МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Дальневосточный федеральный округ"
6.Магаданская область (Магаданская областная Дума)
6.1.Социально-экономическая ситуация в Магаданской области по итогам 2010 года.
Главной целью деятельности законодательной и исполнительной ветвей власти Магаданской области в 2010 году являлось обеспечение стабильного поступательного развития экономики, улучшения условий жизни граждан. Минувший год был знаменателен тем, что удалось закрепить наметившиеся ранее положительные тенденции в развитии экономики области.
По итогам 2010 года валовой региональный продукт увеличился и составил более 54 млрд. рублей. Кроме того, выросли объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, выполненных работ в строительном комплексе области. Высокая оценка «положение значительно лучше среднероссийского» была выставлена Магаданской области по сводному индексу в реальном секторе экономики. Он рассчитывается по восьми показателям, таким, как индекс промышленного, сельскохозяйственного производства, темпы роста потребления электроэнергии, рост числа прибыльных предприятий, доля просроченной задолженности кредитов юридических лиц, темпы роста оборота розничной торговли и платных услуг населению.
Основные макроэкономические показатели также имеют положительную динамику, но меньше чем в 2009 году в сопоставимой оценке, привлечено в экономику области инвестиций. Над этой проблемой работает администрация области. Была принята и действует с начала текущего года программа развития инвестиционного потенциала на период до 2015 года, которая даст ожидаемый результат по притоку инвестиций. Эти успехи обеспечены стабильной деятельностью предприятий горнодобывающего комплекса, энергетики, обрабатывающих отраслей, транспорта и сферы услуг.
В основной горнодобывающей отрасли достигнут рост объемов добычи золота. Он обеспечен деятельностью 111 предприятий недропользователей, в основном добывающих его из россыпных месторождений. Добыча серебра из рудных месторождений снизилась. Возросли объемы добычи каменного угля и общераспространенных полезных ископаемых.
С положительными результатами завершили год предприятия рыбопромышленного комплекса, увеличились объемы освоенных квот на биоресурсы, возрос выпуск пищевой продукции, хорошие результаты достигнуты в прибрежном рыболовстве. Продолжает развиваться агропромышленный комплекс. Увеличилось производство валовой продукции.
Развития достигли предприятия сферы услуг: вырос оборот розничной торговли, увеличился оборот общественного питания, населению было оказано платных услуг на сумму около 9,8 млрд. рублей, возрос объем бытовых услуг. Стабильно функционировали в минувшем году все виды транспорта и связи. Всего оборот организаций составил 86,5 млрд. руб.
Уровень инфляции составил 8,5%. Это один из самых низких за последние годы показателей. Динамика экономического роста позитивно повлияла на многие социальные индикаторы, улучшив их значения.
В минувшем году улучшились социальные показатели. Уровень бедности снизился. Это произошло, в основном, за счет сокращения доли пенсионеров, как в результате произошедшей индексации пенсий, так и получения социальных доплат из областного бюджета неработающим пенсионерам. Такие доплаты получили порядка 3 тысяч человек. Необходимые для этих целей финансовые ресурсы были обеспечены за счет оптимизации расходов областного бюджета, в т.ч. сокращения средств на функционирование органов госвласти. Среднемесячная начисленная заработная плата возросла до 38,3 тыс. рублей. Реальный её уровень вырос на 4,9 %. В целом, в прошлом году реальные денежные доходы населения увеличились на 3%.
В минувшем году не только были сохранены все социальные обязательства перед населением, но и проиндексированы с учетом роста потребительских цен, а также расширены меры социальной поддержки. Всего на реализацию публичных обязательств было направлено 716 млн. рублей. Льготы, субсидии, назначенные выплаты всем, кто в них нуждается, осуществлялись точно в срок, их получателями стали более 24 тысяч граждан.
Доходная часть областного бюджета составила более 17 млрд. рублей, или 103,7 % к плану. При этом поступление собственных доходов увеличилось. По оценке качества управления региональными финансами субъектов Российской Федерации, проводимой Минфином России , Магаданской области впервые присвоена II степень качества организации бюджетного процесса.
Также успешно был исполнен по доходам бюджет внебюджетного фонда ОЭЗ. Доходы были направлены на финансирование различных мероприятий социальной направленности и реализацию инвестиционных проектов. В 2010 году проводилась работа по совершенствованию законодательства об ОЭЗ для создания наиболее благоприятных условий для её участников. В текущем году она будет продолжена с учетом функционирования ОЭЗ в условиях Таможенного союза.
В течение года была оказана серьезная поддержка реальному сектору экономики. Агропромышленному комплексу было выделено 141,7 млн. рублей, строительная отрасль в виде бюджетных инвестиций в строительство и реконструкцию различных объектов социального назначения получила более 4,1 млрд. рублей, более 67 млн. рублей было направлено на поддержку малых и средних предприятий, ещё 57,5 млн. рублей было направлено на реализацию инвестиционных проектов из внебюджетного фонда ОЭЗ.
Техническая и технологическая модернизация в животноводстве, растениеводстве и птицеводстве – это одно из новых направлений Программы поддержки агропромышленного комплекса, которое реализуется с 2009 года.
Были расширены меры поддержки малого бизнеса. Получили развитие новые направления, ориентированные на содействие малым предприятиям в приобретении энергосберегающего оборудования и новой техники по лизингу. Арендаторы получили право на автоматическую пролонгацию договоров аренды без проведения конкурсов и аукционов.
Благодаря реализации важнейших федеральных целевых программ “Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года” и «Модернизация транспортной системы России (2002 – 2010 годы)» в области создано порядка 2,5 тысяч высоко оплачиваемых рабочих мест. На объекты этих программ в 2010 году было направлено 83% всех финансовых средств, предусмотренных для их освоения.
Продолжалось строительство и реконструкцию важнейших объектов сферы здравоохранения. Значительно повысился уровень оснащенности лечебных учреждений. Были выделены средства на приобретение современного диагностического и лечебного оборудования. В отрасли профинансированы и выполнены все запланированные мероприятия в рамках действующих 4-х областных медико-социальных программ. На территориальную программу обязательного медицинского страхования выделено из областного бюджета 3,5 млрд. рублей.
Общий уровень инновационной активности территории в 2010 году составил 34%. Инновационная деятельность велась в сфере добычи полезных ископаемых, обрабатывающих производств, телекоммуникаций, производства и распределения электроэнергии и воды, а также использования вычислительной техники и информационных технологий, предоставления прочих видов услуг. В минувшем году успешно выполнялись программы строительства и ремонта производственных и социальных объектов, жилья.
В 2010 году продолжалась работа по обеспечению жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа. Проведены мероприятия по реализации прав на образование детей-инвалидов, а также мероприятия позволившие сократить численность детей, нуждающихся в устройстве в дошкольные учреждения.
Расходы бюджета на социальную поддержку населения в 2010 году составили 1,4 млрд. руб.
В целях улучшения качества жизни пожилых граждан направлено 354 млн. рублей на мероприятия, способствующие улучшению социально-экономического положения данной категории граждан и продлении их активного долголетия.
Выполнено Поручение Президента Российской Федерации по улучшению жилищных условий ветеранов войны : 12 инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечены благоустроенными квартирами.
Выплачивается новый вид социальной помощи - региональная социальная доплата к пенсии. Осуществление этих мер позволило оказать реальную помощь малоимущим гражданам на общую сумму почти 192 млн. руб.
6.2.Законотворческая деятельность Магаданской областной Думы.
В 2010 году Магаданская Областная Дума приняла 131 закон, из которых 30,5% были посвящены вопросам экономической политики, 42,1% - вопросам региональной политики, 27,4% - вопросам социальной политики.
Направления развития бюджетного законодательства Магаданской области во многом определяются процессами реформирования федерального бюджетного законодательства. Важным фактором, определяющим пути совершенствования областного законодательства о бюджете, является введение системы бюджетного финансирования, ориентированного на результат.
Законодательные акты Магаданской области, регулирующие бюджетные отношения, можно дифференцировать, выделив несколько тематических блоков.
К первой группе относятся законы Магаданской области, регулирующие общие вопросы формирования и исполнения региональных бюджетов, в том числе в части предоставления межбюджетных трансфертов, вторая группа нормативных актов – это законы о бюджете области на очередной финансовый год, а также о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов.
За 2010 год было принято 5 законов «О внесении изменений в Закон Магаданской области «Об областном бюджете на 2010 год»», Закон «О внесении изменения в Закон Магаданской области «О бюджетном процессе в Магаданской области», а так же был принят закон «Об областном бюджете на 2011 год»». Областной бюджет формируется с учетом не только изменений бюджетного и налогового законодательства, но и Бюджетного Послания Президента Российской Федерации. Особенностью областного бюджета является ориентирование на участие Магаданской области в различных федеральных программах, прежде всего в федеральной целевой программе «Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья до 2013 года». Принятие областных целевых программ, является одним из основных и эффективных средств формирования экономической и социальной политики в регионе, т.к. оно обеспечивает, в том числе софинансирование из федерального бюджета важнейших направлений развития области.
Ежегодно областной Думой утверждается бюджет внебюджетного фонда Особой экономической зоны и отчет о его исполнении. Анализируя направления расходования средств внебюджетного фонда Особой экономической зоны, депутаты областной Думы констатировали, что ежегодно все больше средств внебюджетного фонда направляется на финансирование социальной сферы.
Важным условием успешного развития экономической сферы региона является совершенствование областного законодательства вопросов экономического развития территории. Действенным инструментом повышения конкурентоспособности региональной экономики является инновационная политика. С целью обеспечения устойчивого развития экономики региона за счет перехода на инновационный путь развития областная Дума приняла Закон Магаданской области « Об инновационной деятельности в Магаданской области», который установил порядок формирования, утверждения и реализации инновационной политики, проводимый органами государственной власти региона.
В соответствие с изменениями федерального законодательства в 2010 году был принят в новой редакции Закон Магаданской области « О перечне товаров и услуг, централизованные поставки которых необходимы для обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований Магаданской области ».
Базовой основой областного законодательства является Устав Магаданской области. В 2010 году было принято 3 закона « О принятии поправок к Уставу Магаданской области».
В целях совершенствования областного законодательства о выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии в течение четвертого созыва депутатами областной Думы принят ряд областных законов, регулирующих данную сферу. Например, Закон Магаданской области «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О системе избирательных комиссий в Магаданской области», «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О выборах депутатов Магаданской областной Думы», «О внесении изменений в Закон Магаданской области «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования».
Социальное благополучие населения Магаданской области являлось стратегической целью депутатского корпуса областной Думы. В условиях высокой дотационности областного бюджета, депутаты областной Думы смогли сохранить социальную направленность областного бюджета. Обеспечение граждан пособиями на детей – одна из мер проводимой в области демографической политики в части повышения рождаемости и поддержки семьи в вопросах воспитания детей. В частности, был принят Закон Магаданской области «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Магаданской области», а также законы о внесении изменений в отдельные законы Магаданской области о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Также были приняты Законы «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан», «О стратегии социального и экономического развития Магаданской области на период до 2025 года» и «О денежных пособиях специалистам, работающим в областных государственных или муниципальных учреждениях, удаленных от административного центра Магаданской области».