АВ 2011г. Выпуск 8 "О правовой поддержке науки и инноваций в России"
Применение пониженного тарифа страховых взносов
Инновационная область в силу высокой степени риска предъявляет повышенные требования к участникам страховых отношений. Страхователь обязан предоставить страховщику свидетельство о своей регистрации, лицензии и патенты на деятельность, подлежащую страхованию; раскрыть все обстоятельства, влияющие на уровень риска; сведения о партнерах, планируемые экономические показатели, источники ресурсного обеспечения.
Страхование инноваций следует разделять по таким направлениям, как обеспечение страховой защиты субъектов инновационной сферы и постадийное страхование инновационных процессов, что отражает различие величины ответственности страховщика в страховом покрытии. Особо следует обратить внимание на этапы реализации и освоения новшества в материальном производстве, которым присущи следующие виды риска:
- утрата, повреждение образцов, единичных экземпляров;
- нарушение прав собственности (пиратское копирование);
- невозможность освоить производство новой продукции в условиях конкретного предприятия, что требует дополнительных расходов по возмещению указанных ущербов.
С точки зрения страховщика, к инновационным относятся риски, связанные с ведением инновационного процесса на предприятии, в том числе:
- возникающий в связи с этим риск потери средств, вложенных в инновационный процесс;
- риск неполучения запланированной прибыли от проекта;
- риски потерь, вызванных нарушениями в производстве товаров или услуг из-за внедрения инновации.
Страховые компании пока не торопятся удовлетворять страховые интересы предприятий и организаций, связанные с инновационным процессом, а значит, с созданием, использованием и оборотом интеллектуальной собственности. Сами страховщики только начинают задумываться о необходимости учета вновь возникших страховых интересов.[1]
Пониженный совокупный тариф страховых взносов, предусмотренный для плательщиков страховых взносов - резидентов ТВОЭЗ в 2010 году, составляет 14% (против 26%, предусмотренных для уплачивающих страховые взносы в общем порядке) (подп. 2 п. 2 ст. 57 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ).
В период с 2011 по 2012 год совокупный тариф для резидентов технико-внедренческих зон будет равен 20,2%, в период с 2013 по 2014 год - 27,1% (против 34%, предусмотренных для плательщиков, уплачивающих страховые взносы в общем порядке, с 2011 года) (п. 2 ст. 58 Закона № 212-ФЗ).
Как было упомянуто выше, законодатели активно обсуждают необходимость создания благоприятных условий налогообложения для компаний, осуществляющих научно-техническую, инновационную и внедренческую деятельность.
Однако к моменту подготовки настоящей статьи ни один из планируемых законопроектов не был опубликован. Предлагаемые законодательные инициативы касаются как возможного расширения существующих налоговых льгот и преференций и закрепления новых точечных льгот для инновационных компаний, так и создания технопарков со специальным режимом налогообложения, освобождающим компании от налоговых обязательств на период становления инновационного бизнеса в России. Трудно предугадать, какой из подходов будет воплощен в жизнь, но можно надеяться, что в скором будущем система налоговых льгот и преференций будет модернизирована в соответствии с текущими направлениями развития российской экономики.
[1] Ермасова Н.Б., Ермасов С.В. Особенности страхования инноваций // Финансовый вестник: финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет», № 6, июнь 2010 г.