МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ"
1.Республика Саха (Якутия) (Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)
В 2010 году Государственным Собранием (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) проведено 10 пленарных заседаний, на которых принято 456 нормативных правовых актов, из них 110 законов Республики Саха (Якутия), из которых 22 базовых, и 346 постановлений Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
1.1.Статистические данные по законотворческой деятельности в 2010 г.
В сфере государственного управления и конституционных основ законодательства Республики Саха (Якутия) принято 65 нормативных правовых актов, из них 23 закона.
В сфере местного самоуправления Государственным Собранием (Ил Тумэн) принято 29 нормативных правовых актов, в том числе 10 законов.
В сфере бюджетного и налогового законодательства принято 23 нормативных правовых акта, из которых – 14 стали законами.
По вопросам собственности и экономического развития Республики Саха (Якутия) Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 73 нормативных правовых акта, в том числе 8 законов.
В сфере сельского хозяйства, природопользования и земельных отношений народными депутатами Республики Саха (Якутия) принято 29 нормативных правовых акта, в том числе 12 законов (на 1 закон наложено вето Президента Республики Саха (Якутия).
В сфере социальной политики Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 43 нормативных правовых акта, в том числе 10 законов.
В сфере административной ответственности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка принято 58 нормативных правовых актов, 11 из которых стали законами.
В сфере науки, культуры, образования и здравоохранения Государственное Собрание (Ил Тумэн) приняло 46 нормативных правовых актов, в том числе 20 законов.
По вопросам коренных малочисленных народов Севера принято 8 нормативных правовых актов, из которых 2 закона.
Государственным Собранием (Ил Тумэн) рассмотрены и приняты 3 Конституционных Закона Республики Саха (Якутия):
– «О внесении изменения в статью 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» ,
– «О внесении изменений в статью 5 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)»,
– «О внесении изменения в статью 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Президенте Республики Саха (Якутия)».
Одной из форм работы Государственного Собрания (Ил Тумэн) является организация и проведение парламентских слушаний, «правительственных часов» и «круглых столов». За 2010 год Государственным Собранием (Ил Тумэн) проведено 8 парламентских слушаний, 12 «правительственных часов» и 25 «круглых столов».
В 2010 году проведено 170 заседаний постоянных комитетов и комиссии Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), из них 5 заседаний Коллегии Контрольного комитета Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
1.2.Информационно-аналитический обзор законотворческой деятельности
Государственное управление и конституционные основы законодательства Республики Саха (Якутия)
По итогам 2010 года Государственным Собранием (Ил Тумэн) четвертого созыва в области государственного управления и конституционных основ законодательства республики принято 23 закона Республики Саха (Якутия), в их числе:
В области избирательного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 817-З № 521-IV «О внесении изменений в статьи 19 и 20 Закона Республики Саха (Якутия) «О выборах депутатов представительного органа муниципального района (городского округа)» и статьи 17 и 18 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)» Принятие данного закона обусловлено необходимостью приведения в соответствие с Федеральным законом от 27 декабря 2009 года № 357-ФЗ «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
В целях реализации части 6 статьи 14 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 812-З № 507-IV «О порядке утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет». Закон определяет порядок утверждения перечней информации о деятельности государственных органов Республики Саха (Якутия), размещаемой в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
В целях реализации ежегодного Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года и в соответствии с Федеральным законом от 29 марта 2010 года № 29-ФЗ приняты:
– Конституционный закон от 26 мая 2010 года 824-З № 539-IV «О внесении изменения в статью 8 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Президенте Республики Саха (Якутия)» Согласно изменениям Президент Республики Саха (Якутия) будет представлять Государственному Собранию (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) ежегодный отчет о результатах деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия);
– Конституционный закон от 26 мая 2010 года 825-З № 541-IV «О внесении изменения в статью 14 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» . Установлены контрольные полномочия Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в отношении исполнительных органов государственной власти.
Также в целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года принят Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 826-З № 543-IV «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с повышением представительства избирателей в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации и освобождением от сбора подписей избирателей политических партий, списки кандидатов которых получили депутатские мандаты в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации» . Изменения внесены в части:
– обеспечения представительства в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации политических партий, за которые на региональных выборах проголосовало 5 и более процентов избирателей;
– освобождения от сбора подписей избирателей политических партий, представленных в законодательных (представительных) органах государственной власти субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что с 1 июля 2010 года вступает в законную силу Федеральный закон от 22 декабря 2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», который направлен на обеспечение открытости судебной власти, реализацию прав граждан и организаций на получение информации о деятельности судов, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 823-З № 563-IV «Об обеспечении доступа к информации о деятельности мировых судей в Республике Саха (Якутия)».
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 ноября 2009 года принят Конституционный закон Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2010 года 854-З № 593-IV «О внесении изменений в статью 5 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) «О Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)» . Согласно изменениям не менее чем одному народному депутату, избранному в составе каждого списка кандидатов, допущенного к распределению депутатских мандатов в Государственном Собрании (Ил Тумэн), и каждому народному депутату, избранному в составе списка кандидатов, которому передан депутатский мандат, должно быть предоставлено право осуществлять депутатскую деятельность на постоянной профессиональной основе.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2010 года 859-З № 603-IV «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия)». Закон направлен на правовую регламентацию доступа к информации о деятельности Конституционного суда Республики Саха (Якутия) всеми доступными формами и способами, отвечающими современным требованиям информатизации населения.
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации от 12 декабря 2009 года и положений Федерального закона от 6 мая 2010 года № 80-ФЗ «О внесении изменений в статью 32 Федерального закона «О политических партиях» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 862-З № 629-IV «О гарантиях равенства политических партий, представленных в Государственном Собрании (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), при освещении их деятельности республиканскими телеканалом и радиоканалом» . В Федеральном законе определено, какую информацию следует относить к информации о деятельности соответствующей политической партии.
Республиканский телеканал и республиканский радиоканал республиканской организации телерадиовещания определяется актом Президента Республики Саха (Якутия). Этот акт подлежит опубликованию в республиканских печатных СМИ, учрежденных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти Республики Саха (Якутия). Также в законе предусмотрены общие условия контроля за исполнением содержащихся в нем требований.
Административная ответственность, обеспечение общественной безопасности и правопорядка
В целях согласования с изменениями федерального законодательства и совершенствования положений, регулирующих вопросы административной ответственности, обеспечения общественной безопасности и правопорядка в 2010 году приняты, в частности:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 837-З № 567-IV «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий» . Предусматривается наделение органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по созданию административных комиссий.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 836-З № 565-IV «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «Об органах и учреждениях административной юрисдикции в Республике Саха (Якутия)» . В систему органов административной юрисдикции включены комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, как уполномоченных органов рассматривать дела об административных правонарушениях, отнесенных к их компетенции Кодексом Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях.
Противодействие коррупции и профилактика коррупционных проявлений являются значимым направлением государственной политики, реализуемой как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. С учетом положений Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» внесены изменения и дополнения в республиканское антикоррупционное законодательство:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 803-З № 497-IV «О внесении изменений в статью 11 Закона Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)» . Согласно предлагаемым изменениям решение о проведении антикоррупционной экспертизы проекта закона и проекта постановления, внесенных в парламент республики, принимается Председателем Государственного Собрания (Ил Тумэн) в соответствии с Регламентом Государственного Собрания (Ил Тумэн).
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 816-З № 519-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О противодействии коррупции в Республике Саха (Якутия)». Дано понятие коррупциогенного фактора, учтены положения об осуществлении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) согласно методике, определенной Правительством Российской Федерации, о проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов при проведении правовой экспертизы и мониторинге их применения, о проведении независимой антикоррупционной экспертизы.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 834-З № 559-IV «О внесении изменений в статьи 3.4 и 15.2 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях» в части составления протоколов об административных правонарушениях сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних, так как подразделения по делам несовершеннолетних непосредственно работают с несовершеннолетними и их родителями. Также статья 3.4 Кодекса Республики Саха (Якутия) об административных правонарушениях изложена в новой редакции: «Несоблюдение мер по содействию физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей и предупреждению причинения им вреда» и предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц за нахождение детей на объектах, торгующих товарами сексуального характера, в пивных ресторанах, винных и пивных барах, рюмочных, а также других объектах, которые могут причинить вред здоровью детей, нравственному, интеллектуальному, духовному и психическому развитию ребенка. Также административный штраф на родителей (лиц, их заменяющих), на юридических лиц предусмотрен за нахождение детей в ночное время с 23 до 6 часов летом, с 22 до 6 часов зимой в общественных местах.
В 2010 году внесены поправки в Закон Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-З № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях приведения в соответствие с изменениями Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Так, приняты законы:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 835-З № 561-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Изменениями установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 871-З № 623-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Вносимые законом изменения позволяют дополнить и привести в соответствие с федеральным законодательством основные задачи единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по обеспечению охраны жизни, здоровья и имущества граждан при пользовании водными объектами.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 878-З № 653-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» . Данный закон разработан в связи с протестом Прокурора Республики Саха (Якутия) от 13 ноября 2010 года № 71-4/15-10 на отдельные положения Закона Республики Саха (Якутия) от 16 июня 2005 года 252-3 № 511-III «О защите населения и территорий республики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
Местное самоуправление
В 2010 году продолжилось развитие федерального законодательства, регулирующего основы организации и деятельности местного самоуправления, что в свою очередь повлекло изменение законодательства Республики Саха (Якутия) в области местного самоуправления.
В области избирательного законодательства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2010 года 792-З № 469-IV «О внесении изменений в статью 4 Закона Республики Саха (Якутия) «О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)». Согласно изменениям, гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования возраста 21 год, вправе быть избранным выборным должностным лицом местного самоуправления, тем самым республиканский закон в области муниципальных выборов приведен в соответствие с федеральным законодательством.
В целях реализации части 5.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 865-З № 631-IV «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия)» . В законе определяются следующие гарантии для осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Республике Саха (Якутия):
– получение информации и материалов, необходимых для исполнения полномочий;
– определение продолжительности отпуска лиц, замещающих выборные муниципальные должности;
– дополнительные социальные гарантии по обязательному государственному страхованию;
– гарантии лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе при прекращении полномочий;
– пенсионное обеспечение лицам, замещавшим выборные муниципальные должности на постоянной основе;
– защита чести и достоинства.
В сфере наделения органов местного самоуправления правами и обязанностями по осуществлению отдельных государственных полномочий приняты следующие законы:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года 842-З № 577-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» . Закон принят в целях создания на территории Республики Саха (Якутия) условий для реализации права детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на обеспечение жилым помещением и приведения в соответствие с республиканским законодательством;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 887-З № 675-IV «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) отдельными государственными полномочиями в сфере обеспечения деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении» . Закон разработан в целях уточнения методики определения общего объема субвенций, предоставляемым местным бюджетам из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) для осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Саха (Якутия) переданных им отдельных государственных полномочий по обеспечению деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, оздоровительных образовательных учреждений санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.
Бюджетное и налоговое законодательство
В области бюджетного и налогового законодательства республики в 2010 году принято 14 законов.
Внесены изменения и дополнения в Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2009 года 762-З № 419-IV «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год»:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2010 года 850-З № 595-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2010 год». Доходная часть государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 год увеличивается на 8 357,2 млн. рублей, расходная часть увеличивается на 5 046,3 млн. рублей. Дефицит бюджета составит 4 562,0 млн. рублей и сокращается на 3 310,4 млн. рублей.
Налоговые доходы уточнены в сторону увеличения на сумму 6 504,0 млн . рублей, в том числе основное увеличение прогнозируется по налогу на прибыль организаций в сумме 5 461,4 млн. рублей. Годовые назначения по группе акцизы снижены на 49,7 млн. рублей, в том числе уточнены акцизы на алкогольную продукцию в сторону уменьшения на 74,3 млн. рублей и увеличен прогноз по акцизам на нефтепродукты на 24,6 млн. рублей. Налог на имущество организаций увеличен на 147,8 млн. рублей исходя из роста основных производственных фондов ОАО «Транснефть». Кроме того, увеличен налог на добычу полезных ископаемых на 677,9 млн. рублей, в связи с увеличением объемов добычи сырых алмазов по сравнению с ранее утвержденным прогнозом.
Неналоговые доходы увеличены на 896,6 млн. рублей.
Безвозмездные поступления уточнены в сторону увеличения на 956,5 млн. рублей и составят 46 662,9 млн. рублей.
Расходная часть составляет 93 926,8 млн. рублей или с увеличением на 5 046,3 млн. рублей от утвержденных показателей.
Соответственно уточненные параметры государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на 2010 год составят по доходам 89 364,8 млн. рублей, по расходам – 93 926,8 млн. рублей, дефицит – 4 562,0 млн. рублей.
В области налогового законодательства приняты три закона:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 17 февраля 2010 года 790-З № 465-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» . В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством единый социальный налог исключен из перечня федеральных налогов. Закон устанавливает льготу по налогу на прибыль организаций.
Кроме того, закон приводит в соответствие с федеральным законодательством порядок предоставления налогоплательщикам отсрочки, рассрочки и инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, подлежащих зачислению в государственный бюджет Республики Саха (Якутия). Реализация закона приведет к выпадающим доходам государственного бюджета Республики Саха (Якутия) в 2010 году в объеме 12,6 млн. рублей, в 2011 году – 12,5 млн. рублей, в 2012 году – 12,6 млн. рублей;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 861-З № 615-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» . Установлены размеры потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 875-З № 643-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О налоговой политике Республики Саха (Якутия)» . Предоставлены налоговые льготы организациям внутреннего водного транспорта, а также организациям воздушного транспорта. Предусматривается приведение ставок и сроков уплаты транспортного налога в соответствие с федеральным законодательством.
Внесены изменения в статьи по межбюджетным трансфертам в связи Бюджетным кодексом. В налоговых доходах государственного бюджета вводится норматив зачисления в доходы бюджета государственной пошлины за предоставление лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, выдаваемых уполномоченным органом исполнительной власти Республики Саха (Якутия), и исключается норматив по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) в связи с централизацией этих доходов в федеральном бюджете.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 872-З № 645-IV «О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2011 год». Государственный бюджет Республики Саха (Якутия) на 2011 год по доходам утвержден в сумме 91 435 758 тыс. рублей, объем расходов в сумме 98 132 506 тыс. рублей. Дефицит государственного бюджета утвержден в размере 6 696 748 тыс. рублей.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 873-З № 651-IV «О бюджете Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2011 год» . Бюджет Территориального фонда обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) на 2011 год сбалансирован по доходам и расходам и составляет 9 059,2 млн. рублей.
Вопросы собственности, экономического развития, строительства и ЖКХ
В области законодательного регулирования поставок товаров в арктические районы в связи с природно-климатическими и географическими особенностями нашей республики принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 801-З № 493-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об особом режиме завоза грузов в арктические улусы Республики Саха (Якутия)» . Закон разработан в целях приведения в соответствие с изменениями федерального и республиканского законодательства, в частности требованиям Бюджетного кодекса, Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Поставки продукции (товаров), выполнение работ, оказание услуг в арктические и северные улусы будут осуществляться за счет собственных, заемных и привлеченных средств уполномоченных операторов, а также путем софинансирования за счет средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством в области градостроительной политики приняты следующие законы:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 788-З № 483-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)». Согласно изменениям, в статье 48 установлено, что лица, виновные в нарушении законодательства о градостроительной деятельности, несут дисциплинарную, имущественную, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 6 октября 2010 года 857-З № 605-IV «О внесении изменений в статью 26 Закона Республики Саха (Якутия) «О градостроительной политике в Республике Саха (Якутия)». Данный закон разработан в целях исполнения решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 22 апреля 2010 года и в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством.
В целях дальнейшего уточнения мер обеспечения государственных интересов Республики Саха (Якутия) в алмазно-бриллиантовом комплексе и повышения эффективности управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия) приняты следующие законы:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 821-З № 535-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями и государственной собственностью Республики Саха (Якутия) в акционерной компании «АЛРОСА» (закрытом акционерном обществе)» . Согласно принятому закону, название базового закона изложено в новой редакции: «Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)».
– Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 863-З № 613-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об управлении и распоряжении акциями акционерной компании «АЛРОСА» (закрытого акционерного общества), являющимися государственной собственностью Республики Саха (Якутия)» . Изменения в закон вносятся в целях уточнения мер обеспечения государственных интересов Республики Саха (Якутия) в алмазно-бриллиантовом комплексе и эффективного управления государственной собственностью Республики Саха (Якутия).
Сельское хозяйство, природопользование и земельные отношения
Агропромышленный комплекс и его базовая отрасль – сельское хозяйство - является ведущим сектором экономики сельской части населения Республики Саха (Якутия).
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 789-З № 487-IV «О внесении изменений в статьи 6 и 9 Закона Республики Саха (Якутия) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов» . В Законе Республики Саха (Якутия) «О рыболовстве, рыбном хозяйстве и сохранении водных биологических ресурсов» в статье 6 исключена часть 3, в статье 9 прибрежное рыболовство выделено в отдельную категорию.
С учетом изменений, внесенных в Лесной кодекс Российской Федерации, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 806-З № 503-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О сельскохозяйственных палах» . Принятые изменения позволят урегулировать вопросы проведения сельскохозяйственных палов в новых условиях ведения лесного хозяйства.
В целях приведения в соответствие природного законодательства республики федеральному законодательству приняты три закона Республики Саха (Якутия):
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 815-З № 513-IV «О внесении изменений в статьи 1 и 2 Закона Республики Саха (Якутия) «Об установлении цены земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» . Согласно изменениям переносится срок окончания приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственниками расположенных на них объектов недвижимости в собственность по льготным ценам с «до 1 января 2010 года» на «до 1 января 2012 года», а также срок приобретения указанных земельных участков, на которых расположены линии электропередач, линии связи, трубопроводы, дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) с «до 1 января 2013 года» на «до 1 января 2015 года»;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 831-З № 553-IV «О внесении изменения в Закон Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)». Исключена статья 4 закона Республики Саха (Якутия) «О поддержке сельскохозяйственных кооперативов в Республике Саха (Якутия)», как противоречащая федеральному законодательству.
В области недропользования принят Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 832-З № 555-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О недрах». Согласно изменениям в Федеральном законе от 21 февраля 1992 года № 2395-1 «О недрах», субъекты Российской Федерации наделены полномочиями предоставления права пользования общераспространенными полезными ископаемыми только на основании аукциона. Для приведения в соответствие с федеральным законом вносятся редакционные правки в статьи 4, 9, 12, 15, 37 и 40, в новой редакции изложена статья 42 Закона Республики Саха (Якутия) от 2 июля 1998 года 3 № 29-II «О недрах».
Для осуществления правового регулирования земельных отношений в Республике Саха (Якутия) принят Земельный кодекс Республики Саха (Якутия) от 15 декабря 2010 года 888-З № 673-IV. В Кодексе определены полномочия государственных органов, органов местного самоуправления в области земельных отношений. Изложены особенности приобретения прав на земельные участки сельскохозяйственного назначения, с учетом региональных особенностей республики, а также установлены сроки пользования земельными участками, количество и размер земельных участков, установлены платежи за использование земельных участков и платежи за приобретение прав на земельные участки. Впервые законодательно изложен порядок предоставления прав на земельные участки для ведения традиционного природопользования представителям и общинам коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Ежегодно в рамках утверждения прогноза социально-экономического развития республики на очередной и плановый период Правительством Республики Саха (Якутия) до всех муниципальных образований доводятся задания по производству важнейших видов продукции и услуг.
Коренного изменения ситуации в сельскохозяйственном комплексе планируется добиться путем передачи государственных полномочий органам местного самоуправления по предоставлению сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущим личное подсобное хозяйство), сельскохозяйственным кооперативам, организациям агропромышленного комплекса, включая организации по обслуживанию в сфере сельского хозяйства, а также организациям пищевой и перерабатывающей промышленности, независимо от их организационно-правовой формы, государственной поддержки в области сельскохозяйственного производства по следующим направлениям:
1. Развитие животноводства: скотоводства, свиноводства, производства и переработки продукции животноводства.
2.Развитие растениеводства: кормопроизводства, овощеводства, картофелеводства, производства зерна;
3. Развитие табунного коневодства;
4. Развитие традиционных отраслей Севера: развитие северного оленеводства, охотничьего хозяйства, клеточного звероводства, рыболовного хозяйства.
Социальная политика
В области защиты прав несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 810-З № 527-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации и испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)» . Согласно изменениям пункт 2 статьи 1 изложен в следующей редакции: «Для работодателей, создающих за счет собственных средств рабочие места для несовершеннолетних граждан, указанных в статье 2 настоящего Закона, органами государственной власти Республики Саха (Якутия) предусматриваются меры финансового поощрения». Тем самым, полностью устраняется противоречие с федеральным законодательством.
В целях приведения в соответствие с законодательством Российской Федерации по устранению причин и условий, способствующих нарушению жилищных прав детей-сирот, принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 808-З № 531-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О порядке предоставления жилья детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей в Республике Саха (Якутия)» . Разработанный закон вносит коррективы в вопрос о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей и устраняет условия, способствующие нарушению жилищных прав этих детей. Так, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в момент наступления права на жилую площадь обеспечиваются органами исполнительной власти Республики Саха (Якутия) жилыми помещениями из государственного жилищного фонда Республики Саха (Якутия) и органами местного самоуправления жилыми помещениями из муниципального жилищного фонда в случае наделения отдельными государственными полномочиями по договорам социального найма.
В области охраны детства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2010 года 843-З № 579-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О размере и порядке выплаты денежных средств на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и находящихся под опекой (попечительством) и в приемных семьях, и о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по осуществлению выплаты денежных средств» . Министерством образования Республики Саха (Якутия) ведётся комплексная и целенаправленная работа по развитию семейных форм устройства детей. На сегодняшний день из 6 472 детей, оставшихся без попечения родителей, только 905 находятся в интернатных учреждениях (13,9 %), остальные дети охвачены разными формами семейного устройства.
Закон разработан с целью приведения в соответствие с федеральным законодательством вопросов оплаты труда приёмным родителям, социальной поддержки семей, воспитывающих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также направлен на стимулирование развития института приёмной семьи. На выплату заработной платы приемным родителям предлагается предусмотреть 528 827 тыс. рублей в 2010 году из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).
В области законодательства о пенсионном обеспечении граждан принят Закон Республики Саха (Якутия) от 10 ноября 2010 года 870-З № 627-IV «Об утверждении величины прожиточного минимума пенсионера в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2011 год» . Настоящий Закон разработан во исполнение части 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», в соответствии с которым величина прожиточного минимума в каждом субъекте Российской Федерации устанавливается ежегодно законом субъекта Российской Федерации и доводится уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации до сведения Пенсионного фонда Российской Федерации не позднее 1 ноября года.
В области охраны детства принят Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 879-З № 679-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Республике Саха (Якутия) и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями по осуществлению деятельности по опеке и попечительству» . Рассчитаны субвенции на передаваемые полномочия в отношении граждан, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также совершеннолетних дееспособных граждан, которые по состоянию здоровья не могут самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности.
Органам местного самоуправления необходимо будет осуществлять организацию деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, посредством доплат к денежному содержанию специалиста, а в муниципальных районах и городских округах, где находятся учреждения социальной защиты населения и психоневрологические стационары, в которых находятся лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными, посредством организации дополнительных платных должностей из расчета численности находящихся в них людей.
Наука, культура, образование и здравоохранение
В республиканский закон «Об образовании» внесены изменения и дополнения в целях приведения в соответствие с федеральным законодательством:
– Закон Республики Саха (Якутия) 18 февраля 2010 года 796-З № 477-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании». Изменения касаются платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в образовательных организациях, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования. В целях материальной поддержки воспитания детей, посещающих дошкольные учреждения, а также иные образовательные организации, реализующие основную общеобразовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) будет выплачиваться компенсация на первого ребенка – в размере 20% размера внесенной им родительской платы в соответствующем образовательном учреждении, на второго ребенка – 50%, на третьего ребенка и последующих детей – 70% размера указанной родительской платы;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 809-З № 533-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об образовании». Данный закон принят в целях приведения республиканского закона в соответствие с федеральным законодательством и исполнения определения Верховного суда Российской Федерации и решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) о признании некоторых статей противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
Внесенные изменения касаются вопросов реализации государственной политики в сфере образования в Республике Саха (Якутия), принципов правового регулирования отношений в сфере образования, реализации принципов учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей, в частности национально-региональных компонентов образовательных программ. Кроме того, изложены в новой редакции статьи, касающиеся реализации федеральных государственных образовательных стандартов, образовательных уровней (образовательных цензов), государственной (итоговой) аттестации, лицензии на право ведения образовательной деятельности и ряд иных редакционных правок.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 807-З № 505-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране общественной нравственности» , который разработан и принят для устранения недостатков правового регулирования в сфере защиты несовершеннолетних от информации, причиняющей вред здоровью, нравственному и духовному развитию. В данном случае с 18 лет (ранее с 16 лет) установлен возраст детей, в отношении которых не рекомендуется просмотр, чтение и пользование печатной, аудио-, видеопродукции, иной продукции, содержащей сведения, способные нанести вред нравственному и духовному развитию детей, пропагандирующей национальную, социальную нетерпимость, насилие и жестокость, действия сексуального характера, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение. В том числе доступ к сети Интернет в образовательных учреждениях дошкольного, общего, дополнительного образования детей и иных организациях осуществляется при условии применения программно-технических и иных средств, обеспечивающих защиту детей от указанной продукции.
В области охраны здоровья населения принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 798-З № 485-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «Об охране здоровья населения в Республике Саха (Якутия)» и отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия)» . Настоящий закон разработан в целях приведения законодательства Республики Саха (Якутия) в соответствие с федеральным законодательством.
В целях формирования здорового образа жизни и популяризации спорта среди населения в республике приняты следующие законы:
– Закон Республики Саха (Якутия) от 17 июня 2010 года 846-З № 587-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О физической культуре и спорте в Республике Саха (Якутия)». Так, из статьи 8 исключены пункты 7-9, глава 1 дополнена статьей 8.1 «Права органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта». Принятые поправки отражают произошедшие изменения федерального законодательства в части определения полномочий и прав органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.
Принят Закон Республики Саха (Якутия) от 18 февраля 2010 года 805-З № 501-IV «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Саха (Якутия) «О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)» . Согласно поправкам республиканский закон «О правах и гарантиях инвалидов по зрению (абсолютно слепых)» будет устанавливать инвалидам по зрению (абсолютно слепым) дополнительные меры социальной поддержки, не предусмотренные Федеральным законом от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В целях приведения в соответствие с федеральным законодательством принят Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 813-З № 509-IV «О внесении изменения в статью 18 Закона Республики Саха (Якутия) «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» . Нормами Федерального закона от 29 декабря 1994 года № 77-ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» обязанность производителей документов (редакций газет и журналов) передавать на постоянное хранение в соответствующий архив обязательный экземпляр документов для включения в состав своего фонда не установлена. Таким образом, из республиканского закона «Об архивном деле в Республике Саха (Якутия)» исключен пункт 5 статьи 18, устанавливающий данную обязанность.
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 839-З № 571-IV «О внесении изменений в статью 9 Закона Республики Саха (Якутия) «Об основных направлениях профилактики наркомании и токсикомании на территории Республики Саха (Якутия)» . Законом устанавливаются дополнительные меры по недопущению потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ без назначения врача. Законом установлено, что руководители юридических лиц и лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, организуют проведение предварительных, периодических медицинских осмотров работников, проводят мероприятия по выявлению лиц, потребляющих наркотические, психотропные, иные средства и вещества и их аналоги, отстраняют от выполнения любых видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, лиц, находящихся в состоянии наркотического опьянения, принимают меры по недопущению незаконного потребления наркотических средств, психотропных и токсических веществ в помещении или на территории предприятия. В режиме второго чтения установлено, что работодатели отстраняют от работы (не допускают к работе) лиц, находящихся в состоянии наркотического или иного токсического опьянения;
– Закон Республики Саха (Якутия) от 26 мая 2010 года 840-З № 573-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)» и Закон Республики Саха (Якутия) «О защите здоровья детей и молодежи от опасности употребления алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе» . Закон разработан в целях реализации Концепции реализации государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2009 года № 2128-р и предусматривает расширение полномочий органов исполнительной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) в области государственной политики по профилактике злоупотребления алкогольной продукции. Согласно изменениям в Законе Республики Саха (Якутия) «О профилактике злоупотребления алкогольной продукцией в Республике Саха (Якутия)» основанием для признания района или его части районом напряженной алкогольной ситуации, вызванной алкоголизацией населения также признаются в промышленных районах и в г. Якутске, если уровень потребления алкоголя в пересчете на абсолютный алкоголь на душу населения будет свыше 8 литров, на остальной территории свыше 5 литров, а также, если уровень первичной заболеваемости алкоголизмом и алкогольными психозами превышает среднереспубликанский показатель.
В сфере молодежной политики принят Закон Республики Саха (Якутия) от 7 октября 2010 года 852-З № 611-IV «О внесении изменений в Закон Республики Саха (Якутия) «О государственной молодёжной политике в Республике Саха (Якутия)». Предлагаемые законом изменения конкретизируют компетенцию Правительства Республики Саха (Якутия) в распределении и координации основных направлений государственной молодежной политики между органами государственной власти республики, а также позволят более конкретно указать меру возможного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления.
Данный закон предлагает подготовку и представление Правительством Республики Саха (Якутия) ежегодного доклада о ходе реализации молодежной политики, о положении молодежи в Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия). Министерство по молодежной политике Республики Саха (Якутия) ежегодно в течение первого квартала текущего года будет вносить в Правительство Республики Саха (Якутия) доклад о ходе реализации государственной молодежной политики в Республике Саха (Якутия).
Коренные малочисленные народы Севера
В области социально-экономического обеспечения прав коренных малочисленных народов Севера в 2010 году приняты два закона:
Закон Республики Саха (Якутия) от 14 апреля 2010 года 820-З № 537-IV «Об этнологической экспертизе в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)» . Закон разработан с целью реализации положений статьи 72 Конституции Российской Федерации, статьи 38 Конституции (Основного закона) Республики Саха (Якутия), Федеральных законов от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации», от 7 мая 2001 года № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации», федерального законов и законов Республики Саха (Якутия) в сфере защиты прав коренных малочисленных народов Севера. Данный закон регулирует отношения в области этнологической экспертизы, в целях предотвращения и предупреждения негативных воздействий намечаемой хозяйственной и иной деятельности на исконную среду обитания, традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, социально-экономического и культурного развития коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия). Отныне этнологическая экспертиза будет проводиться до реализации и в обязательном порядке при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия).
Закон Республики Саха (Якутия) от 16 декабря 2010 года 877-З № 681-IV «О внесении изменения в статью 2 Закона Республики Саха (Якутия) «О перечне коренных малочисленных народов Севера и местностей (территорий) их компактного проживания в Республике Саха (Якутия )». Предлагается отнести с 21 сентября 2010 года к перечню коренных малочисленных народов Севера, проживающих на территории Республики Саха (Якутия) аборигенный этнос – чукчи в соответствии с Единым перечнем коренных малочисленных народов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 2 сентября 2010 года № 699). В указанной редакции Постановления Правительства Российской Федерации в Единый перечень наименований коренных малочисленных народов Российской Федерации Республика Саха (Якутия) включена как территория, на которой проживают чукчи.