расписано 97 процентов всех расходов бюджета. В рамках государственных программ должно быть обеспечено скоординированное использование механизмов правового регулирования, таможенного и налогового управления, таможенных и налоговых льгот, федерального имущества. Первый опыт условного распределения бюджета по государственным программам был сделан уже в рамках федерального бюджета на 2011-2013 годы. Представление бюджета в разрезе государственных программ - это четкое увязывание финансовых ресурсов и целей, которые должны быть достигнуты.

В настоящее время в России действует ряд финансовых институтов, созданных с участием государства и призванных стимулировать процессы коммерциализации. [1] К ним в частности, относятся Российский фонд технологического развития (далее – РФТР), Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (далее – Фонд содействия), Венчурный инновационный фонд (далее – ВИФ).

В зоне пристального внимания государства остаются вопросы повышения эффективности работы институтов развития - ВЭБа, РОСНАНО, Ростехнологий, Российской венчурной компании и других, - по пяти приоритетным направлениям, обозначенным Дмитрием Медведевым и утвержденным Комиссией при Президенте России: энергоэффективность и энергосбережение, ядерные, космические, медицинские и стратегические информационные технологии.

Создание условий, обеспечивающих сохранение и развитие научно-технического потенциала страны, является основой деятельности РФТР. Этот фонд оказывает финансовую поддержку прикладным научно-исследовательским и опытно-конструкторским работам различной отраслевой направленности в области создания новых видов наукоемкой продукции, разработки новых и совершенствования применяемых технологий, а также повышения технического уровня продукции. С момента создания РФТР принято к финансированию более 1000 проектов практически из всех отраслей российской экономики.

Государственная некоммерческая организация Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере занимается формированием благоприятной среды для предпринимательской деятельности, стимулированием создания и развития малых наукоемких предприятий; развитием науки и формированием национальной инновационной системы, в т.ч. системы государственной поддержки инновационных компаний на этапе старта (в первую очередь малого бизнеса); вовлечением молодежи в инновационную деятельность. В Фонд направляются 1,5% процента средств федерального бюджета на науку. По данным на 01.08.2010 в Фонд поступило 20 000 проектов, из которых поддержано более 7500. Партнерами Фонда являются Государственные учреждения и Институты развития: ОАО «Российская венчурная компания», Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО) и Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» (Внешэкономбанк).

В этом году бюджет Фонда составил 2,5 млрд. руб. плюс 1 млрд. руб., дополнительно выделенный в мае премьер-министром. При этом на 2011 г. Министерство финансов заложило бюджет Фонда в размере 1,4 млрд. руб., а Минэкономики рассчитывает увеличить его до 5 млрд. руб.

В софинансировании проектов медицинской промышленности принимают участие различные институты развития, среди которых Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий». В июле 2010 г. Наблюдательный Совет РОСНАНО одобрил проект по разработке и коммерциализации отечественных инновационных лекарственных препаратов, общий бюджет которого составит около 5,1 млрд. руб., из них до 1,2 млрд. руб. - инвестиции РОСНАНО [3]. Годовая выручка этого проекта в 2015 г. прогнозируется на уровне 1,1 млрд. руб., а в 2017-2019 гг. - 2,5-4,5 млрд. руб. РОСНАНО инвестирует 1,299 млрд. руб. в проект производства нанолекарств с целенаправленной доставкой для лечения злокачественных новообразований. Общий бюджет проекта составит 3,906 млрд. руб.

ВИФ - некоммерческая организация с государственным участием, которая создана в целях развития конкурентоспособного технологического потенциала России.

Основной целью деятельности ВИФ является формирование организационной структуры системы венчурного инвестирования в соответствии с одобренными Правительственной комиссией по научно-инновационной политике основными направлениями развития внебюджетного финансирования высокорисковых проектов (системы венчурного инвестирования) и организация привлечения инвестиций (в том числе зарубежных) в высокорисковые наукоемкие инновационные проекты.

Основными задачами ВИФ являются:

- осуществление комплекса мер по развитию системы прямого инвестирования в акционерный капитал (венчурного инвестирования) в России, включая участие в создании венчурных инвестиционных институтов с российским и зарубежным капиталом, вкладывающих средства в технологический инновационный бизнес;

- осуществление приоритетной поддержки российских инновационных предприятий, создающих продукты и технологии, относящиеся к перечню критических технологий федерального уровня путем участия в финансировании этих проектов на их начальной стадии.

Основными источниками формирования имущества ВИФ являются:

- целевой взнос Министерства образования и науки Российской Федерации из средств Российского фонда технологического развития;

- целевой взнос Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (государственный) за счет средств, полученных на возвратной основе;

- добровольные имущественные взносы отечественных инвесторов (фондов, банков и т.п.). Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности» является соинвестором ряда перспективных проектов, поддерживаемых Фондом содействия

Основной целью деятельности Государственной корпорации «Ростехнологии» является содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций-разработчиков и производителей, а также привлечение инвестиций в организации различных отраслей промышленности.

ОАО «Российская венчурная компания» (РВК) - один из ключевых инструментов в деле построения национальной инновационной системы. Цель компании - обеспечить ускоренное формирование эффективной и конкурентоспособной национальной инновационной системы путем создания саморазвивающейся венчурной отрасли во взаимодействии с другими институтами развития, с помощью вовлечения частного венчурного капитала, развития инновационного предпринимательства и технологической бизнес-экспертизы, мобилизуя интеллектуальный потенциал России.

При участии РВК созданы несколько закрытых паевых фондов особо рисковых (венчурных) инвестиций, работающих с инновационными компаниями, находящимися на стадии «sturt-up»: «ВТБ - Фонд венчурный», «Биопроцесс Кэпитал Венчурс», «Максвелл Биотех», «Лидер - Инновации», «Тамир Фишман СИ ай Джи венчурный фонд», «С-Групп Венчурс», «Новые технологии», а также «Фонд посевных инвестиций Российской венчурной компании», призванный осуществлять инвестирование в российские инновационные компании самой ранней стадии развития («seed»).

Число проинвестированных фондами РВК инновационных компаний в июне 2010 г. достигло 27, а совокупный объем инвестиций - 4,413 мрлд. руб.

Среди приоритетных направлений инвестирования венчурных фондов, формируемых с участием РВК, - живые системы, понимаемые как биотехнологии, медицинские технологии и медицинское оборудование. Только венчурный фонд «Биопроцесс Кэпитал Венчурс» до 2014 г. собирается вложить около 18 млн. долл. в разработку противораковых препаратов. Основные пайщики фонда, сформированного в декабре 2007 г. для инвестиций в биотехнологические инновации и располагающего средствами в объеме 3 млрд. руб., - РВК(49%) и ВЭБ (50%).

В конце сентября Президентом Российской Федерации были подписаны два Федеральных закона от 28.09.10:

- № 243-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об инновационном центре «Сколково»;

- № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково».

Целью принятия этих законов является обеспечение благоприятных условий для создания и функционирования инновационного центра «Сколково». Инновационный центр «Сколково» - это абсолютно новый вид бизнеса для России, где прикладная наука ориентирована на рыночный заказ, при этом научные идеи и разработки продаются в виде прав на технологии.[2] На примере «Сколково» будут отрабатываться экономические механизмы производства технологий и впоследствии распространяться для использования во всех научных центрах России, таким образом, они будут производить не услуги, а интеллектуальную собственность

По определению, данному в статье 2 закона № 244-ФЗ, Инновационный центр «Сколково» (ИЦ «Сколково») - это специально отведённая территория с земельными участками, зданиями, сооружениями и коммунальной инфраструктурой, на которой создаются особые условия для осуществления исследований и разработок по пяти направлениям (п. 8 ст. 10 закона № 244-ФЗ):

- энергоэффективность и энергосбережение, в том числе вопросы разработки инновационных энергетических технологий;

- ядерные технологии;

- космические технологии, прежде всего в области телекоммуникаций и навигационных систем (включая создание соответствующей наземной инфраструктуры);

- медицинские технологии: оборудование, лекарственные средства;

- стратегические компьютерные технологии и программное обеспечение.

Статус участника проекта предоставляется управляющей компанией в соответствии с требованиями, закреплёнными в статье 10 закона № 244-ФЗ, на срок до десяти лет. Отсчёт этого срока ведётся со дня включения организации в реестр участников проекта.

Привлечение участниками проекта ИЦ иностранных граждан допускается в порядке и на условиях, которые предусмотрены для них Федеральным законом от 25.07.02 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Но при этом для участников проекта сделаны следующие исключения:

- работодателям - участникам проекта не требуется получать разрешения на привлечение и использование иностранных работников;

- приглашения на въезд в Россию в целях осуществления трудовой деятельности в сфере инноваций, а также разрешения на работу иностранным гражданам выдаются без учёта квот на их выдачу, установленных Правительством Российской Федерации

Льготы по уплате государственной пошлины предоставляются:

- за выдачу разрешения на работу иностранному гражданину, заключившему трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с участником проекта ИЦ и прибывшему на территорию инновационного центра;

- за выдачу ему приглашения на въезд в Россию;

- за выдачу либо продление ему срока действия визы.

Участники проекта ИЦ освобождаются от ведения бухгалтерского учёта при выполнении условия об ограничении годового объёма выручки от реализации. Условие введено новым пунктом 4 статьи 4 закона № 129-ФЗ и предусматривает, что годовой объём выручки от реализации не должен превышать 1 млрд. руб. При соблюдении этого требования участники проекта ИЦ учитывают свои доходы и расходы по правилам, установленным для «упрощенцев» главой 26.2 НК РФ (ст. 346.24).

Организации, участвующие в осуществлении инновационных исследований, разработок и коммерциализации их результатов, имеют право на освобождение от обязанностей плательщика НДС в течение десяти лет со дня получения статуса участника проекта ИЦ.

Участники проекта ИЦ имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на прибыль. Срок освобождения составляет также 10 лет со дня получения статуса участника.

Условия освобождения установлены статьёй 246.1 НК РФ. Они схожи с условиями освобождения для плательщиков НДС:

Статья 381 Налогового кодекса Российской Федерации дополнена льготой по налогу на имущество организаций, освобождающей от налогообложения имущество управляющей компании ИЦ и участников проекта ИЦ. Право на освобождение подтверждается документами о наличии статуса участников проекта, а также данными учёта доходов (расходов).

Для участников проекта ИЦ с 2011 года предусмотрены пониженные размеры тарифов страховых взносов:

- 14% - для лиц 1966 года рождения и старше (взносы перечисляются на финансирование страховой части пенсии);

- 14% - для лиц 1967 года рождения и моложе. При этом размер взносов распределяется в соотношении: 8% - на финансирование страховой части пенсии, 6% - на финансирование накопительной части пенсии.

Эти тарифы применяются в течение 10 лет при условии наличия статуса участника проекта ИЦ и соответствия критериям по совокупному размеру прибыли (не выше 300 млн. руб. с начала года, в котором размер выручки от реализации превысит 1 млрд. руб., ст. 145.1 Налогового кодекса Российской Федерации).



[1] Романова С. Инновационная активность в медицинской промышленности // Ремедиум, № 11, ноябрь 2010 г.

[2] Маслова Т. Налоговый «рай» для российских инноваций, // Практический бухгалтерский учет. Официальные материалы и комментарии (720 часов), № 11, ноябрь 2010 г.