Информационно-аналитические материалы Государственной Думы

АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"

Освобождение от налога на имущество, земельного и транспортного налогов

Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации и не могут превышать 2,2 процента. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения. Льгота (освобождение) по налогу на имущество (в настоящее время его максимальная ставка составляет 2,2%) предоставляется в отношении имущества, созданного или приобретенного резидентами для целей ведения деятельности в ОЭЗ, используемого в рамках соглашения о создании ОЭЗ и расположенного на ее территории (п. 17 ст. 381 Налогового кодекса Российской Федерации). Льгота предоставляется на пять лет со дня постановки на учет имущества, но может быть продлена на основании соответствующего закона субъекта Российской Федерации (например, в Томске освобождение от уплаты налога на имущество предоставляется на 10 лет). Минфин России [1] прокомментировал условия применения данной льготы, указав, что если имущество используется резидентом одновременно для целей технико-внедренческой деятельности и для иных видов деятельности, то оно также освобождается от налога.

Резиденты ТВОЭЗ освобождаются от уплаты земельного налога в отношении земельных участков, расположенных на территории особой экономической зоны, сроком на пять лет с момента возникновения права собственности на каждый земельный участок (п. 9 ст. 395 Налогового кодекса Российской Федерации).

Освобождение от уплаты транспортного налога в отношении транспортных средств, приобретенных резидентами ТВОЭЗ, предоставляется на уровне законов субъектов Российской Федерации.

В отдельных случаях данная льгота не распространяется на водные и воздушные транспортные средства, легковые автомобили (Дубна, Санкт-Петербург). Срок действия льготы в зависимости от региона составляет пять или 10 лет со дня признания организации резидентом ОЭЗ или с момента регистрации транспортного средства.

По транспортному налогу в отдельных регионах ставки значительно снижены (например, в Республике Алтай - в 6 раз и более), в Дубне предусмотрено освобождение от уплаты данного налога до 2011 г. (кроме легковых автомобилей, водных и воздушных транспортных средств), в Липецке, Зеленограде и Краснодарском крае налоговые каникулы установлены сроком на 5 лет, а в Республике Татарстан и Томске - на 10 лет. [2]

Технико-внедренческая особая экономическая зона (ТВОЭЗ) является одним из четырех видов особых экономических зон, предусмотренных Федеральным законом от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее - Закон об ОЭЗ). В России существует четыре TВОЭЗ: в Зеленограде (Москва), Дубне (Московская область), Санкт-Петербурге и Томске. Для целей регулирования особых экономических зон под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание, производство и реализация научно-технической продукции, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем, информационных систем, оказание услуг по внедрению и обслуживанию такой продукции, программ, баз, топологий и систем.

Производство научно-технической продукции в границах ТВОЭЗ допускается по решению экспертного совета по ТВОЭЗ, руководствующегося приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники и перечнем критических технологий (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 1243-р «Об утверждении перечня технологий, имеющих важное социально-экономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства (критические технологии)»), утв. Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 10 Закона об ОЭЗ).

Резиденты ТВОЭЗ могут получать налоговые льготы и преференции, предоставляемые как на федеральном, так и на региональном уровне (на уровне законов субъектов Российской Федерации). Использование региональных налоговых льгот резидентами обусловлено направлением высвобожденных в результате средств на развитие компаний, обеспечение занятости, сохранение и увеличение числа рабочих мест. Кроме того, Налоговым кодексом Российской Федерации предусмотрены гарантии резидентам ТВОЭЗ в случае неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах (ст. 38 Закона об ОЭЗ).

К числу элементов государственной политики налогового стимулирования, бесспорно, можно отнести пониженные ставки (14%) взносов для предприятий, зарегистрированных на территории технико-внедренческих зон.

Ранее понижающие ставки ЕСН, на смену которому пришли страховые взносы, были установлены для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в области информационных технологий (пп. 7, 8 ст. 241 НК РФ).

Тем самым законодатель поддерживал экспортеров IT-услуг и так называемых офшорных программистов и компании, работающие по заказам западных фирм. При этом большое число российских софтверных компаний, работающих на внутреннем рынке, не получило налоговых льгот.



[1] См.: письмо Минфина России от 28.02.2008 № 03-05-04-01/09.

[2] Гордеева О.В. Особенности налогового регулирования инновационной деятельности // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет, № 7, июль 2010 г.