МИ 2011г. "Анализ законотворческой деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ"
1. Прохождение в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, входящих в Сибирский федеральный округ [1]
В Государственную Думу пятого созыва внесено или перешло из прошлых созывов 195 проектов федеральных законов от законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, что составляет 11,1% от количества законопроектов, поступивших в Государственную Думу 5-го созыва от всех законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Из 195 законопроектов по 163 Государственной Думой работа завершена, это составляет 83,6 % от числа поступивших .
Из числа законопроектов, работа над которыми завершена, 146 законопроектов отозваны, возвращены, сняты с рассмотрения или отклонены, при этом надо отметить, что:
· 25,3 % из них сняты с рассмотрения Государственной Думы в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы;
· 58,3 % были отклонены Государственной Думой по различным причинам на стадии рассмотрения законопроекта в первом чтении;
· 16,4 % от общего числа законопроектов, работа над которыми завершена, были возвращены субъекту права законодательной инициативы для выполнения требований Конституции Российской Федерации и Регламента Государственной Думы, либо законопроект, предусматривал внесение изменений в закон, утративший силу.
В период работы Государственной Думы пятого созыва принято 17 федеральных законов, проекты которых были внесены законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, – это 4,3 % от количества законопроектов, работа над которыми завершена (17 от 163). Этот показатель несколько ниже уровня принятия законопроектов, внесенных в целом законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации в период работы Государственной Думы пятого созыва, который в настоящее время составляет 9,9%.
Результаты прохождения в Государственной Думе законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов, входящих в Сибирский федеральный округ, представлены в таблице 1.
Таблица 1
№ п/п |
Законодательный (представительный) орган субъекта РФ |
Подписаны Президентом РФ |
Отклонены в первом, втором или третьем чтениях |
Сняты в связи с отзывом субъектом права законодательной инициативы |
Возвращены для выполнения требований Конституции РФ и Регламента ГД либо как вносящие изменения в закон, утративший силу |
1. |
Республика Алтай |
1 |
4 |
1 |
1 |
2. |
Республика Бурятия |
2 |
4 |
4 |
0 |
3. |
Республика Тыва |
1 |
1 |
1 |
0 |
4. |
Республика Хакасия |
1 |
2 |
1 |
2 |
5. |
Алтайский край |
1 |
14 |
3 |
0 |
6. |
Забайкальский край |
3 |
11 |
2 |
3 |
7. |
Красноярский край |
1 |
12 |
2 |
4 |
8. |
Иркутская область |
1 |
4 |
1 |
4 |
9. |
Кемеровская область |
1 |
4 |
12 |
4 |
10. |
Новосибирская область |
3 |
11 |
5 |
3 |
11. |
Омская область |
1 |
7 |
3 |
0 |
12. |
Томская область |
1 |
11 |
2 |
3 |
ИТОГО: |
17 |
85 |
37 |
24 |
Тематика принятых Федеральных законов :
· 10 Федеральных законов в части создания и упразднения некоторых районных (городских) судов и об изменении числа мировых судей и количества судебных участков в субъектах;
· Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (опубликован 24.02.2010 г.);
· Федеральный закон «О признании утратившей силу части 3 статьи 22 Федерального закона "О муниципальной службе в Российской Федерации" (опубликован 29.10.2008 г.);
· Федеральный закон «О внесении изменения в статью 230 Трудового кодекса Российской Федерации (опубликован 13.05.2009 г.);
· О внесении изменения в статью 6 Федерального закона "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" ((опубликован 11.02.2009 г.);
· Федеральный закон «О внесении изменения в статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 30.09.2009 г.);
· Федеральный закон «О внесении изменений в статью 346.25.1 части второй Налогового кодекса Российской Федерации» (опубликован 22.07.2009 г.);
· Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 8 и 21 Федерального закона "Об электроэнергетике" ( опубликован 29.07.2010 г.).
Надо отметить, что в Государственной Думе ведется активная работа по повышению эффективности принятия законопроектов, внесенных законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации, что дает свои положительные результаты.
Основные направления работы по повышению эффективности принятия законопроектов:
- Работа Комитетов Государственной Думы;
- Работа Аппарата Государственной Думы – Правовое управление, Аналитическое управление, Управление по организационному обеспечению деятельности Государственной Думы, Парламентская библиотека и др.;
- Ассамблея российских законодателей при Государственной Думе;
- Координационный Совет руководителей аппаратов законодательных (представительных) органов государственной власти Российской Федерации;
- Правовое содействие субъектам законодательной инициативы на стадии подготовки проекта закона к внесению в Государственную Думу (т.н. «нулевое чтение»).
[1] Здесь и далее статистические данные приведены на основании сведений АСОЗД по состоянию на 16 мая 2011 года.